Символдрама_опушка_леса_интерпретация

Методическая разработка «Техника проведения мотива символдрамы «Опушка леса» в психологической коррекции страхов и негативных сторон личности у подростков».

1. Работаем с мотивом «опушка леса», отталкиваясь от мотива луга, когда пациент, совершая прогулку по ландшафту, спонтанно представляет высокий лес.

2. Попросить представить мотив луга, после чего попросить: «Оглядитесь и посмотрите, есть ли где-нибудь лес. Подойдите поближе к раю леса и остановитесь на расстоянии 10-20 метров от него. Вглядитесь в темноту (мрак) леса. Вполне вероятно, из леса выйдет какое-то существо, животное или человек».

Возможно, придется терпеливо подождать пока из леса кто-то выйдет — может быть, сначала он увидит только что-то неопределенное или призрачное. Если станет страшно, то вводим дополнительную инструкцию: «поблизости найди куст или что-то подобное, за которым ты мог бы спрятаться».

Не рекомендуется входить в лес в работе со взрослыми – оберегаем от вызывающих страх неожиданностей, избегаем вызывать страх и сопротивление, даже предостерегаем от этого.

Встреча с символическим существом

Из леса могут выйти обычные звери, такие как заяц, лиса, маленькая мышка или крот.

У молоденьких девушек часто появляется пугливая косуля, у мужчин — становящийся в позу олень или большой медведь. Появляются также и человеческие фигуры: охотник с большим ружьем, опустившийся бродяга или несколько бродяг, старушка, собирающая ягоды, или же ведьма, молодой человек в образе “револьверного героя”, с пистолетами за поясом, и многое другое.

Появление из леса сказочных персонажей более характерно для младших детей. В этом случае имеет смысл продолжать работать «на уровне сказки».

Впервые в рамках основной ступени КПО пациент получает возможность стимулировать развитие бессознательного материала в форме символических образов, которые свободно поднимаются и развертываются из его бессознательного. Здесь не нужно совершать какие-то усилия, добиваться определенных результатов или развивать собственную активность в кататимной панораме. Необходимо ждать, пока образы начнут разворачиваться сами. Появляющееся из темноты леса символическое существо часто настроено враждебно по отношению к пациенту или, по меньшей мере, недружелюбно. Лев, например, может, выйдя из леса, раскрыть пасть, или змея, высунув жало, может надвигаться на пациента. Враждебные человеческие образы со свирепым взглядом, как, например, ведьма, охотник или кто-то другой, также могут завладеть сценой. Или же, наоборот, само существо боится приблизиться к пациенту, например, пугливая косуля, ежик или птичка. Могут выйти зверь, который кажется ребенку или подростку некрасивым, неприятным: «ободранный», «шерсть клочками», «дохлый» и т.п.

Спонтанные образные реакции на встречу с символическим существом :

§ в некоторых случаях дети склонны стремительно нападать на враждебное символическое существо – склонность к аутоагрессии;

§ выражение желания побить существо, например, палкой.

Психотерапевтическая стратегия, которую предлагает автор метода символдрамы Н,К, Лейнер – режиссерский принцип кормления, нежного поглаживания и примирения: предлагаем пациенту предназначенную специально для появившегося символического существа пищу со словами: «смягчите сердитое животное и расположите его к себе».

С целью психокоррекции психолог также может использовать инструкцию: «Мне кажется, не стоит делать этому животному (существу, человеку) что-то плохое. Мне кажется, это животное просто очень голодное и его нужно как следует накормить. Что можно было бы предложить животному?». Подростков бывает сложнее, чем маленьких детей и взрослых, уговорить на установление контакта с животным, от психолога требуется много терпения и использование приемов мотивации и убеждения, даже настойчивости: «Ну (с неодобрительной интонацией, если хочет побить животное), оно такое голодное, позаботься о нем, волк столько голодал, бегал, конечно весь «грязный» стал, «взъерошенный», «усталый» (можем повторять характеристики, которые назвал ребенок), позаботься о нем, покорми его». Повторение характеристик, на мой взгляд, помогает ребенку справиться со своими негативными чувствами и посмотреть на животное со стороны, проявить к нему интерес и заботу.

Читайте также:  Все_об_опенке_грибе

После этого психолог либо предлагает какой-нибудь корм или пищу, либо, еще лучше, обсуждает с ребенком: «Что было бы лучше всего предложить этому животному? Чтобы оно стало есть?». Психотерапевту следует разбираться в подходящем питании. Чем, например, можно “покормить” вышедшую из леса ведьму? (торт, конфеты).

