Статья 51. Охрана лесов от пожаров
2. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
3. Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
5. Тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
6. Утратила силу с 2 января 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 454-ФЗ
7. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
8. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута.
Источник
Организация службы охраны лесов от пожаров
По наличию или отсутствию сил и средств для своевременной ликвидации лесных пожаров территория Государственного лесного фонда делится на охраняемую и неохраняемую. К последней относятся отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока, где отсутствует авиационная охрана, а своевременная ликвидация пожаров наземными средствами невозможна из-за отсутствия дорог. Площадь неохраняемой территории, на которой очаги возгорания лишь фиксируются с космических летательных аппаратов, составляет 36% площади Государственного лесного фонда РФ. 17% территории ГЛФ контролируется силами наземной лесной охраны в сочетании с периодическим авиапатрулированием. Наличие наземных путей сообщения здесь позволяет прибыть к объекту тушения не позднее чем за три часа. Наибольшая часть лесных площадей – 47% – является объектом авиалесоохраны (обнаружение и тушение пожаров производится исключительно с помощью авиации). Таким образом, специализированная служба авиационной охраны лесов обслуживает около 60% площади лесов Гослесфонда России.
Разрушительное действие огня в лесу вызывает необходимость создания четкой системы охраны лесов от пожаров. Это касается не только России, но и любой другой страны, где возникают лесные пожары. Масштабы и функциональная структура этой системы определяются важностью лесопожарной проблемы в данной стране, уровнем ее экономического развития, объемом знаний и уровнем научно-технических разработок в области охраны лесов от пожаров.
Сезонный характер работ по борьбе с огнем в лесу, варьирование пожарной нагрузки и количества вводимых в дело ресурсов предъявляют высокие требования к функциональной структуре системы охраны лесов от пожаров. В настоящее время эта структура включает в себя:
— обнаружение и разведка лесных пожаров;
— ликвидация последствий пожаров.
Охрана лесов от пожаров возложена на Министерство природных ресурсов России и ее управления в субъектах РФ, на Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, которое задействует свои ресурсы в периоды чрезвычайных пожарных ситуаций, а также на министерства и ведомства, являющиеся владельцами или пользователями лесного фонда и ведущие в нем лесохозяйственную деятельность (Минсельхоз, Минобороны, Главохота и другие). Эти структуры в совокупности и образуют систему охраны лесов от пожаров в РФ.
Основные лесоохранные функции до принятия нового Лесного Кодекса выполняли и выполняют лесхозы. Ответственность за охрану лесов возлагается на должностных лиц лесхозов и определяется их должностной инструкцией. Ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах возлагается на всех граждан, достигших совершеннолетнего возраста.
На органы лесной охраны возлагаются обязанности выявления и учета лесных пожаров, профилактики и борьбы с ними, предъявления штрафных санкций к нарушителям правил пожарной безопасности в лесах.
Особое место в системе охраны лесов от пожаров принадлежит специализированной службе авиационной охраны лесов (Авиалесоохране). С помощью авиации обнаруживают около половины возникающих пожаров (в 1980-е годы – до 90% пожаров). Общее руководство и координацию всех действий осуществляет Центральная база авиационной охраны лесов, которая находится в городе Пушкино Московской области. В ее состав входят 23 региональные авиабазы, от Карелии до Камчатки, работающие по договорам с лесохозяйственными предприятиями – держателями лесного фонда. Авиабазы арендуют авиатехнику в местных подразделениях авиапредприятий. В зоне авиапатрулирования осуществляется только контроль за состоянием лесного фонда и передача информации о лесных пожарах; в зоне авиалесоохраны предусмотрена также их ликвидация своими силами. В составе авиабаз 245 авиаотделений, которые непосредственно выполняют авиалесоохранные работы. Каждое отделение обслуживает территорию лесного фонда площадью 1-6 млн. га, укомплектовано командами парашютистов и десантников-пожарных, летчиками-наблюдателями и другими специалистами.
Задачей летчиков-наблюдателей является обнаружение лесного пожара, его разведка, передача информации наземным службам. Парашютисты и десантники непосредственно ликвидируют пожар. При этом десантники, в отличие от парашютистов, спускаются к месту пожара с зависшего вертолета, используя специальное устройство.
В центральном пункте диспетчерского управления (ЦПДУ) в г. Пушкино собирается и анализируется вся информация о лесных пожарах в стране, после чего ее передают в МПР и МЧС России и в другие заинтересованные ведомства.
В настоящее время не приходится рассчитывать на полное оснащение службы охраны лесов эффективными техническими средствами, которые позволяли бы тушить пожары в самом их начале. Более реальным является повышение устойчивости насаждений к воздействию огня специальными профилактическими лесохозяйственными мероприятиями.
Источник