Смешанные_леса_4_класс_21_век

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Начальная школа 21 века») на тему ««Природные зоны России. Тайга. Зона смешанных лесов»

Цели: сформировать у учащихся общее представление о лесной зоне России , создать условия для развития креативных способностей школьников через познание окружающего мира.

— познакомить учащихся с географическим положением лесной зоны России;

— рассмотреть типы лесов (тайга, смешанный лес) и климатические условия;

— продолжать знакомить детей с растительным и животным миром лесов России.

— развивать умение работать с картой (схемой, раздаточным материалом, интерактивной системой).

— развивать познавательную активность, логическое мышление, наблюдательность, мыслительные операции.

— воспитывать культуру общения, умение слушать;

— прививать интерес к предмету;

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, России.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, флипчарт к уроку, карточки для учащихся, учебники, рабочие тетради, листы самооценки.

1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.

2. Постановка цели и задач урока.

4. Первичное усвоение новых знаний.

7. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

9. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.

— Я хочу, чтобы у вас, ребята, и у всех наших гостей было замечательное настроение, поэтому предлагаю всем закрыть глаза ипослушать прекрасные звуки природы. (прослушивание аудиозаписи «Звуки леса»)

2. Постановка цели и задач урока.

— Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке?

— Продолжаем путешествие по нашим природным зонам. Как вы думаете, почему я начала урок с такого сюжета?

— О какой природной зоне пойдёт речь на нашем уроке сегодня?

— Вспомните план характеристики природной зоны.

(на доску: 1.Расположение. Климат.

— Какова цель нашего урока? (познакомиться с географическим положением зоны лесов, с растительным и животным миром)

— Ребята, сегодня на уроке вы сами будете оценивать свою работу. У каждого из вас на столе лежит листок самооценки. В течение всего урока вы будете объективно оценивать свою работу и результаты фиксировать в этом листе.

3. Актуализация знаний.

— Прежде чем мы раскроем тайны еще одной природной зоны, мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон знаем хорошо.

— Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? (тундра)

Читайте также:  Кому_то_помог_гриб_рейши

— Покажите на карте расположение тундры.

— Где расположена зона тундры?

— Я предлагаю вам выполнить тестовые задания.

Графический диктант.
Условные обозначения: + — да, — — нет.

1. — Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью север­ных морей.

2. — Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и ко­роткое прохладное лето.

3. — В тундре зимой только полярная ночь, а летом — только полярный день.

4. — В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населе­ния.

5. — Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя.

6. — Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

7. — Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи паст­бища.

8. — Дикие северные олени обычно живут стадами.

9. — В тундре добывают нефть и природный газ.

10. — Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

4. Первичное усвоение новых знаний.

— Итак, приступим к изучению новой природной зоны. Но сначала возьмите свои листы самооценки и заполните первый пустой столбец.

— Внимательно посмотрите на свои результаты и определите, на что вам необходимо обратить внимание во время урока.

— С чего начнём характеристику? (с расположения)

— Как вы думаете, каким цветом на карте обозначена зона лесов? (зелёным)

— Найдите на карте природную зону, обозначенную зелёным цветом. Что заметили на карте? (два оттенка зелёного). Какие же это зоны? (тайга и смешанные леса)

— Тайгу и смешанные леса называют лесной зоной.

— Кто может показать лесную зону у доски?

— Что вы можете рассказать о территории, занимаемой лесной зоной, глядя на карту? (Действительно, лесная зона занимает большую часть территории нашей страны).

— А мы живём в какой природной зоне?

— Продолжим наше исследование. Работать будем в парах, сообща.

Ребята, сидящие на первых партах, будут изучать зону тайги. Ребята, сидящие на вторых партах, будут изучать зону смешанных лесов.

— Работаем по составленному нами плану.

Пары, сидящие на первом ряду: Определить расположение зоны на карте и климатические условия.

Расположение и климат зоны тайги

Пользуясь учебником (с.18) найди ответы на вопросы. Запиши их.

Где расположена зона тайги?

Расположение и климат зоны смешанных лесов

Пользуясь учебником (с.26) найди ответы на вопросы. Запиши их.

Где расположена зона смешанных лесов?

Каков климат зоны смешанных лесов?

Пары, сидящие на втором ряду: Рассказать о растительности (1-ая пара: с.18; 2-ая пара: с.26).

Растительность зоны тайги

Пользуясь учебником (с.18) найди ответы на вопросы. Запиши их.

Какие леса преобладают в тайге?

Какие растения представляют верхний ярус? Перечислите.

Какие растения представляют нижний ярус? Перечислите.

Растительность зоны смешанных лесов

Пользуясь учебником (с.26-27) найди ответы на вопросы. Запиши их.

Читайте также:  Природные_условия_хвойных_лесов

Какие растения представляют верхний ярус? Перечислите.

Какие растения представляют средний ярус? Перечислите.

Какие растения представляют нижний ярус? Перечислите.

Пары, сидящие на третьем ряду: Рассказать о животном мире.

