Смешанные_широколиственные_леса_северной_америки

Методика преподавания темы «Смешанные и широколиственные леса С. Америки» на уроках географии в 7-ых классах

учитель географии МОУ «СОШ № 66 им. Н. И. Вавилова» г. Саратова.

Смешанные и широколиственные леса в Северной Америке занимают небольшую территорию. Есть небольшой ареал на тихоокеанском побережье (в районе Сиэтла, США), небольшой участок на севере Великих равнин у подножия Скалистых гор около города Эдмонтон (Канада). Но, конечно же, основная территория распространения смешанных и широколиственных лесов – это ареал вокруг Великих Американских озёр. Здесь сразу вместе расположились пять крупных озёр: Верхнее, Гурон, Мичеган, Эри, Онтарио. Здесь между озёрами Онтарио и Эри расположился Ниагарский водопад. А ещё здесь проходит граница между Канадой и США. При изучении темы необходимо сформулировать основную цель, которая должна быть практико-ориентированной, ряд познавательных целей, и цели развития личности ребёнка.

Основная цель: формирование навыка разработки плана обустройства человека на территории смешанных и широколиственных лесов Северной Америки.

1. Сформировать знания о движении воздушных масс, оказывающих влияние на формирование погоды в зоне смешанных и широколиственных лесов Северной Америки.

2. Сформировать знания о климате зоны смешанных и широколиственных лесов Северной Америки.

3. Сформировать знания о растительности и почвах зоны смешанных и широколиственных лесов Северной Америки.

4. Сформировать знания о животном мире зоны смешанных и широколиственных лесов Северной Америки.

Цели развития личности ученика:

1. Формирование пространственного мышления.

2. Формирование системного мышления.

3. Формирование мировоззрения.

Исходя из поставленных целей, формируется содержание учебного материала, выстраивается процесс его преподавания. В начале урока необходимо сориентироваться в пространстве, определиться с тем, какую территорию нужно изучать. К предмету изучения будет относится ареал вокруг Великих Американских озёр. Но нужно так же знать, что смешанные леса небольшими участками растут на севере Великих равнин около города Эдмонтона (Канада) и на тихоокеанском побережье в районе города Сиэтл (США).

После определения предмета изучения и постановки цели учащимся выдаётся задание: определить какие погодные условия складываются летом на изучаемой территории. Задание это можно выполнять, разделившись на группы (команды). Каждая команда должна на листочке написать:

1. Фамилии участников команды.

2. Каким будет лето: жарким, тёплым или холодным.

3. Каким будет лето: влажным или сухим.

Для выполнения задания командам нужно будет воспользоваться картосхемами, отражающими барические центры и направления движения воздушных масс в июле. После того как команды составят описания погоды летом, можно собрать листочки и определить команду, давшую правильный ответ. Правильный ответ должен быть следующим:

Летом в Северном полушарии высокий уровень солнечной радиации. Суша Северной Америки будет хорошо прогреваться. А от неё будет нагреваться воздух. Над Северной Америкой формируются жаркие и сухие воздушные массы (ЖСВ – жаркий и сухой воздух). Жаркий воздух лёгкий, его давление низкое. Поэтому над Северной Америкой образуется область низкого давления – Северо-Американский минимумом.

Океан же ведёт себя с точностью наоборот. Он поглощает всё солнечное тепло, делая запас энергии. А воздух над океаном остаётся холодным, но влажным. Вот и над Атлантическим океаном образуется холодный и влажный воздух (ХВВ – холодный и влажный воздух). Холодный воздух тяжёлый, его давление высокое. Поэтому над Атлантическим океаном образуется область высокого давления – Азорский максимум.

Читайте также:  Могут_ли_стать_ягоды

Но Азорский максимум не единственный барический центр над Атлантическим океаном. Севернее него располагается область низкого давления – Исландский минимум. Но вот почему же Исландский барический центр – это область низкого давления? Ведь под ним всё тот же Атлантический океан, над которым должен формироваться холодный и соответственно тяжёлый воздух, но ни как не лёгкий. А вот не стоит забывать про одно из самых мощных течений – Гольфстрим. Ведь течение Гольфстрим тёплое. Оно нагревает воздух. А тёплый воздух лёгкий, и давление у него низкое.

