Скульптуры летнего сада беллона

Скульптурное убранство «Летнего сада»

«Летний сад» в Санкт-Петербурге — это целый мир. Это и наша история — ведь Летний сад почти ровесник Северной столицы, и в то же время это Красота, которая продолжает радовать людей разных поколений, в том числе и наших современников.

Коллекция скульптур Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под непосредственным руководством Петра I.

Цель самодержца была самая благая: приподнять культурный уровень своих придворных, привить хороший художественный вкус, познакомить их с античным искусством, мифологией.

Не все из приобретенных скульптур и бюстов были установлены в Летнем саду, некоторые нашли свое пристанище в Петергофе, в Царском селе, в Павловске, в Эрмитаже (знаменитая Венера Таврическая).

Например вначале Венера украшала Летний сад (была выставлена в 1720 году), но потом была перемещена в сад Таврического дворца, а уж потом переехала в Эрмитаж. Это была копия греческого оригинала II или III века до н. э. и предположительно найдена в Риме, при раскопках 1719 года.

Когда скульптуру привезли в Петербург и поставили в Летнем саду, то царь так дорожил этим сокровищем, что приставил к скульптуре часового.

Трудно представить — Прекрасная Венера, рядом часовой с ружьем и… капуста на грядках. Но Летний сад имел когда-то и такой образ.

Венера положила начало собиранию императорской античной скульптуры, которая в потоке времени становилась все более масштабной, все более ценной.

Каждая скульптура сада — это захватывающая история и нет возможности рассказать о каждой.

По тематике скульптуры Летнего сада можно разделить на три группы исторического, аллегорического и мифологического содержания.

Читайте также:  Управляющая компания кузнецкий сад

В ряду первых скульптур, появившихся в Летнем саду, была аллегорическая скульптура П.Баратта «Мир и изобилие», заказанная Петром I в1722 году, в честь подписания Ништадского мира.

Таким образом некоторые скульптуры имеют своих авторов — в основном это итальянские мастера конца 17 начала 18 веков, но есть и работы безвестных авторов, которые делали копии с античных образцов.

Некоторые скульптуры покупались для России и привозились с дефектами, которые нужно было исправлять реставраторам. Их все чаще стали приглашать в Россию из Италии, чтобы они и сами потрудились и передавали свое искусство ученикам. Постепенно формировалась школа русских реставраторов и все благодаря Летнему Саду.

Вначале Летний сад был регулярным парком (в духе того времени), поэтому скульптуры располагались строго волной: скульптура-бюст-скульптура. Это было красиво на фоне зеленых насаждений.

Впоследствии скульптуры много раз переставлялись. Иногда причиной становились разросшиеся деревья, другие насаждения, а также изменившиеся вкусы новых эпох.

В 1956 году на основе описей 1728, 1736, 1771, 1794 годов и более поздних, был составлен план перестановки скульптур.

Однако посетители Летнего сада не всегда желали принимать результаты таких вот фундаментальных научных исследований по воссозданию «первоначального облика». Вот и последние видоизменения от «романтического парка Анны Ахматовой» к обновленному саду, с чертами регулярного парка, многих петербуржцев, да и не только жителей города, несколько огорчило. Ведь мы все храним в душе свои любимые черты этого удивительного по красоте сада и не желаем изменений. Впрочем, все уже стали привыкать и к новому образу Летнего сада — так устроен человек.

Было некоторое разочарование и оттого, что в настоящее время подлинники скульптур заменили на копии — что ни говори, но живой, шёлковый, чуть матовый мрамор несет совсем иную информацию, нежели мрамор искусственный.

Читайте также:  Беседки в японском саду

Сегодня оригиналы скульптурного убранства Летнего сада находятся в Инженерном замке — это совсем рядом, так что мне, во время последнего посещения Летнего сада, очень захотелось сравнить копии и оригиналы — так сложилась эта прогулка.

Вид из Летнего сада на Михайловский замок, который сегодня является одним из филиалов Русского музея (как и Летний сад).

Источник

Скульптуры летнего сада беллона

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция онлайн

Беллона

Беллона

Беллона

Беллона

  • Мрамор . 188 х 74 х 57
  • ЛС-11
  • Экспонирование Михайловский замок Открыть панораму зала в виртуальном туре
    Зал 135. Скульптура Летнего сада
  • Период XVIII век
  • Типология Скульптура Летнего сада
  • Категория Мифологический сюжет
  • Ключевые слова Летний сад | Древний Рим | мифологические и сказочные персонажи | обнаженная натура Поделиться

    Беллона — это свирепая римская богиня войны, сестра или жена бога войны Марса. Она олицетворяет войну разрушительную и губительную, в отличие от богини справедливой войны — Минервы. В петровской аллегорике встречаются обе богини, в частности на картине триумфальных ворот 1704 года. Там были изображены Беллона с копьем и «фиником», то есть пальмовой ветвью, и Минерва «с копьем же и масличиной», то есть ветвью маслины, держащиеся за руки. Это обозначало, что Его Царское Величество в своих бранных делах применяет и воинскую жестокость к гордым и непокорным, и милость к смирившимся.

    Беллона из Летнего сада не соответствует приведенному выше описанию. Скульптор изобразил ее миловидной девушкой в шлеме, украшенном страусовыми перьями, с факелом войны, опущенным вниз пламенем, и попирающей ногой голову Медузы.

    Символика скульптуры говорит об окончании кровавой войны. Факел войны опущен пламенем вниз. Страшилище Медуза Горгона, которая сама сеяла ужас, уничтожена. Статуя Беллоны относится к числу наиболее мастерских и красивых скульптур Летнего сада.

    // Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 20.

    Источник

    Скульптуры летнего сада беллона

    Вы используете устаревший браузер.
    Пожалуйста, обновите его.

    Коллекция онлайн

    Беллона

    Беллона

    Беллона

    Беллона

    • Мрамор . 188 х 74 х 57
    • ЛС-11
Оцените статью