Сладко дремлет сад анализ

Дайте анализ стихотворению Ф. И. Тютчева «как сладко дремлет сад тёмнозелёный»

Что-то у наших педагогов обострение какое-то в области использования методов из точных наук при преподавании литературы. Наши бедные классики в гробу вертятся… Они же не знали, что их будут анализировать…

Ну ладно, давай разберёмся с Тютчевым.

Первое четверостишье:
«Как сладко дремлет сад темнозеленый, /Объятый негой ночи голубой, /Сквозь яблони, цветами убеленной, /Как сладко светит месяц золотой. »

Тут всё просто. Автор как бы усыпляет бдительность читателя, рисуя ему благостные картины и расслабляя мозг…

Читаем дальше. Второе четверостишье:
«Таинственно, как в первый день созданья, /В бездонном небе звездный сонм горит, /Музыки дальной слышны восклицанья, /Соседний ключ слышнее говорит. »

Ага! Он начал подбираться к мозгу читателя. При чём тут «день создания» ? Что он хочет сказать? Что за аллегории с метафорами? Что за тайны? Автор первый раз деревья увидел?
Пока не очень понятно, чем именно автор хочет взорвать мозг читателя, но уже интересно,

Идём дальше. Третье:
«На мир дневной спустилася завеса, /Изнемогло движенье, труд уснул. /Над спящим градом, как в вершинах леса, /Проснулся чудный, еженочный гул. »

Да… «гул» , «завеса» — автор подпускает туман. Мистика, попытка в картине ночного сада увидеть что-нибудь типа эльфов и гоблинов. А может у автора просто бессонница? Телевизоров тогда ещё не было. Интернет не придумали, вот и приходится тупо втыкать в окно на сад и пытаться там что-то разглядеть и услышать.

Самое главное. Четвёртое:
«Откуда он, сей гул непостижимый. /Иль смертных дум, освобожденных сном, /Мир телесный, слышный, но незримый, /Теперь роится в Хаосе ночном»

Ай да Тютчев! Ай молодца! Вот оно в чём дело. И «день создания» понятно к чему он приплёл. Попытка в ночном саду увидеть отражение вселенского хаоса/порядка. Мистицизм и мифотворчество. Кругом полно неведомой фигни, которую мы не видим и не понимаем. И, автор как бы намекает тебе, читатель: вот ты сейчас сидишь за компом, а у тебя в шкафу сейчас что-то тоже непонятное наверняка творится: великий дух рубашек вступил в смертельную схватку с демонами носков. По стол лучше вообще не заглядывать, там правит великое древнее братство левого и правого тапка.

Ну, в общем, как-то так… Попытка автора разглядеть нечто, что он сам не знает, как выглядит. Да ещё и в том месте, где этого «нечто» нет. Просто растут деревья, за окном ночь, у автора роятся мысли, что это всё не так просто.

Источник

«Как сладко дремлет сад темно-зелёный…» Ф. Тютчев

* * *

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович больший упор делает на цветовую гамму рисуемой картины. Важную роль при этом играют яркие эпитеты. Яблони поэт называет убеленными цветами, месяц – золотым, ночь – голубой. Уже во втором четверостишии настроение текста становится другим. Отсутствуют восклицательные знаки. Далее им на смену придут многоточия и риторические вопросы. Ночь полна разнообразных звуков. Лирический герой слышит и далекую музыку, и журчание ключа. У него появляется ощущение таинственности происходящего. Кроме того, Тютчев затрагивает тему неизменности вечных законов жизни. На протяжении тысяч лет первоосновы мира остаются одинаковыми. Звезды в бездонном небе светят для героя так же, как они светили «в первый день созданья».

Читайте также:  Во саду ли в огороде бегала собачка аккорды

В третье строфе поэт будто возвращается немного назад – к моменту наступления ночи, когда на мир дневной спускается завеса, практически прекращается движение и редкий человек работает. Если город спит, то природе в это время не до сна. Герой стихотворения замечает, что в лесных вершинах пробуждается чудный гул, повторяющийся каждую ночь. Четвертая и финальная строфа отведена под философские размышления, навеянные наблюдаемым пейзажем. Такой прием характерен для творчества Федора Ивановича, о чем писал еще Фет: «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Ночь для поэта – время, когда человек остается один на один с бездной, когда просыпается хаос. Когда наступает темнота, ухудшается зрение, но острее становится слух, поэтому столько звуков слышит герой стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…». Ночь приносит с собой на землю совсем другой мир – мир бестелесный, невидимый, но реально существующий. К темному времени суток у Тютчева двоякое отношение. С одной стороны – у человека появляется возможность постичь тайны бытия. С другой – как говорилось выше, ему приходится столкнуться лицом к лицу с бездной.

Источник

Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый. »

Стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» написано в 1835 г. До этого времени Ф.И. Тютчев уже сформировал особенный стиль. Исследователи утверждают, что в нем переплелись традиции русской литературы ХІІІ века, особенности европейского романтизма и шиллеровского пантеизма.

Анализируемое произведение относится к пейзажной лирике, но в нем также отчетливо проявляются философские нотки. Жанр произведения – элегия. Тема – красота ночного сада, раздумья о ночном часе. Автор показывает красоту весенней ночи, ее таинство, он утверждает, что ночью просыпается иной мир – царство «дум, освобожденных сном».

Читайте также:  Государственные сады красносельского района

Первые два катрена – пейзажная зарисовка, изображающая дремлющий сад. Лирический герой с восторгом замечает, что сон природы сладкий, сад объятый негой голубой. Первое четверостишие пестреет красками: темно-зеленый сад, голубая нега, белый цвет яблони, золотой месяц. Так обычную ночь поэт превращает в волшебное, удивительное явление.

