Символом_чего_является_лес

Лес как символ бессознательного. Между небом и землей.

Во все времена лесное пространство привлекало человека. В древности люди образовывали деревни и устраивали жилища вблизи лесов, полагаясь на изобилие пищи и природных ресурсов, на естественное укрытие, которое предоставляет природа. Лес занимал и продолжает занимать умы и воображение художников, философов, ученых, путешественников, писателей. Каждый увлеченный природой человек стремится разгадать суть послания, которое так или иначе можно уловить, оказавшись наедине с лесным царством. Очень интересен и многогранен исторический, биологический и культурный контекст развития отношений человечества с природой. Однако сегодня, мы поговорим о символизме леса, его функции в качестве представителя психической жизни человека.

При символическом взгляде на лес как природную экосистему мы увидим, что, в первую очередь, лес предстает символом бессознательного. Вместе с тем, лес часто отождествляют с бессознательным, и тогда выражения — “темный лес”, “чаща”, “дебри” — употребляются в качестве синонима в отношении бессознательного в психике. Все мы помним великое множество пословиц и поговорок, в которых лес предстает местом для встречи с трудностями, а также с чудесами, помогает найти решение. Вот несколько характерных примеров:

Дальше в лес — больше дров”, “Заблудиться в трех соснах”, “Возле леса жить — голоду не видать”, “В березовом лесу хорошо веселиться, в сосновом молиться, а в еловом удавиться”, “Шел бы ты в лес, да гам и исчез”, “Лес видит, а поле слышит”, “Каково в лес кликнешь, таково и откликнется”.

Внимательно изучив эти пословицы мы увидим, как точно они отражают процессы и явления в психике и служат ориентиром для взаимодействия с невидимыми образами психического. В подобном контексте лес становится местностью, где разворачивается драма жизни отдельного человека и множества поколений.

С точки зрения Карла Густава Юнга, основателя аналитической психологии, у деревьев есть индивидуальность. Дерево часто выступает синонимом личности, а также символом процесса индивидуации, который по словам Юнга “подготавливается в бессознательном (в нашем случае, в лесу) и лишь постепенно переходит в сознание (становится деревом, растущим самостоятельно)«. Таким образом, лесное пространство олицетворяет, по большей части, не осознаваемую историю жизни личности и, одновременно с этим, часть объективной психики.

Ключевое из представлений о лесном царстве, складывающееся при обращении к легендам, сказкам и художественным произведениям, повествует нам о лесе как о волшебном, трансформирующем и инициирующем пространстве. Как правило, по сюжету нарратива, некий герой попадает в сложную ситуацию, требующую определенных действий без совершения которых погибнет либо он, либо кто-то из его близкого окружения. Чтобы разрешить этот конфликт, герой, намеренно или случайно, оказывается в зеленом царстве – в чаще, в поле или на опушке леса – обязательно в окружении растений. Как, например, герой произведения Генри Дэвида Тора, Уолден:

«Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил. Я не хотел жить подделками вместо жизни – она слишком драгоценна для этого; не хотел я и самоотречения, если в нем не будет крайней необходимости. Я хотел погрузиться в самую суть жизни и добраться до ее сердцевины, хотел жить со спартанской простотой, изгнав из жизни все, что не является настоящей жизнью, сделать в ней широкий прокос, чисто снять с нее стружку, свести ее к простейшим ее формам, и если она окажется ничтожной, – ну что ж, тогда постичь все ее ничтожество и возвестить о том миру; а если она окажется исполненной высокого смысла, то познать это на собственном опыте и правдиво рассказать об этом».

Что же такого особенного происходит с человеком в сакральном лесном пространстве? Каким образом лес помогает ему разрешать противоречия и обретать смысл?

Читайте также:  Егаис_лес_декларация_продавца

«В лесу, как в хорошей книге, всегда найдется непрочитанная страница», — пишет Леонид Леонов в произведении «Русский лес». И ведь действительно, как только человек осознает существование жизни по ту сторону сознания, прислушиваясь к происходящему, очередная страница древней книги жизни, хранящая множество знаний и опыт предков, открывается для него в буквальном или в символическом лесу. В этом смысле лес предстает не только природным целительным пространством, но и хранителем знаний, которые обогащают представление человека о мире.

