- Лексическая тема «Овощи. Огород»
- Игры и упражнения
- Пальчиковая гимнастика
- Логоритмические упражнения (координация речи и движения)
- Овощи
- Тематический материал по лексической теме «Овощи» методическая разработка (средняя группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема «Овощи. Огород»
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
Игры и упражнения
Игра «Жадина» (детям 4—8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)
Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
репа — репы — много реп
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
петрушка — петрушка — много петрушки
огурец — огурцы — много огурцов
перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков
Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
петрушка — петрушечка — петрушечки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки
Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький
картофель крупный, а редис — . (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь — . (полная)
помидор мягкий, а огурец — . (твердый)
Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка — ……. плохая грядка
Старый картофель — …….. молодой картофель
Тяжелый мешок — …… легкий мешок
Большой урожай — ………. маленький урожай
Чистая морковка — ……… грязная морковка
Спелый помидор — …… неспелый помидор
Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).
Помидор красный, а морковь.
Помидор мягкий, а морковь.
Помидор кислый, а морковь.
У помидора внутри семечки, а у моркови.
Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).
Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок
Игра «Кто назовет больше качеств». Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.
Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.
Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор — 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец — 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок — 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец — 2 перца — 5 перцев
1 свёкла — 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты — 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока — 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока — 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха — 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин
В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.
«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — . (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — . (срывают)
Капусту — . (срезают)
Картофель — . (выкапывают)
Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква
Игра «Угадай овощ по его части».
Кочан – Ботва –
Стручок — Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –
Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый.
Вкус — кислый, сладкий, горький.
Форма — круглая, овальная, треугольная.
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.
Пальчиковая гимнастика
Капустка
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем.
(Имитация движений.)
Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.
«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.
Логоритмические упражнения (координация речи и движения)
Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)
Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)
Источник статьи: http://logopediy-dly-detey.ru/logopunkt/leksicheskie-temy/leksicheskaya-tema-ovoshchi-ogorod
Овощи
Дополнительный материал в интернет-ресурсах
А. Пластов. «Костер в поле».
Дж. Родари «Чиполлино».
Картинки по теме
морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка,
репа, кабачок, тыква, перец,
кочан, картофель, редька, баклажан, чеснок, салат, стручок, урожай.
расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять,
собирать, окапывать, вырастать, срезать, рассаживать, пересаживать.
зелёный, жёлтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький ,
крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, тонкокожий.
Вышла Люба в огород — (Ставят руки на пояс.)
Сколько у неё хлопот! (Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)
Нелегко полить на грядке (Разводят руки в стороны.)
Овощи все по порядку:
Помидоры, лук, капуста (Поочерёдно загибают палъ цы на правой, затем на левой руке
на каждое название ово ща.)
И горошек очень вкусный.
Репа, огурцы, чеснок,
Свёкла, редька и укроп.
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции.
Я во двор вела вола,
За рога вола вела,
В хлев вела вола,
Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать речевой слух, чувство рифмы, учить связному монологическому
высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель читает стихи, а дети договаривают последнее слово.
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Кругла да гладка,
Сидит на грядке крепко,
А зовётся. (репка).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а. (лук).
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков. ( горох ).
И зелен , и густ
На грядке вырос куст.
Под кустом. (картошка).
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Зовусь я. (свёкла).
Игра «Назови ласково»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование уменьшительной формы существительных).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают в круг, воспитатель бросает
каждому по очереди
мяч, называя какой-либо овощ. Ребёнок ловит мяч и называет овощ «ласково».
Морковь — морковка, морковочка.
Игра «Овощной магазин»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование множественного числа родительного падежа
Ход игры. Воспитатель — продавец, перед ним разложены муляжи или картинки с изображением овощей. Дети —
покупатели, они выбирают, какой овощ хотят «купить», и произносят его название со словом много.
Я хочу купить много моркови.
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей, говорит
им, что сейчас дети
будут поварятами, и предлагает «приготовить» блюда из этих овощей.
Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.
Какой сок получится из томатов? — .
Какие котлеты получатся из капусты? — .
Какой салат получится из огурцов ? — .
Какие котлеты получатся из моркови? — .
Какой сок получится из свёклы? — .
Какой суп получится из лука? — .
Какое рагу получится из овощей? — .
Какая икра получится из кабачков? — .
Какая каша получится из тыквы? — .
Игра « Собери овощи »
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой К и предлагает детям
положить в неё только те овощи
(муляжи), в названии которых есть звук [к].
Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свёкла, чеснок, петрушка, редька.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением Буратино и с изображениями лука,
тыквы, укропа и салата и предлагает детям помочь Буратино назвать, что изображено на картинках, и выполнить звуковой
анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на ковро- линографе, остальные работают
с раздаточным материалом за столами.
Слова: пук, тыква, укроп, салат.
Игра « Загадай — ка »
Цели: развивать связную речь, умение составлять рассказы- описания; расширять словарь прилагательных; развивать
грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде,
Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки по опорной
Он овальный, зелёный, твёрдый, сочный, хрустящий. (огурец).