«Представь себе, пожалуйста, большую миску вареного мяса (косточку из супа), которая теперь стоит рядом с тобой. Покидайте ему мясо кусочек за кусочком и внимательно понаблюдай, станет ли оно есть, и как оно будет реагировать дальше. Важно, чтобы Вы скормили очень много мяса, больше, чем Вам кажется нужным для его полного насыщения. Предлагай ему все время новые куски, представь, что у тебя очень много мяса».

Как правило, символические существа начинают брать пищу — сначала более или менее заинтересованно, часто с большой жадностью. Символический образ, как и живое существо, становится по-настоящему сытым и тем самым усталым и, как правило, ложится отдохнуть. В дальнейшем поведение символического существа изменяется: оно утрачивает свою опасность, символический образ становится приветливым и доброжелательным. Пациент может теперь приблизиться к нему: «прикоснитесь, погладьте его» (режиссерский принцип примирения). Возможно, здесь пациенту еще придется при помощи психотерапевта преодолеть остатки своего страха.

В течение одного сеанса психологу не следует допускать развитие более 2 ‑ 3 образов (стратегия — не освобождать на сеансе больше бессознательного материала, чем психика ребенка сама спонтанно готова открыть).

Трудности в применении данного мотива. Мотив следует использовать, когда с ребенком установлены доверительные отношения на консультациях и у него есть ресурс справится с конфронтацией. Не стоит использовать мотив «Опушка леса», на мой взгляд, если ребенок сильно истощен, подавлен, расстроен, стоит сначала помочь ему восстановить силы, а уже потом на следующих встречах предложить мотив.

В любом случае может возникнуть сопротивление:

 вначале вообще не выходят никакие образы;

 проходит много времени, пока они появятся.

Данная техника необходима для проработки глубинных страхов, теневых сторон личности и отношений со значимыми взрослыми. Для школьного психолога эта техника как волшебная палочка» позволяет за 1 сеанс внести существенные изменения в состояние ребенка, проработать глубинные страхи, скорректировать отношения с значимыми близкими («злая и ободранная лиса» у одиннадцатилетнего подростка, которую он хотел побить палкой, в процессе представления образа превратилась в «пушистую добрую лисичку», в обнимку с которой он уснул, после этого он смог наладить отношения с мамой, вместо агрессии, поговорить доверительно с ней).

Читайте также:  Спектакль_лес_мхт_чехова_продолжительность

Стратегия — поддерживаем ребенка, говоря, что ему нужно набраться терпения и подождать. Или же мы пытаемся позднее повторить упражнение снова.

Ограничения в проведении техники :

§ Нельзя допускать проявления агрессии на символических существ, если не удается отговорить (хотя в моем опыте такого не встречалось), как крайний вариант, можем остановить образ и обсудить, что произошло уже на рациональном, более осознанном уровне.

§ Нельзя использовать в кормлении сырое мясо, так как символически оно связано с инстинктивными агрессивными импульсами, у чувствительных детей может вызвать невротизацию. Если ребенок настаивает, то можно, на мой взгляд, объяснить, что и в реальной жизни «дикое животное опасно кормить сырым мясом, чтобы приручить его мы даем ему человеческую пищу, что сами едим, вкусненькое», можно прямо сказать: «этого делать не рекомендуется».

Таким образом, в работе с детьми нам приходится использовать не только классические инструкции метода, которые являются стандартизированным стимулом, но и дополнительные вопросы, инструкции, поощрения. Главное, чтобы они соответствовали принципу реальности, обеспечивали безопасность ребенку и не вызвали невротизацию. Психологам, начинающим работать в методе символдрама, не рекомендую менять текст инструкций, акцент можно делать на интонации, например, одну и ту же инструкцию можно произносить все более настойчиво, использовать паузы и междометия («Ну», «А», «Угу», «Да»).

Источник

Как работает символдрама. Пример из практики

Хочу поделиться случаем из практики успешной работы метода символдрама.

Ко мне обратилась за консультацией женщина, ее беспокоило поведение сына. С ее слов, 17-летний Д. С каждым годом становился все более безответственным и безынициативным, был малообщительным, и в последнее время стал обманывать ее. Мальчик учился в техникуме, проблемы особенно усугубились в последний год – он не мог сосредоточиться на задании, выполнить работу до конца. Начинал и бросал, иногда вообще не мог заставить себя начать, стал прогуливать занятия, проявлять чрезмерную стеснительность в общении со сверстниками. Честно говоря, когда она мне по телефону описала свои наблюдения, я посоветовала ей консультацию психиатра, чтобы исключить психопатологию. Психиатр патологию не выявил, и они пришли ко мне.