Заполните таблицу, пользуясь учебником (с.19)

Млекопитающие, обитающие в тайге

Пресмыкающиеся, обитающие в тайге

«Животный мир смешанных лесов»

Заполните таблицу, пользуясь учебником (с.28)

Млекопитающие, обитающие в смешанных лесах

Птицы, обитающие в смешанных лесах

(Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации.)

— Отчёт пар о проделанной работе.

(отчёты сопровождаются дополнениями со стороны учителя.)

Вопрос: Как вы думаете, где богаче растительность: в тайге или зоне смешанных лесов? Почему?

— Послушаем, что нам скажут ребята, работавшие над этим вопросом.

— Почему в зоне смешанных лесов растительность богаче? (климат теплее, почвы более плодородны). Почему почва более плодородна?

— Что можно сказать о животных, населяющих тайгу и смешанные леса?

Продолжение новой темы.

— Мы уже много узнали и повторили о лесах. А какое значение имеет лес для человека? Это нам поможет определить стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (раздаю на листах)

Источник чистой воды и пищи

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоёмов, почв

— Лес так много значит для человека. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Какие экологические проблемы, связанные с лесом вы можете назвать? (вырубка, незаконная охота (браконьерство), пожары).

В связи с этим, какие ещё возникают проблемы? (Загрязнение воздуха, недостаток кислорода, обмеление рек, сокращение численности и полное исчезновение многих видов животных.)

-А что человек может сделать для того, чтобы сохранить исчезающие растения и животных? (создаются заповедники).

— О некоторых из них нам расскажут…

5. Первичное закрепление.

Выполните в рабочей тетради №11 стр.12

(Надо отметить верные высказывания.)

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

— Используя учебник , запишите две-три цепи питания, характерные для леса.

растения — мышь-полевка -соболь.

— В России много разных лесов. Красоту леса воспевали композиторы, поэты, художники в своих произведениях.

— Я предлагаю вам проявить своё творчество и составить синквейн на тему «Лес»

Первая строка – одно имя существительное или местоимение, обозначающее тему или объект;

Вторая строка – два имени прилагательных, описывающих эту тему;

Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

Четвертая строка – фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме;

Пятая строка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.

— Все ли учебные задачи решены на уроке?

— Оцените себя по критериям:

— я знаю особенности природной зоны лесов;+

— я знаю особенности природной зоны лесов, могу объяснить причины и научить другого;++

8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

— Прочитать материал в учебнике

Читайте также:  Чай_альпийский_лес_состав

— Составить «паспорт» любого растения и животного изученных зон (с.30).

Индив.зад-е: Попов А.-подготовить сообщение о Владимире Клавдиевиче Арсеньеве.

Чекалова Д.- подготовить сообщение о Ерофее Павловиче Хабарове.

Этот урок мне хотелось бы начать со слов русского писателя Леонида Леонова, который сказал:

«Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев».

Тайга – природная зона умеренного пояса, характеризующаяся прохладным, влажным климатом, преобладанием в растительном покрове хвойных лесов на подзолистых почвах и сфагновых болот. Свое название зона получила от сибирского слова «тайга», обозначающего хвойный лес.

Тайга значительно больше, чем тундра и лесотундра, получает солнечного тепла. Лето хотя и прохладное, но достаточно теплое для произрастания хвойных лесов. Средняя температура июля на севере не ниже 13-14°, на юге около 18-19°. Резко увеличивается здесь длительность безморозного периода (75-90 дней на севере зоны, 100-120 дней на юге), а сумма температур воздуха за период с устойчивой температурой выше 10° поднимается от 800° на севере и до 1800° и даже 2000° (европейская тайга) на юге.

Лето в тайге намного теплее того же сезона в лесотундре и тундре, а зима, напротив, заметно холоднее. Тайга – зона самых низких зимних температур воздуха на территории нашей страны. Средняя температура января понижается от -10° на западе до -40-43° на востоке, в Якутии.

Тайга получает больше осадков, чем лесотундра или тундра. Годовая сумма осадков составляет около 600-300 мм, причем значительная часть их выпадает в форме снега.

Климат смешанных и лиственных лесов

По сравнению с тайгой климат смешанных и лиственных лесов менее суровый. Зима не такая долгая и морозная, лето теплое. Средняя температура января —10. —11°С, а июля + 18. ..+19°С. Среднегодовое количество осадков от 800 до 400 мм. В целом климат переходный от морского к континентальному в направлении с запада на восток. Если в Прибалтике и Белоруссии близость моря сглаживает разницу между температурой воздуха лета и зимы, то в бассейне Вятки и Камы она становится значительной. Летом воздух здесь прогревается до +40°С, а зимой морозы достигают —45°С. Во все сезоны года преобладают ветры, несущие влагу с Атлантического океана.

Снежный покров менее мощный, чем в тайге, слоем от 20—30 (на западе) до 80—90 см (на востоке). Держится он в среднем 140—150 дней в году, в южных районах — 30—60 дней.

С наступлением зимы жизнь в лесах, особенно в широколиственных, замирает. Большинство насекомоядных птиц улетает в теплые края, а часть зверей впадает в зимнюю спячку или сон (летучие мыши, ежи, сони, барсуки, медведи). Весной и летом все ярусы лесов заселяются различными животными.

Источник

Оцените статью