Ночь уносит лирического героя к истокам мира. Он говорит, что звезды горят также таинственно, как и в первый день создания. Ночная тишина прерывается дальней музыкой. Герой не уточняет, что звучит. Но становится понятно, что звуки очень тихие, ведь даже соседний ключ «говорит» слышнее.

Ночь Ф.И. Тютчев сравнивает с завесой, которая спускается на дневной мир, когда в нем прекращается движение. Все засыпает, а над «спящим градом» просыпается гул. Лирический герой пытается понять, откуда этот гул. Он предполагает, что это звучат смертные думы, освобожденные сном. Таким образом, ночь в представлении Ф.И. Тютчева – не только волшебная, но и самая искренняя пора, ведь она освобождает сокровенные думы людей.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» по смыслу условно делится на две части: пейзажная зарисовка ночного дремлющего сада и раздумья лирического героя о ночном гуле. Формально произведение состоит из четырех катренов. Формальная организация соответствует смысловой: каждая часть занимает по два четверостишия. Для объединения строк автор использовал перекрестную рифмовку. Стихотворный размер – трехстопный ямб.

В стихотворении очень много художественных средств. Они помогают автору выразительно передать красоту и таинство ночной поры. Важную роль играют метафоры: «дремлет сад», «сладко светит месяц», «звездный сонм горит», «на мир дневной спустилась занавеса», «изнемогло движенье, труд уснул», «проснулся…гул», «мир бестелесный». В системе эпитетов особое место занимают цветовые: «сад темно-зеленый», яблоня «цветами убеленная», «месяц золотой», нега «голубая». Эпитеты детализируют образы, делая их особенными: «таинственно… горит», «чудный еженощный гул», «гул непостижимый». Также в тексте есть сравнение: «таинственно, как в первый день созданья».

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» отличается выразительной интонацией. Восторг, вызванный красотой природы, выражен восклицательными предложениями; задумчивость лирического героя – оборванной синтаксической конструкцией. Некоторые раздумья лирического героя переданы в форме риторических вопросов.

Источник

✨ Как сладко дремлет сад темно-зеленый

Ранняя пейзажная лирика Тютчева

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музы́ки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул.

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

🌜Описанию красот ночи и извечным вопросам мироздания посвящено стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый», написанное Федором Тютчевым на раннем этапе творчества, в 1835 году. Стих описывает ночную негу весеннего сада, когда глаза проигрывают сердцу, когда душа больше разума и обретает неведомые крылья.

Пейзажная философия Тютчева

👀 Федор Иванович пытался не просто видеть красоту природы, но и находить в ней глубокие философские корни, отыскивать на границе хаоса кристаллы изумруда, подаренного миру Богом.

Читайте также:  Снять офис метро ботанический сад

В понимании поэта ночь – это время торжества прекрасного, но оно показывается нам не с яркой солнечной стороны, а преподносится на серебряном блюде луны, в лучах светящейся паутины.

✨ В данном стихотворении Тютчев показывает нам частичку Вселенной с её бесконечностью и хаосом вечного движения в образе спящего сада, окутанного ночью в темно-зеленые одежды и прибранного патиной серебра.

На момент написания строк Федор Иванович несет дипломатическую службы в Мюнхене, но не теряет связи с Родиной, умея передавать образы, отложенные в его глубокой памяти.

Краткий анализ

☝ В первом катрене мы видим сладость сна темно-зеленого сада, который тешится в неге голубой ночи, убелен цветом яблонь и позолочен луной.

Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

☝ Во второй строфе улетаем с автором в небесную синь, где сонм звезд горит, как в первый день рождения Вселенной. На этом фоне отчетливей слышны земные звуки – «бормочет» в скважине ледяной ключ, дальняя музы́ка заливается где-то тонкостью нот…

Музы́ки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.

Мир спит, как и положено ему испокон века, и только странный гул проносится над спящей землей, над садами и лесами, над всем земным подлунием…

☝ В финальном катрене автор пытается разгадать источник этого гула – может это смертные думы вырвались на волю из спящих тел и теперь роятся в ночном хаосе?

Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Ответьте на этот вопрос сами, может быть, вы знаете иной источник этого странного гула, носящегося над землей сонными ночами…

Размер, жанр, рифма и тропы

✨ Стихотворение написано в размере пятистопного ямба и относится к миксту пейзажной и философской лирики.

Строки четырех авторских катренов связаны между собой перекрестной рифмовкой (темно-зеленый – голубой – убеленный – золотой) с открытыми и закрытыми рифмами.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (сад темно-зеленый, ночь голубая, звездный сонм, соседний ключ, еженощный гул, мир бестелесный).
  2. ✔ Метафоры (сладко светит месяц золотой, объятый негой ночи, в небе звездный сонм горит, на мир дневной спустилася завеса).
  3. ✔ Олицетворения (сад дремлет, ключ говорит, проснулся гул, труд уснул, спящий град).
  4. ✔ Инверсии (сад темно-зеленый, ночь голубая, месяц золотой, сонм горит, хаос ночной).

Отметим также несколько восклицаний в первом катрене и пару риторических вопросов в последней строфе.

💕 Ещё одно переплетение пейзажной лирики и философии мы видим в стихотворении «Под дыханьем непогоды», написанным в 1850 году после совместного с Еленой Денисьевой и старшей дочерью посещения Валаамского монастыря. Где-то в то время рождалась великая любовь и умирало подобострастие к общественным нормам и правилам…

Слушаем стихотворение

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Владимир Набоков
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

Источник

Оцените статью