Сияла ночь луной был полон сад анализ егэ

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» пример (Фет А. А.)

1. В 1862 и 1866 г. Афанасий Фет встречался с Татьяной Бернс и был очарован её пением. Ей он посвятил стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад», которое написал в 1877 году. 2. Стихотворение вызывает чувство тоски, сожаления лирического героя о любви, прошедшей молодости. 3. Тема стихотворения – любовь. Жанр – лирическое стих-е. Произведение можно разделить на две части: первая часть – первая встреча лирического героя с любимой женщиной; вторая часть – вторая встреча спустя несколько лет. Стих состоит из четырех строф-четверостиший. Первые две строфы посвящены первому пению героини, 3-ая и 4-ая – второму исполнению песни через несколько лет.

В стихотворении можно видеть восклицательное предложение в последнем четверостишии, которое является наивысшей эмоциональной точкой произведения. 4. В стихотворении используются художественные средства выразительности: метафоры («сердца жгучей муки»), сравнения («струны в нём дрожали, как и сердца у нас за песнию твоей»), анафора («И много лет прошло , И вот в тиши ночной , И веет как тогда »), оксюморон («сияла ночь»), параллелизм (первое четверостишие). В стихотворении изобразительных средств мало, но они яркие, выразительные. Они придают красочность речи, способствуют полному развитию развития образа. 5. Повтор звука «л» придаёт лёгкость лунного света («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи у наших ног»). Повтор звука «р» помогает автору донести до читателя эмоции и чувства лирического героя, дрожь и волнение его сердца («Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали»). Ассонанс (звук «о») придаёт напевность стиху. 6. Для усиления музыкальности, мелодичности и звучности стиха А. Фет использовал шестистопный ямб, а использование перекрёстной рифмы передаёт необходимое настроение. Недаром это стихотворение положено на музыку Рахманинова и Чайковского. 7. В этом стихотворении лирический герой раскрывается как страстная натура. Любовь наполняет жизнь героя смыслом «ты одна – вся жизнь», «ты одна — любовь». Явления прекрасного – музыка, искусство и любовь – соединяются для героя воедино. И высшее счастье для него – веровать в это прекрасное «только веровать в рыдающие звуки, тебя любить, обнять и плакать над тобою!»

Источник

Сияла ночь луной • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Фет А.А. | Дата публикации: 1877 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ возлюбленной, образ музыки, образ природы Темы: жизнь и смерть, любовь и ненависть, одиночество

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Читайте также:  Любимый сад садовый центр

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Краткое содержание

Дж.Г. Баррабл. Песня без слов. 1880

В стихотворении рассказывается о счастливейшей поре в жизни Фета: о времени его влюблённости. Это поэтическое воспоминание о любви. Автор обращается к своей возлюбленной: она смогла вызвать в нём любовь, заставив сердце трепетать. Таким началом поэт демонстрирует нам, что эти стихотворные строки посвящены любви. Вспомнив звуки голоса возлюбленной, поэт признаётся: «…тебя любить, обнять и плакать над тобой!».

История создания

Специалисты считают, существует две версии – как было создано, и кому посвящено это произведение:

  • версия первая – в 1850 г. погибает при пожаре возлюбленная поэта Мария Лазич. Незадолго до трагедии поэт решил порвать любовную связь с Марией: он не мог обеспечить ей достойное существование. До конца жизни он будет корить себя в произошедшем. Это произведение, созданное в 1877 г., посвящено Марии. Позднее Фет включил его в состав сборника «Мелодия»;
  • версия вторая – стихотворение посвящено женщине по имени Татьяна Кузьминская. Она была родной сестрой супруги писателя Л.Н. Толстого. Фет, находясь в одной из музыкальных гостиных, был впечатлён её прекрасными вокальными данными. Спустя годы, он, вновь услышав пение Татьяны, написал эти стихотворные строки.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой любовную элегию, являясь образцом «чистого искусства». Данное направление подразумевает отказ от социальной тематики. «Чистое искусство» всегда воспевает любовь и красоту.

Стихотворное произведение поэт написал шестистопным ямбом. Рифма перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмовки.

Композиция

Произведение построено по закону зеркальной композиции: в нём симметрично описываются картины из прошлого и настоящего. Это позволяет передать читателям эмоции лирического героя.

Стихотворение включает в себя четыре четверостишия, каждое из которых характеризуется своей индивидуальной звукописью:

  1. Первые две части поэт посвятил описанию прекрасного девичьего пения.
  2. Последующие две части рассказывают о её повторном пении по прошествии многих лет.