Текст для пересказа
Щипал Телёнок травку возле забора. Подошёл к нему Петушок и принялся рядом зёрнышки
в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок.
—Ко! — удивился Петушок и клюнул его. Не понравился ему листок. Решил он Телёнку предложить
попробовать и говорит:
А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:
—Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок.
—Му-у? — не понимает Телёнок.
Так стоят они около капустного листка и разговаривают:
— Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет:
Источник статьи: http://logoped.kalinka5.edusite.ru/p35aa1.html
Тематический материал по лексической теме «Овощи»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Материал предназначен для знакомства детей с темой «Овощи»
Программное содержание: Расширять и конкретизировать представления об овощах и их особенностях: морковь, огурец, репа, лук, помидор, капуста, горох, картофель, свекла, чеснок, огород, грядки. Овощи выращивают в огороде на грядках, летом люди рыхлят, пропалывают, поливают грядки, осенью собирают урожай. Овощи полезны для здоровья, в них много витаминов.
Формировать потребность быть здоровыми. Дать знания о влиянии некоторых полезных овощей для укрепления здоровья (лук, чеснок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: Огород. Овощи
Программное содержание: Расширять и конкретизировать представления об овощах и их особенностях: морковь, огурец, репа, лук, помидор, капуста, горох, картофель, свекла, чеснок, огород, грядки. Овощи выращивают в огороде на грядках, летом люди рыхлят, пропалывают, поливают грядки, осенью собирают урожай. Овощи полезны для здоровья, в них много витаминов.
Формировать потребность быть здоровыми. Дать знания о влиянии некоторых полезных овощей для укрепления здоровья (лук, чеснок).
Эмоциональный настрой Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .
Артикуляционная гимнастика: «Прогулочная»
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.
Видит: губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке.
А потом наоборот
Губки тянутся вперед.
Лижет язычок варенье.
Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка.
Зрительная гимнастика: «Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей.
Капель, капель не жалей.
Только нас не замочи.
Зря в окошко не стучи..
Делают круговые движения глазами
Пальчиковая гимнастика: «Капуста»
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмём
И в бочоночек кладём.
(Переплетаем пальцы обеих рук)
(Изображаем куст пальчиками обеих рук)
(Раскачиваем переплетённые пальцы)
(Делаем круг из пальчиков обеих рук)
(Рубим ладонями по столу)
(Трём, согнув ладони в кулачки).
(Как будто солим)
(Как будто жмём в кулачках)
(Как будто кладём в бочку)
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)
«Посчитай слоги» (хлопками делим слова на слоги — название овощей)
«Расскажи» (рассказы об овощах по образцу педагога)
-что из него можно приготовить?
Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
«Один- много» ( помидор- помидоры, огурец- огурцы, тыква- тыквы, кабачок- кабачки)
«Назови ласково» (морковь-морковка…)
«Посчитай» (употребление сущ. с числительным-1огурец, помидор. до 5и др)
«Четвертый лишний» (по темам)
«Найди отличия» (огурец-кабачок)
«Где чья тень?» ( найти тени овощей)
«Составь картинку» (разрезные картинки из 5 частей)
«Назови одним словом» (овощи)
«Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
«Чудесный мешочек» (узнавание на ощупь овощей)
Презентации «Что выросло в огороде»; «Исключи лишнее»
Технология дифференцированного подхода в обучении
Художественное слово (чтение, заучивание):
Поднялся наш огород,
Все под солнышком растет,
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свекла и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас прокормит круглый год!
Вырос у нас чесночок, перец, томат, кабачок,
Свекла, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка,
Овощи мы собирали, ими друзей угощали.
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год наш друг огород!
Сто одежек и все без застежек (капуста)
Сидит красна девица в темнице, а коса на улице (морковь)
Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
Без окон, без дверей полна горница людей (огурец)
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Кругла да гладка,
Сидит на грядке крепко,
А зовётся. (репка).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а. (лук).
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков. (горох).
На грядке вырос куст.
Под кустом. (картошка).
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Зовусь я. (свёкла).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалом могут воспользоваться как логопеды, так восптател дошкольных учреждений.
Материал предназначен для воспитателей, логопедов, родителей дошкольников. содержит картотеку пальчиковых игр по теме, загадки, речевые упражнения, упражнения на развитие «ручной умелости»: штриховка.
Презентация к лексической теме «Обувь». Показаны предметы обуви с названиями.
материал поможет подготовиться к занятиям.
Материал предназначен для знакомства детей с темой «Животные жарких стран» и закрепления знаний детей по данной темеПрограммное содержание: Познакомить детей с животными : жираф, слон, обезьяна.
Описание материала: предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зима». Разработка будет интересна воспитат.
Тематический материал к лексической теме «Деревья и кустарники». Стихотворения,загадки,пословицы.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/10/tematicheskiy-material-po-leksicheskoy-teme-ovoshchi