Следуя за метафорой книжной страницы, мы можем назвать лес «переходным потенциальным пространством» – необходимым прибежищем, обязательной составляющей маршрута индивидуации. Юнгианский аналитик Дональд Калшед называет переходным пространством место встречи двух миров — берег, который соединяет водоем с землей. Лес в нашей истории оказывается переходным пространством между небом и землей. Таким образом становясь для человека обиталищем “духовно-материальной матрицы”.

Стоит отметить, что путь через Лес не линеен. По словам Карла Юнга, движение человека собственным путем происходит по спирали, при этом расстояние до центра спирали постоянно меняется. Таким образом, периодическое возвращение человека в лес можно сравнить с ритуалом посещения переходного пространства, в котором он, с каждым шагом, познает нечто новое об устройстве мира, укореняется в собственном теле, залечивает раны, чтобы продолжить путешествие.

Источник

Символом чего является лес

Избушка Яги сокрыта непременно посреди дремучего, темного, таинственного леса. С одной стороны, лес противопоставлялся жилому месту, поселению. Мышление древних отделяло дом и селение как сотворенный, познанный, упорядоченный мир от остального мира за пределами селения как мира непознанного, профанного, символически олицетворяющего первозданный хаос. Избушка Яги находится за пределами познанного мира – в сфере неизведанного. Поэтому и Яга, и место ее обитания уже внушают страх, т.к. человек боится неизвестности. Попав в сферу леса, можно кануть в небытие или открыть новые возможности, расширить пределы собственной познанной вселенной.

«Древний человек имел особый взгляд на растительное царство: у него деревья ценились не столько по их практической пригодности, сколько по их отношению к нравственному миру человека. Предметы царства растительного были рассматриваемы как живые, способные к самостоятельной деятельности личности…Рост дерева и рост человека в некоторых случаях могут обусловливать друг друга. Дерево является обиталищем духа, который может действовать в известном направлении на человека; оттого дерево играло не последнюю роль в древних религиозных обрядах.

Читайте также:  Гриб_руккхашава_геншин_маршрут

Одухотворение дерева сообщило таинственную духовную жизнь лесу. Лес был древнейшим народным святилищем» (Н.Ф. Сумцов. «Символика славянских обрядов»).

Итак, исходя из народных представлений о лесе, можно сделать вывод, что лес Бабы Яги – место, где герой погибает, возвращается в небытие, теряется в неизвестном пространстве леса. Среди множественности деревьев, которые славяне делили на счастливые и несчастные, можно заблудиться. Если же понять лес, познать природу и назначение каждого дерева, т.е. значение различных явлений, встречаемых в жизни, то лес из хаотичного пространства превращается в путь. Лес становится символом роста и расширения сознания героя. В этом случае лес из профанного состояния преобразуется в святилище, где происходит трансформация героя.

Отсюда эпитеты леса – дремучий, темный – т.е. место, где можно заблудиться. И в то же время таинственный – в нем сокрыто множество тайн и кладов, ждущих своего откровения.

Лес олицетворяет собой иллюзорный мир, в котором можно заблудиться. Когда герои бросают гребешок, превращающийся в лес, задерживающий преследователя, это символизирует пройденный путь познания героев, их мыслительную деятельность, т.к. гребешок, из которого рождается лес, носят на голове. Согласно представлениям древних славян человек делился по вертикали на три части. Голова соответствовала небесному, духовному миру, тело земному, ноги подземному, миру мертвых. Соответственно то, что носится на голове, имеет отношение к духовному миру. Лес в данном случае – это мудрые мысли героев, которые задерживают преследователя. Прежде чем продолжить погоню, Яге нужно «перегрызть» этот лес мудрых мыслей, т.е. понять.

Сама Баба Яга летает над лесом, и герой на коне «летит выше лесу стоячего». Здесь мы обращаемся к трехчленному делению мира славянами. Герои отрываются от земли и поднимаются в область небесной сферы – из сферы эмоциональной они поднимаются в ментальную, духовную сферу.