После первой встречи – знакомства и установления контакта, я дала тест-мотив – «Дерево». Дерево у него в образе было крепкое, зеленое, сильное, но наверху сидел черный ворон. Этот ворон не давал мальчику покоя, и он залез на дерево, чтобы прогнать его. Ворон больно клюнул Д. И улетел. После, при обсуждении образа, Д. Сказал, что дерево ему очень понравилось, но все портил ворон. Ворон в его интерпретации – это образ всего плохого в его жизни. Как в дальнейшем выяснилось, это конфликт мальчика с одногруппником. В лице одногруппника Д. Объединил тот тип людей, которые насмехались, зло подшучивал над ним и раньше в школе, и теперь, в техникуме, что отрицательно сказывалось на самооценке мальчика. В следующем мотиве, «опушка леса», из леса вышел медведь и, несмотря на то, что Д. Был положительно настроен к нему, медведь зло рыкнул, что испугало и обидело Д. В дальнейшем, мы выяснили, что это был образ отца, который своими, иногда неожиданными эмоциональными реакциями в сторону Д. (что было следствием конфликтов с матерью Д.) так же заставлял чувствовать мальчика каким-то неполноценным, ни на что не годным, что Д., конечно же, и «подтверждал» своей плохой успеваемостью. Позже, конфликт с отцом был проработан в мотиве «Озеро». После чего, в реальной жизни, Д. Решился на откровенный разговор с отцом о своих чувствах, переживаниях, что заметно улучшило дальнейшие взаимоотношения с отцом и повлекло открытость с проявлением позитивных чувств. Отец признал, что конфликты с сыном были следствием нестабильных отношений отца с матерью Д. Отношения Д. С отцом стали более доверительные и эмоционально насыщенные. В хорошем смысле. Был проведен еще один мотив – «Дом». Причем, дом возник у мальчика в процессе прохождения мотива «луг». Дом был заброшенный, такой, как-будто его давно забросили. Хозяева уезжали в спешке. Д. Увидел в доме себя, маленького, пятилетнего. При анализе этого образа, мальчик вспомнил случаи, когда родители часто вечером уходили в гости, оставляя его одного. Ему было очень страшно, он боялся даже пошевелиться, жизнь для него останавливалась до возвращения родителей. Вскоре родители заметили, что Д. Боится, и перестали оставлять его одного. Но страх остался. На мое предложение Д. Подойти к себе маленькому, обнять, успокоить, объяснить, что родители делают это не нарочно, и больше этого не повторится, он все сделал как я ему посоветовала. Это был очень важный момент в терапии. Я уже заметила, когда клиент возвращается в травмирующую ситуацию, общается с собой маленьким, в его реальной жизни происходят просто чудеса. Этот случай из практики был очередным подтверждением этих моих наблюдений.

Читайте также:  Средства_от_грибковых_заболеваний_плодовых_деревьев

Не буду описывать все сеансы, взяла самые значимые. Терапия заняла месяца 3. В это период Д. Сам вовремя сдал курсовую, пошел на курсы спасателей, что предполагало тесное общение с новыми людьми, преодоление страха высоты (нужно было подниматься по лестнице на верхние этажи зданий) и много других испытаний. У него появилась девушка:).

Так, вроде, человек посмотрит — при чем тут образы, медведи, вороны, избушки? Какое отношение к реальности? До конца сама не понимаю, как реальность находит отображение в образах бессознательного. Но это работает! Причем, в довольно короткие сроки, можно «выкопать» самые ранние травмирующие события. Те кирпичики, из которых строится целый дом нашей искалеченной личности. Пережить их – значит заменить «больные кирпичики» на здоровые, получить ресурсную энергию, повысить уровень своего психического благополучия и качества жизни.

Конечно, не всегда так все удачно и быстро происходит. Мальчику 17 лет всего, в 40 это может занять больше времени. У него прекрасно было развито воображение, он мастерски трактовал свои образы (находил соответствие с реальностью). В любом случае, даже прохождение того или иного мотива, дает положительный эффект, ресурс, энергию, заметно повышает эмоциональный фон, даже если осознания не произойдет сразу.

Источник

Оцените статью