Авторское повествование идёт с постоянно увеличивающимся эмоциональным напряжением, закономерно подводя читателя к кульминационной сюжетной точке – четвёртой строфе: «…тебя любить, обнять и плакать над тобой!».

Образы и символы

В произведении сплетены между собой все образы. Они открывают перед читателями богатую палитру чувственных переживаний лирического героя:

  • образ лирического героя – это сам поэт. Он предстаёт в роли слушателя прекрасной музыки. Это символ преданности: герой всю жизнь любит свою единственную;
  • образ возлюбленной – символ мечты и надежды на лучшее. В любви нашла отражение фраза «дрожащие сердца», «плач»;
  • образ музыки – поэт описывает музыку так: «дрожащие струны раскрытого рояля». Музыка, которую исполняет девушка, становится символом возрождения;
  • образ природы – поэт описывает природу, когда лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю. Природа символизирует человеческую жизнь: «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Жизнь – это сад, куда опускается ночь.
Читайте также:  Уборка игрушек в саду

Темы и настроение

В произведении представлено несколько важных тем:

  1. Ключевая тема – возвышенная любовь, которая живёт в сердце автора всю его жизнь. Поэт выражает свою душевную боль в каждой строке. Читатель ощущает, что лирического героя терзает светлая грусть о былой любви. Он заново переживает прошлые моменты жизни, мечтая встретиться с любимой после смерти.
  2. Тема одиночества – лирический герой находится наедине со своими воспоминаниями, которые не оставляют его многие годы. После смерти любимой, он остался одинок в эмоциональном плане.
  3. Тема смерти – её ощущают читатели особенно остро. Фет признаётся, что желает вернуть любимую, но она безвозвратно вознеслась на небеса.

Основная идея

Основная идея – это мысль о вечной, бессмертной любви, её неповторимости и ценности. Для искренней любви не существует обстоятельств и времени. Несмотря на то, что время безвозвратно потеряно, лирический герой чувствует: в нём живёт привязанность и преданность любимой женщине. Поэт мечтает о встрече с ней в загробном мире, желает исправить все совершённые ошибки после своей смерти.

Средства выразительности

Средства выразительности помогают нам проникнуться теми чувствами и переживаниями, которые испытывает лирический герой:

  • эпитеты – годы «томительные и скучные», «вздохи звучные», жгучая мука»;
  • метафора – «сияла ночь»;
  • олицетворение – «лежали тучи», «струны дрожали»;
  • эпифора – стилистическая фигура, присутствующая в конце каждой смысловой части стиха: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!»;
  • синтаксический параллелизм придаёт стихотворению дополнительную силу и смысл: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь».

Все произведения автора

  1. • Весенний дождь
  2. • Вечер
  3. • Ель рукавом мне тропинку завесила…
  4. • Еще весны душистой нега…
  5. • Еще майская ночь…
  6. • Заря прощается с землею
  7. • Зреет рожь над жаркой нивой…
  8. • Мама! Глянь-ка из окошка…
  9. • На заре ты ее не буди…
  10. • Одним толчком согнать ладью живую…
  11. • Первый ландыш
  12. • Сияла ночь луной
  13. • Учись у них – у дуба, у березы…
  14. • Шепот, робкое дыханье…
  15. • Это утро, радость эта…
  16. • Я пришел к тебе с приветом…
  17. • Я тебе ничего не скажу…

Источник

Сияла ночь луной был полон сад анализ егэ

Задания Д11 C4 № 776

В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Читайте также:  Интерьер в зимних садах

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Одной из главных тем поэзии Афанасия Афанасьевича Фета была тема одухотворенной, вечной и далекой от быта и земной жизни любви. В стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад. » встреча лирического героя с возлюбленной драматична. Он вспоминает былые страдания, свое изнеможение от чувств и многолетнюю разлуку:

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

И много лет прошло, томительных и скучных.

Однако встреча снова состоялась, она вселяет в героя надежду на будущее счастье.

Подобное звучание темы характерно и для стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Я вас любил». Лирический герой переживал расставание с возлюбленной, и чувства его противоречивы:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Пускай всё в прошлом, но любовь « угасла не совсем». В то же время герой покорен своим чувствам и готов ради любимой отойти в сторону. Он искренне желает ей счастья, пускай даже с другим:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Таким образом, для обоих приведённых стихотворений характерна мысль о том, что любовь — сильное, всепоглощающее чувство, она многолика, но всё равно прекрасна.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 2 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют 4 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

3. Логичность и соблюдение речевых норм Отсутствуют логические, речевые ошибки 2 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1 Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Источник

Оцените статью