Если у нас есть два минимума и один максимум, то понятно, как будет двигаться воздух: из одного максимума в сторону двух минимумов. Холодный и влажный воздух будет выкачиваться из Азорского максимума в сторону Северо-Американского минимума. Но он не пойдёт вглубь континента, а пройдёт по периферии Северо-Американского минимума и устремится в сторону Исландского минимума. То есть он, как раз, будет идти над зоной смешанных и широколиственных лесов. А воздух этот, как мы помним, холодный и влажный (ХВВ – холодный и влажный воздух). Но вот будет ли лето в смешанных и широколиственных лесах Северной Америки холодным и влажным. Не совсем. Пока воздушные массы двигались над континентом, они от него нагрелись и потеряли часть влаги. Такой процесс называется трансформацией воздушных масс. Поэтому лето в зоне смешанных и широколиственных лесов будет тёплым, со среднем количеством осадков (рис. 1).

Рис. 1. Барические центры и направления движения воздушных масс, определяющих погоду в зоне №4 – зоне смешанных и широколиственных лесов в июле.

После того, как было определено, каким был правильный ответ, и после того, как были выявлены команды, ответившие правильно, листочки возвращаются командам для того, чтобы они записали ответы на следующие вопросы:

1. Какой будет зима: холодной или тёплой?

2. Какой будет зима: влажной или сухой?

Для ответа на эти вопросы понадобится картосхема барических центров и движения воздушных масс уже не за июль, а за январь. Учащимся даётся время на выполнение задания, после чего листочки собираются. Для того чтобы определить правильно ответившую команду, нужно сформулировать правильный ответ.

Зимой в Северном полушарии солнечной энергии мало. Суша не нагревается и не нагревает прилегающие слои воздуха. Над Северной Америкой формируется холодный и сухой воздух (ХСВ – холодный, сухой воздух), который даёт высокое давление – в результате образуется Северо-Американский максимум.

Над океаном всё по-другому. Атлантический океан прогревает прилегающие слои воздуха накопленным за лето теплом. Нагреванию воздуха способствует и тёплое течение Гольфстрим. Поэтом над Северной Атлантикой формируется тёплый и влажный воздух и соответственно – область низкого давления – Исландский минимум.

Вот и получается, что Северо-Американский максимум, как мощнейший насос, будет выкачивать холодный, сухой воздух с континента на океан в сторону Исландского минимума. А значит на территорию смешанных и широколиственных лесов зимой будет приходить холодный, сухой воздух (ХСВ – холодный и сухой воздух). На севере зоны зимой большую часть времени температуры не поднимаются выше -20 0 С. Правда, при продвижении на юг зимы становятся мягче (рис. 2).

Читайте также:  Термомикс_варенье_малиновое_варенье

Если правильные ответы на вопросы о погодных условиях летом и зимой в зоне тайги дали несколько команд, то среди них можно выявить окончательного и абсолютного победителя, разыграв ещё один вопрос:

1. Как называется тип климата с тёплым и относительно влажным летом и холодной и сухой зимой?

Рис. 2. Барические центры и направления движения воздушных масс, определяющих погоду в зоне №4 – зоне смешанных и широколиственных лесов в январе.

После ответов команд учитель формулирует правильный ответ:

Климат с тёплым летом, холодной зимой, не очень большим количеством осадков формируется за счёт воздушных масс, которые образовались над материком (континентом). Поэтому и климат такой называют континентальным. А поскольку смешанные и широколиственные леса находятся в умеренном климатическом поясе, то полностью название климата будет следующим: умеренный континентальный. Такой же тип климата формируется в таёжной зоне. Но умеренный континентальный климат зоны смешанных и широколиственных лесов по сравнению с умеренным континентальным климатом тайги более мягкий. Здесь теплее летом и теплее зимой. Поэтому здесь уже могут расти смешанные леса. А на юге, где ещё мягче климат, появляются широколиственные леса.

Систему знаний о смешанном и широколиственном лесе Северной Америке можно формировать с помощью презентации. Учащимся можно показать слайды с видами хвойного леса. С ландшафтами хвойного леса они уже хорошо знакомы по теме «Тайга Северной Америки». Затем можно показать слайды с мелколиственным лесом, слайды с мелколиственными деревьями и кустарниками: берёза, осина, рябина, жимолость, бересклет. На основе этих образов можно сформулировать понятие мелколиственного леса.

Мелколиственный лес – это лес, в котором преобладают деревья и кустарники с листьями малой площади: берёза, осина, рябина, мелколистный вяз, бересклет, жимолость.

