Школьный сад в здании

🔥Условия размещения дошкольной образовательной организации в здании школы

Проектируем школу-сад на 200-220 мест (в пригороде) (школа-сад — блокированное здание: часть здания — организация дошкольного образования (дети от 3-х лет) и другая часть здания — начальная школа (до 4 класса)).

Допускается ли запроектировать здание школы трехэтажным при числе учащихся до 270, при классе конструктивной пожарной опасности здания СО и степени огнестойкости II?

Николай Морозов

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 23.06.2014):

— здания дошкольных образовательных организаций относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1;

В соответствии с п.5.2.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013) объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности.

Соответственно, при размещении объекта класса Ф 1.1 (дошкольная образовательная организация) в здании класса Ф 4.1 необходимо объект класса Ф 1.1 выделять в самостоятельный пожарный отсек.

Пожарный отсек — часть здания и сооружения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара (п.27 ст.2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ ).

В соответствии с п.5.4.7 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013) для выделения пожарных отсеков применяются противопожарные стены 1-го типа и (или) перекрытия 1-го типа.

В соответствии с п.5.4.8 СП 2.13130.2012 противопожарные стены, разделяющие здание на пожарные отсеки, должны возводиться на всю высоту здания или до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный по горизонтали пожарный отсек при обрушении конструкций здания со стороны очага пожара.

При разделении пожарных отсеков разной высоты противопожарной должна быть стена более высокого отсека. При разделении пожарных отсеков разной ширины противопожарной должна быть стена более широкого отсека.

В соответствии с п.5.2.13 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (в редакции от 09.12.2010) каждый этаж здания класса Ф 1.1 должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

Читайте также:  Выбираем стремянку для сада

В соответствии с п.8.1.11 СП 1.13130.2009 каждый этаж здания класса Ф 4.1 должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

Соответственно, объект класса Ф 1.1 (дошкольная образовательная организация), выделенный в самостоятельный пожарный отсек, и объект класса Ф 4.1 должны иметь самостоятельные (отдельные) выходы с этажей.

В соответствии с п.6.7.15 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013) степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшую высоту зданий школ (общеобразовательных и дополнительного образования детей), учреждений начального образования (Ф4.1) следует принимать в зависимости от числа учащихся или мест в здании по таблице 6.13 . Максимальная площадь этажа здания определяется по таблице 6.9 .

Примечание — Для указанных зданий должна быть предусмотрена возможность установки ручных выдвижных пожарных лестниц.

* В районах Крайнего Севера высота одноэтажного здания на свайном основании должна быть не более 5 м.

Строительство зданий школ, учебных корпусов школ-интернатов, учреждений начального профессионального образования, а также спальных корпусов школ-интернатов и интернатов при школах высотой более 9 м допускается при условии их оборудования автоматической пожарной сигнализацией с дополнительной автоматической передачей сигнала о пожаре непосредственно в ЦУС по телекоммуникационным линиям проводной или беспроводной связи. Размещение указанных зданий должно определяться исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут. Проезды и подъезды к данным зданиям следует проектировать исходя из необходимости обеспечения доступа пожарных подразделений с автолестниц или автоподъемников непосредственно в каждое помещение, имеющее оконные проемы на фасаде.

Соответственно, в вашем случае самостоятельный пожарный отсек (часть здания класса Ф 4.1) возможно выполнить высотой до 11 метров (3 этажа) при условии, что данная часть здания (самостоятельный пожарный отсек) будет выполнена не ниже II степени огнестойкости и классом пожарной опасности С0, а число учащихся или мест в данной части здания не превышает 600.

При этом необходимо учитывать, что строительство зданий школ высотой более 9 м допускается при условии их оборудования автоматической пожарной сигнализацией с дополнительной автоматической передачей сигнала о пожаре непосредственно в ЦУС по телекоммуникационным линиям проводной или беспроводной связи. Размещение указанных зданий должно определяться исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут. Проезды и подъезды к данным зданиям следует проектировать исходя из необходимости обеспечения доступа пожарных подразделений с автолестниц или автоподъемников непосредственно в каждое помещение, имеющее оконные проемы на фасаде.

Источник

Естественное развитие

Два проекта образовательных пространств компании Брусника – школу от архитекторов SVESMI и детский сад от LEVS architecten – объединяет общий подход не только к педагогике, но и к архитектуре. Их пространства гибки, многофункциональны, разнообразны и связаны между собой, пронизаны естественным светом и решены в натуральных тонах; объемы компактны, а фасады бруталистски облицованы кирпичом. Все это представляет европейские тенденции проектирования школ последних десяти, примерно, лет. Изучаем детали на двух примерах.

Алёна Кузнецова

mainImg

Объемная композиция нетипична – как для советских типовых зданий: П-образных или Н-образных в плане, – так и, строго говоря, для новых российских школ, среди которых популярны здания со «звездчатым» планом и кольцевидные, с круглым двором. Каждый из вариантов объемно-пространственного построения обладает своими преимуществами, однако авторы новосибирской школы, архитекторы роттердамского бюро SVESMI, выбрали иной путь: здание собрано в компактный 4-этажный параллелепипед.

