конспект урока по окружающему миру на тему «Зона смешанных и широколиственных лесов»
Деятельностная цель: формирование способностей учащихся к новому способу действия, связанному с построением изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная : продолжить формирование представлений школьников о зависимости климатических условий, растительного и животного мира от количества солнечного света и тепла. Ввести понятие «средняя полоса России». Показывать на карте, какую часть территории Росси и называют «средней полосой». Сравнивать природные условия таежной зоны и зоны смешанных лесов. Высказывать суждение о том, почему эта природная зона является самой густозаселенной частью России
Воспитательная: элементы экологической культуры: принятие ценности природного мира; готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения
1.Познавательные: проводить сравнение природных объектов по заданному плану ;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.
2.Коммуникативные: высказывать обоснованное суждение; участвовать в диалоге.
3.Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия
Оборудование: учебник, карта природных зон России, карточки «Маршрутный лист», заготовка буклета, карточки с животными и растениями, клей, интерактивная доска (ИД).
Деятельность учащихся
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Путешествие в смешанный лес.» (3класс)
Задачи:п ознакомить с многообразием лесных растений и животного мира в лесной зоне, показать взаимосвязь, которая складывается между обитателями зоны лесов, роль леса в природе и жизни людей.
— формирование осознанного положительного отношения к процессу познания;
— формирование способности к самооценке;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— воспитание бережного отношения к природе,её богатствам
— обучение работе с информацией;
— формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез;
— определение и формулировка цели;
— управление своей деятельностью — контроль и коррекция;
— инициативность и самостоятельность.
— речевая деятельность;
— навыки сотрудничества;
— учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
План с указанием тематических блоков и частей урока, необходимого времени для реализации каждой части.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Самоопределение к деятельности.
4. Изучение нового материала
5. Физкультминутка.
6. Обобщение полученных знаний.
У каждого из ребят на столе лежит билет, детям необходимо выбрать правильный вариант ответа в каждом вопросе.
1. Определите порядок расположения природных зон России с севера на юг:
К) степь, лесная зона, тундра, зона арктических пустынь
Л) зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь
М) лесная зона, зона арктических пустынь, степь, тундра
Н) лесная зона, зона арктических пустынь, тундра, степь
2. Густой лес из хвойных растений называется
3. Какая природная зона следует после зоны Тайги ?
— Что вы видите на изображении? Какие растения здесь изображены? Это растения хвойные или лиственные?
Учащимся необходимо посмотреть на изображения, описать увиденное и определить хвойные они или лиственные?
Каждый пункт плана исследования природной зоны написан на отдельном листочке. Перед уроком каждый лист помещают под стулья учеников. 1 ученик = 1 лист. Листы размещаем в случайном порядке. После определения темы урока опросим учеников заглянуть под стул и тех, кто обнаружил листы, просим выйти к доске. У доски дети составляют план исследования природной зоны.
*Экологические проблемы и охрана природы
*Использование природы данной зоны человеком
Задание «Вставь пропущенные слова ». Обучающемуся необходимо ознакомиться с текстом в учебнике и вставить пропущенные слова на рабочем листе.
Игра «Угадай по описанию ». Учитель зачитывает описание растений, а ученикам необходимо догадаться, о каком растении идет речь, и расположить иллюстрацию данного растения под нужной цифрой:
1.Это громадное дерево до 40м высотой. У него толстый ствол с извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листвы. Кажется, что стоит русский богатырь. Древние люди считали дерево магическим и приносили ему жертвы. /дуб/
2.Это аккуратное, изящное дерево. Издали оно похоже на наконечник огромной, нацеленной в небо пики — – так прям её ствол. Дерево не требовательно к свету и может хоть всю жизнь расти в тени более рослых деревьев. Оно не сбрасывает осенью свои хвоинки, а меняет их постепенно в течении нескольких лет. /ель/
3.Настоящая красота дерева раскрывается в конце лета – начале осени, когда раскраснеется оно от обилия ягод. Огнём загорятся их грозди на фоне изящных, как пёрышки, листьев. Стоит дерево нарядное, словно румяная невеста. /рябина/
4. Этот куст ветвистый, колючий, с длинным ползучим корневищем. Листья сверху гладкие, ярко-зеленые, а снизу серебристо-белые, словно войлочные. По цвету ягодки розовые, ярко-красные или темно-бордовые, а по форме круглые или вытянутые. Внутри каждой из них прячется зернышко. Созревают они не все сразу, а постепенно: сначала на верхних веточках, где много солнышка, а потом и на нижних. / малина/
5. Однолетнее или многолетнее жгучее травянистое растение. Имеет покрытые жгучими волосками ствол и листья. Листья с зубчатыми краями / крапива/
6. Особый вид мелких растений, высотой от 10мм.до 10 см. Он вырастает на стволах деревьев, на камнях, на стенах и на земле, но только там, где много влаги / мох/
На рисунке найти изображение 7 животных смешанных лесов. Составьте список животных, которых удалось отыскать на рисунке.
— Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок окружающего мира. Сегодня мы с вами отправимся в одну из природных зон нашей страны, но в какую именно, пока тайна.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
-До природной зоны мы будем добираться на самолете, но посадка в самолет осуществляется только по билетам.
-У каждого из вас на столе лежит билет, вам необходимо выбрать правильный вариант ответа в каждом вопросе и узнать куда же мы отправимся.
Задание на билете( Приложение 1):
1. Определите порядок расположения природных зон России с севера на юг:
К) степь, лесная зона, тундра, зона арктических пустынь
Л) зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь
М) лесная зона, зона арктических пустынь, степь, тундра
Н) лесная зона, зона арктических пустынь, тундра, степь
2. Густой лес из хвойных растений называется
3. Какая природная зона следует после зоны Тайги ?
Учитель проходит по рядам,проверяет билеты детей
-Ребята, куда же отправляется наш самолёт?
-Действительно, наш полет совершит посадку в зоне лесов.
— Уважаемые пассажиры, просим всех занять свои места, пристегнуть ремни,приготовиться ко взлету.
Учащиеся самостоятельно выбирают правильный вариант ответа в каждом вопросе и составляют слово « ЛЕС »
3..Самоопределение к деятельности.
— Ребята, посмотрите мы уже почти на месте, взгляните в иллюминатор, что же мы видим? В каком лесу нашему самолёту предстоит приземлиться?
(На экране представлены картинки смешанного леса. Приложение 2)
— Скажите, пожалуйста, а как мы можем назвать данный лес? Будет ли он чем-то отличаться от зоны арктических пустынь, тундры и тайги?Если да, то почему?
— Такой лес ученные назвали смешанным,поскольку в нём смешались и хвойные и лиственные деревья.
— Поскольку мы с вами сегодня исследователи, какую цель на урок мы можем для себя поставить?
— А как это знание может пригодиться нам в жизни?
— А по какому плану мы будем проводим исследование природных зон?
У некоторых ребят в нашем самолёте счастливые места. У них под сиденьями, находятся подсказки пунктов плана. Осмотрите внимательно свои места, те из ребят, кто нашел подсказки, выходите к доске.
— Посовещайтесь,пожалуйста, и расставьте пункты плана в верном порядке.
Учащиеся объясняют, что видят на картинке лиственные и хвойные деревья.
Ребята высказывают свои предположения.
цели урока. (Исследовать природную зону смешанных лесов.Узнать её отличия от других природных зон)
Обучающиеся составляют план в верном порядке:
1) Название,географическое положение
3)Использование природы данной зоны человеком
4)Экологические проблемы и охрана природы
4.Изучение нового материала
— План мы с вами наметили, пришло время покинуть наш самолёт и изучить эту местность. Выполняя задания, мы вместе будем создавать на доске наш уголок смешанного леса.
— С помощью чего мы можем познакомиться с географическим положением нашей природной зоны.
-Верно, с помощью карты. Давайте попробуем определить географическое положение данной зоны . (На экран выводится карта с выделенными природными зонами)
1) Рассмотрите карту и найдите зону Смешанных лесов.