Лететь над лесом, значит, подняться над миром иллюзий на крыльях мысли. Перенестись из сферы неведения в область знания и осознанности, в область свободно мыслящего сознания. Возможность увидеть сверху всю панораму своего бытия, объективную картину своей внутренней сказки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Символ Лес

Лес — это символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно буддийских, он также является образом убежища. В европейском фольклоре и сказках лес — это место тайны, опасности, испытания или инициации. Заблудиться в лесу или найти дорогу через него — это метафора отсутствия опыта или достижения знаний о взрослом мире или о самом себе, соответственно. Для оседлых сообществ лес — это неизведанная, неконтролируемая среда обитания мелких богов и духов, некоторые из которых так же страшны, как славянский лесной дух Леший. Сырость, землистость и похожая на утробу матери темнота леса ассоциировались в древнем мире с идеями роста и женственности. В друидизме лес был женским партнером солнца. В частности, в Центральной Америке понимание леса, его растений и животных было признаком дара шамана. Согласно азиатским традициям, лес является аналогом отшельнической пустыни Ближнего Востока, убежищем от мира, где можно погрузиться в медитацию и духовное совершенствование. Леса широко известны как символы внешнего мира. В легендах и сказках леса символизируют различные опасности. Для духовных людей это может быть место уединения, где можно скрыться от суеты и шума жизни. В литературе и искусстве древнего мира леса изображаются как «священные рощи» или райские «лесные сады».

Читайте также:  Сорта_малины_в_бурятии

simvol-les-1

Лес широко рассматривается как символ внешнего мира в противоположность микрокосмосу, символизируемому землей, расчищенной для возделывания. В легендах и сказках лес населен странными существами (ведьмами, драконами, великанами, карликами, львами, медведями и т.д.) и представляет все опасности, которым должен подвергнуться молодой человек, чтобы стать мужчиной через инициацию (испытания на зрелость). Эти образы восходят к тому времени, когда леса покрывали большую часть суши и представляли угрозу для возделываемых земель. Появление «темного леса» во сне означает погружение в царство бессознательного, в которое сознательный человек может попасть, заблудившись. Свет, мерцающий между стволами деревьев, который часто появляется в сказках, означает надежду найти защищенное место. Лес также является нерегулируемой дикой местностью, которая может быть жуткой и угрожающей, вызывая фантазии о дикарях, мшистых лесных существах и даже феях, которые могут прийти на помощь. С другой стороны, для спиритуалистов это может быть бодрящее уединение от суеты и шума жизни. Отшельник находится под защитой высших сил и не боится их опасностей. Рощи за пределами леса менее распространены и представляют собой заметные участки священной природы. В глубинной психологии лес понимается как символ неуверенной женственности, проявляющейся в юности, которая еще не осознана. Леса всегда привлекали человека. В доисторические времена люди строили деревни и жилища вблизи лесов, полагаясь на изобилие пищи, природных ресурсов и укрытие от щедрот природы. Леса захватывали и продолжают захватывать сердца художников, философов, ученых, путешественников и писателей. Все, кто очарован природой, стремятся раскрыть суть посланий, которые им удается уловить, когда они остаются наедине с лесным царством. Исторический, биологический и культурный контекст, в котором развивались отношения человечества с природой, очень интересен и многогранен. Но сегодня мы поговорим о символизме леса, то есть о его функции как представителя духовной жизни человека.

simvol-les

Лес символизирует бессознательное и его опасности, место тайны, убежище для созерцания и размышлений, мир теней, место инициации. Карл Юнг считал лес символом бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддизме, это образ убежища. В европейском фольклоре и сказках это место тайны, опасности, вызова или инициации.
Символический взгляд на лес как на природную экосистему показывает, что он, прежде всего, является символом бессознательного. В то же время лес часто приравнивается к бессознательному, а такие выражения, как «темный лес», «чаща» или «дикая местность», используются как синонимы бессознательного в психике. Мы помним множество пословиц и поговорок, в которых лес предстает как место, где встречаются трудности и где происходят чудеса.

Источник

Оцените статью