Хозяйственная деятельность человека в природных зонах
Все природные зоны давно освоены человеком. Он активно ведет хозяйственную деятельность, тем самым изменяя характеристики природных зон. Как различается хозяйственная деятельность человека в природных зонах?
Полярные пустыни
Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Коренное население занимается рыбной ловлей.
В прибрежных районах обитают песцы, чей мех очень ценится в мире. На песцов ведется активная охота, что может привести к вымиранию этого вида.
Тундра и лесотундра
Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек?
Эта природная зона богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.
Лесная зона
Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь богатый растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют развивать различные виды хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, развивается лесная промышленность. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.
Лесостепи и степи
Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего развивается земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к изменению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.
которые читают вместе с этой
Источник
География
Урок 4: Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон
Тема: Природно-хозяйственные зоны России
Урок: Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон
1. Введение
Цель урока: познакомиться с природой, населением и особенностями хозяйственной деятельности лесных зон.
2. Леса России
Россия занимает первое место по площади лесов. Выделяют следующие лесные природные зоны: лесотундру, тайгу, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепь и субтропические леса (практически не остались).
Рис. 1. Карта лесных ресурсов мира и России (Источник)
3. Тайга
Тайга – самая большая природная зона России, она представляет собой хвойный лес. Здесь произрастает огромное количество различный растений, но в первую очередь в глаза бросаются хвойные деревья: ели, сосны, кедр, лиственница и др. Выделяют темнохвойную тайгу (ель, пихта) и светлохвойную тайгу (сосна и лиственница), а также встречаются участки смешанного леса.
Хвойные деревья очень выносливы, они могут выносить низкие температуры и даже расти на многолетней мерзлоте.
Темнохвойная тайга преобладает в европейской части России, а светлохвойная – в азиатской. Таким образом, в европейской части России в основном растет ель, а в азиатской – лиственница, оно же самое распространенное дерево в нашей стране. Лиственница, в отличие от других хвойных деревьев, сбрасывает свою хвою.
Все хвойные деревья дают древесину высокого качества, кормят своими орехами птиц и зверей, участвуют в фотосинтезе, фильтрации воздуха, являются местом жительства многих живых организмов, дают смолу.
Тайга разных частей России сильно отличается, но при этом имеются многочисленные общие черты. Температура летом в таежной зоне достигает +20 — +23 градусов, зимой может опускаться до -50. Количество осадков уменьшается с запада на восток, преобладают подзолистые почвы. В тайге много болот, многие участки тайги расположены на многолетней мерзлоте.
Животный мир тайги очень разнообразный, многие представители животного мира обитают на деревьях, живут на различных ярусах. Здесь обитают бурые медведи, волки, белки, лоси, бурундуки, глухари, кедровки, рябчики, рыси, соболя, норки и многие другие.
Рис. 4. Животные тайги (1 — лось; 2 — кабарга; 3 — бурый медведь; 4 — рысь; 5 — соболь; 6 — бурундук; 7 — глухарь; 8 — клест) (Источник)
Хозяйственная деятельность человека в тайге связана с особенностью природы и историей заселения. В северной и средней тайге более суровые климатические условия и она меньше освоена человеком, чем южная. В северной и средней тайге занимаются животноводством на естественных лугах, заготовкой леса, добычей полезных ископаемых. В южной тайге так же выращивают овощи, злаковые культуры, занимаются другой хозяйственной деятельностью. Кроме того, в тайге занимаются охотой, сбором ягод, кедровых орехов.
4. Смешанные и широколиственные леса
Смешанные леса располагаются южнее тайги. Смешанный лес – переходная зона между тайгой и широколиственными лесами. Здесь встречаются как хвойные растения, так и лиственные, а также кустарники, травы и пр. Смешанные леса произрастают на территории Русской равнины, Западно-Сибирской равнины и частично на юге Дальнего Востока. На юге Сибири растут березово-осиновые леса, которые называют колки.
Рис. 5. Растительность смешанных лесов (Источник)
Широколиственные леса произрастают южнее смешанных лесов и занимают в основном территории Русской равнины и Урала. Здесь произрастают дубы, липы, клены, осины, ясень, рябины.
Температура воздуха летом в смешанных и широколиственных лесах достигает +21 — +24 градусов. Почвы в этих лесах дерново-подзолистые и серые лесные. Считается, что именно на территории смешанных и широколиственных лесах сформировался русский народ, его традиции, обычаи, культура.
В смешанных и широколиственных лесах обитают кабаны, волки, лисы, белки, совы, дятлы, медведи, лоси, благородные олени, куницы, бурундуки и др. По сравнению с тайгой, в этих природных зонах появляется больше земноводных и пресмыкающихся.
Природа этих лесов сильно изменена человеком благодаря активной хозяйственной деятельности, высокой плотности населения, древней историей освоения, относительно благоприятному климату. Поэтому естественных ландшафтов осталось мало. Около 40% площади лесов европейской части России распахано. В пределах зоны смешанных и широколиственных лесов получили развитие различные направления сельского хозяйства.
Рис. 6. Сельское хозяйство в Московской области (Источник)
Особенно уникальны леса Дальнего Востока, здесь можно встретить ель и пихту, лианы, пробковый дуб, лимонник, амурский бархат, женьшень. Не уступает и животный мир, здесь обитают амурский тигр, гималайский медведь, амурский леопард, лисы, волки, различные птицы и т.д.
Домашнее задание
1. Расскажите о природе таежной зоны.
Список литературы
1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.
3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.
4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин — М.: Росмэн-Пресс, 2006. — 624 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.
2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.
3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с.
4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Русское географическое общество (Источник).
Источник