2) Каким цветом она обозначена?Почему для её обозначения используют несколько цветов?
3) Где распалагается данная зона?
4) Как вы думаете какой климат характерен для природной зоны: смешанные леса?
Откройте страницу 56 в учебнике и прочитайте 3 абзац., на основе этой информации, вставьте пропущенные слова в задание рабочего листа.( Приложение 3)
В парах обменяйтесь работами и проверьте правильность выполнения задания. Если все верно, нарисуйте улыбающийся смайлик, если есть ошибки, то серьезный.
— Действительно, зона смешанных лесов отличается от других природных зон смешиванием лиственных и хвойных растений.
Лес- дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, тоже многоэтажный. Как же выживают в лесу большие и маленькие растения? Неужели они мешают друг другу? Как маленьким растениям удается выжить?
Давайте попробуйте составить схемы расположения растений в смешанном лесу. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Угадай по описанию ». Я буду зачитывать описание растений, а вам необходимо догадаться, о каком растении идет речь, и расположить иллюстрацию данного растения под нужной цифрой:
1.Это громадное дерево до 40м высотой. У него толстый ствол с извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листвы. Кажется, что стоит русский богатырь. Древние люди считали дерево магическим и приносили ему жертвы. /дуб/
2.Это аккуратное, изящное дерево. Издали оно похоже на наконечник огромной, нацеленной в небо пики — – так прям её ствол. Дерево не требовательно к свету и может хоть всю жизнь расти в тени более рослых деревьев. Оно не сбрасывает осенью свои хвоинки, а меняет их постепенно в течении нескольких лет. /ель/
3.Настоящая красота дерева раскрывается в конце лета – начале осени, когда раскраснеется оно от обилия ягод. Огнём загорятся их грозди на фоне изящных, как пёрышки, листьев. Стоит дерево нарядное, словно румяная невеста. /рябина/
4. Этот куст ветвистый, колючий, с длинным ползучим корневищем. Листья сверху гладкие, ярко-зеленые, а снизу серебристо-белые, словно войлочные. По цвету ягодки розовые, ярко-красные или темно-бордовые, а по форме круглые или вытянутые. Внутри каждой из них прячется зернышко. Созревают они не все сразу, а постепенно: сначала на верхних веточках, где много солнышка, а потом и на нижних. / малина/
5. Однолетнее или многолетнее жгучее травянистое растение. Имеет покрытые жгучими волосками ствол и листья. Листья с зубчатыми краями / крапива/
6. Особый вид мелких растений, высотой от 10мм.до 10 см. Он вырастает на стволах деревьев, на камнях, на стенах и на земле, но только там, где много влаги / мох/
-Сверьте вашу схему выполненную в парах со схемой на доске( Приложение 4). Если есть ошибки, исправьте их. Если ошибок нет, то приклейте иллюстрации.
— Мы с вами разобрались какие растения характеры для природной зоны Смешанных лесов. А кто же из животных тут обитает?
— Что бы это узнать, вам необходимо быть очень внимательными и ловкими, поэтому я предлагаю вам для начала немного размяться.
Физкультминутка.
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели, (поднять голову)
И их всех лучи согрели. (потянуться вверх)
Ветер тихо клён качает, (наклоны вправо-влево,
Вправо, влево наклоняет. руки на поясе)
И два – наклон, (наклоны вправо-влево с рукой)
Зашумел листвою клён. (руки вверх, вращение кистями)
\ -Теперь мы точно готовы отправиться на поиски даже самых хитрых животных.( Ребятам раздается задание на карточках. Приложение 5)
На этом рисунке «спрятались » 7 животных смешанных лесов. Найдите их и назовите. Составьте список животных, которых вам удалось отыскать на рисунке.
— Перечислите, каких животных вам удалось отыскать?
— Какие еще животные встречаются в данной прородной зоне?
С помощью карты ребята устанавливают особенности местоположения природной зоны
Ребята высказывают свои предположения.
Анализируют и отбирают необходимую
Анализируют работу одноклассника и свою
Ребята высказывают свои предположения.
выявлять взаимосвязи, делать выводы
Источник