Читайте также:  Девушка осень в саду

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

Большой спортзал. Справа стена с окнами, передающими свет из зенитного фонаря в коридор. Школа в микрорайоне «Евроберег»

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

Музыкальный класс. Через стеклянную стену виден атриум, другая стеклянная стена пропускает максимум дневного света. Школа в микрорайоне «Евроберег»

zooming

zooming

Вверху складки лестничных стен выступают над кровлей, обрамляя контур зенитных фонарей и рифмуясь с ним. Все изгибы соразмерны и сдержанны, в их числе и S-образные контуры портала главного входа, – все они сглаживают резкие линии, оформляя простой объем параллелепипеда.

Получается похоже и на башни средневекового, а говоря точнее ренессанского замка, и – еще больше – на столь же романтическое здание московского Палеонтологического музея, знаменитого памятника периода брутализма.

На романтическую тему хорошо работает облицовка фасадов кирпичом сдержанного коричнево-терракотового оттенка, пестрого в духе живописной «баварской кладки». Часы на пластичной стене главного входного портала тоже рождают исторические ассоциации, но уже не столько с замком, сколько с городской ратушей, все же школа это мини-город для ее учеников. Впрочем, крупная сетка широких окон, призванных дать интерьеру максимум естественного света, подчеркивают современность решения и «лайтовость» всех аллюзий.

Заметим, что сетка фасадов – производная от ритмической структуры главного атриума, где, в свою очередь, раскрыты колонны конструктивного каркаса; архитектурное решение, таким образом, «честно» выстроено по знаменитому принципу «изнутри – наружу».

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

Детский сад: рост и познание

Он спроектирован для «Первого квартала» – среднеэтажного комплекса из шести корпусов, который Брусника строит недалеко от города-спутника Москвы Видное, и рассчитан на 280 детей от полутора до семи лет. После завершения строительства ДОУ планируется передать городу.

Здание детского сада, спроектированное другим голландским бюро – LEVS architecten, развивает, в целом, те же принципы, что и новосибирская школа SVESMI. Его объем компактен, сдержанно варьирует уступы и выступы, и облицован кирпичом, позволяя себе в качестве декора лишь рельефную кладку. В отличие от множества ярко-пестрых, похожих на большие игрушки, детских садов, во множестве построенных в нашей стране, да и во все мире, это здание «говорит с детьми как со взрослыми», попутно формируя, на противоположной стороне от жилых кварталов, фронт городской улицы.

Читайте также:  Закрытие сада на летний период

Уличный фасад – он же северный, поэтому здесь собраны технические помещения. В то же время сюда, к жилым домам, обращен главный вход – одноярусный объем, облицованный светлым кирпичом и оформленный рельефной кладкой с зигзагообразным контуром, отдаленно намекающим на силуэт кровель «старого города». Светлая облицовка объединяет весь первый этаж.

Второй протяженный фасад обращен во двор ДОУ и на юг, так что с этой стороны группируются спальни, игровые и классы для занятий. Окна разноформатные: от узких вертикальных для спален до больших горизонтальных, 4-метровой ширины, для танцевальных и спортивных классов.

Интерьер рассчитан на разнообразие сценариев и впечатлений – так, в центральном атриуме планируется горка, по которой дети смогут спуститься, вместо лестницы, со второго этажа на первый – как на детской площадке, получив настоящий fun, что позволит быстрее «подружиться» со зданием.

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

zooming

Значительная часть воспитательного процесса вынесена в окружающий здание сад. Здесь, помимо островков с разнообразным игровым и спортивным оборудованием, предусмотрены места для проведения уроков: амфитеатр, беседки, скамейки со столиками под открытым небом, теплица для практических занятий биологии и домик на дереве для наблюдения за птицами. Пользу свежего воздуха, солнечного света и движения трудно переоценить, к тому же подобная среда благоприятствует еще и сенсорному развитию дошкольников, которым крайне важно познавать формы, запахи, цвета и текстуры – а природа дает материал куда более разнообразный, чем любое пособие. В саду запланированы деревья, которые хорошо чувствуют себя в подмосковном климате: липа, береза, клен, пихта Нордмана, сирень, сосна, черемуха и дуб.

Итак, оба здания – школа и детский сад – расположены на гигантском расстоянии друг от друга, но связаны как общим заказчиком – компанией Брусника, так и голландским происхождением архитекторов. Их объединяет и подход к проектированию, не только основанный на современных педагогических теориях, что сейчас, в большей или меньшей степени, становится общим местом для всех сколько-нибудь ответственных проектировщиков образовательных пространств. Уважение к становящейся индивидуальности ребенка, многообразие и многофунциональность, гибкость, большая роль неформального общения – все эти ценности уже не требуют дополнительных обоснований и подтверждений.

Проекты перекликаются, между тем, и на ином уровне, архитектурном – через натуральные материалы и внимание к естественному свету, через «голландскую» экономность, в хорошем смысле этого слова, выразительных средств. Она позволяет зданиям избежать наивной пестроты и избыточности, обращаясь к своему пользователю – ребенку – серьезно и уважительно, как ко взрослому, способствуя развитию эмоционального восприятия и вкуса.

Источник

Оцените статью