Далее учащимся можно продемонстрировать слайды с видами широколиственного леса и слайды с широколиственными деревьями: липа, клён, дуб, вяз, ясень. На основе этих образов можно сформулировать понятие широколиственного леса:

Широколиственный лес – это лес, в котором преобладают деревья с широкими листьями: липа, клён, дуб, вяз, ясень.

Именно в составе широколиственных лесов растёт канадский клён. Лист канадского клёна изображён на гербе Канады. Леса, в которых растёт канадский клён, занимают в Канаде совсем небольшую территорию на юге страны рядом с границей с США. Но именно здесь располагаются наиболее крупные города Канады: Квебек, Монреаль, Торонто и, конечно же, столица – Оттава. И именно здесь сосредоточена основная часть населения страны.

Так какой же лес растёт в изучаемой нами зоне? Хвойный, мелколиственный и широколиственный сразу. И что это такое? А это и есть то, что называется смешанным лесом.

Смешанный лес – это хвойные, мелколиственные и широколиственные леса, растущие вместе.

Помните, мы сказали, что на юге изучаемой нами зоны, климат становится ещё мягче. Он становится мягче и становится наиболее подходящим для теплолюбивого южного широколиственного леса. Хвойные и мелколиственные леса исчезают, остаются только широколиственные леса. Правда, их очень сильно вырубили. И в большей степени настоящие широколиственные леса сохранились в Аппалачах, поэтому и леса эти называют аппалачскими.

Читайте также:  Ледяной_гриб_тремелла_рецепт

Аппалачские леса очень интересные. Они вроде бы и похожи на другие широколиственные леса, например на широколиственные леса Евразии, но в то же время сильно от них отличаются. С помощью презентации можно показать эти различия. В аппалачских лесах (также как и в других широколиственных лесах) можно встретить дуб, но дуб этот красный (остролистный, канадский, северный) – у него другая форма листа. И липа здесь другая – остролистная. А ещё в широколиственных лесах растут бук, платан, каштан. Но они, правда, есть и в Евразии. А вот чего нет в Евразии, так это гикори (американский орех), тюльпанного дерева и магнолии.

Какие же почвы будут образовываться под смешанными и широколиственными лесами. Как мы выяснили, в изучаемой зоне выпадает достаточно осадков, причём в основном летом. Поэтому и растут тут смешанные леса, под деревьями которых много трав. Листья и трава, отмирая, образуют лесную подстилку (дёрн), которая потом перегнивает в гумусовый горизонт. Это уже плодородный слой. В отличие от лесной подстилки таёжного леса лесная подстилка смешанного и широколиственного леса не содержит кислот. Но поскольку летом идут дожди, вода всё же вымывает из верхних слоёв почв образовавшийся гумус и другие полезные вещества. Поэтому цвет почвы не чёрный, как должен быть у гумуса, а более светлый – серый. Процесс вымывания веществ водой называется лессиважем. А почвы называются серыми лесными. И, конечно, такие почвы намного более плодородные, чем подзолистые почвы тайги и, тем более, глеевые почвы тундры. Здесь уже можно заниматься высокоэффективным сельским хозяйством.

Какие животные живут в смешанных и широколиственных лесах? Здесь есть условия для проживания всех тех животных, которые встречаются в тайге. Но к ним добавляются олени, косули. А ещё в смешанных и широколиственных лесах Северной Америки живёт скунс, знаменитый тем, что при испуге выделяет крайне отвратительный запах.

Полученные в ходе проведения урока знания должны стать основой для разработки перечня видов хозяйственной деятельности, которыми выгодно заниматься в зоне смешанных и широколиственных лесов. Учащиеся могут сами назвать виды деятельности, а учитель может записать их на доске. Например:

2. Деревообрабатывающая промышленность.

5. Многопрофильное сельское хозяйство.

После того, как все виды хозяйственной деятельности будут записаны на доске, можно провести анализ и определить, действительно ли будет выгодно заниматься всеми этими видами хозяйственной деятельности или нет. Скорее всего вывод будет в том, что всё перечисленное вполне эффективно с экономической точки зрения.

Всю систему знаний, полученных в ходе изучения темы «Смешанные и широколиственные леса Северной Америки» можно представить в виде таблицы 1.

Краткая характеристика зоны смешанных и широколиственных лесов Северной Америки

Зона смешанных и широколиственных лесов

Тёплое, со средним количеством осадков

Источник

Оцените статью