Школа сад чем актуально

Статья «Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования»
статья (подготовительная группа)

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям «

Скачать:

Вложение Размер
Файлaktualnost_problemy_preemstvennosti_doshkolnogo_i_nachalnogo_urovney_obshchego_obrazovaniya.docx 21.82 КБ
Файлaktualnost_problemy_preemstvennosti.pptx 758.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»

на РМО воспитателе старших и подготовительных групп

ТЕМА: « МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ И ШКОЛЫ »

«Актуальность проблемы преемственности

дошкольного и начального уровней общего образования»

воспитатель высшей категории

«Актуальность проблемы преемственности

дошкольного и начального уровней общего образования»

«Быть готовым к школе – не значит уметь

читать, писать и считать. Быть готовым к

школе – значит быть готовым всему этому

Доктор психологических наук

Вопрос преемственности детский сад – школа возник с 1938 года с момента разработки программы детского сада, которая была оформлена в виде «Руководства для воспитателей детского сада» и актуален по настоящее время.

Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности не нова.

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

( Слайд 2) Преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет “радость детства” (Н.Н. Поддьяков), сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Читайте также:  Читать журналы наш сад

Вопрос преемственности образовательного процесса дошкольного и начального уровней общего образования в настоящее время является актуальным. Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении. (Слайд 3)

Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов регулируют отношения между детским садом и начальной школой, являясь важной ступенью преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Целевые ориентиры Программы детского сада «От рождения и до школы» выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и (Слайд 4) и звучат так: «соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения»

И вот тут отчасти есть проблема, которая состоит в недостаточном знании педагогами специфики работы смежной системы образования. Чему учат в детском саду? Каким хочет видеть школа будущего первоклассника ? (Слайд 5) (можно рассмотреть слайд)

К сожалению, дошкольные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Все это привело к вытеснению игровой деятельности . (Слайд 6)

-Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу.

-Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению.

-Недостаточное обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Преемственность – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания. На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться .

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Читайте также:  Добраться от метро ботанический сад до золотого вавилона

Таким образом, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования гарантирует наилучшую готовность ребенка к обучению в школе. Это, в свою очередь, поможет оптимизировать адаптацию к новым условиям, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гумманизации образования, а самое главное — заложит прочный фундамент для дальнейшего успешного развития личности ребенка.

Только заинтересованность (Слайд 7) обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального уровней общего образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа — само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского (Слайд 8)

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям »

Спасибо за внимание! (Слайд 9)

Источник

Комплексы «сад-школа» – что это такое и какие у них преимущества перед обычными школами и детскими садами?

Комплексы «сад-школа» – что это такое и какие у них преимущества перед обычными школами и детскими садами?

Известный московский педагог и директор одной школы-комплекса Евгений Ямбург как-то сравнил стрессы, испытываемые домашним шестилетним малышом в первом классе на уроке письма по общепринятой школьной программе, с состоянием космонавта при взлете, заметив, что ничуть не преувеличивает, а опирается на результаты тестирования и кардиограмм.

У комплексов «сад-школа» есть великое достоинство – постепенность и непрерывность.

Ребенок попадает в условия плавного перехода от полу-домашнего детсадовского бытия (с дневным сном, прогулкой, играми) к занятиям, которые еще сохраняют игровой характер и лишь постепенно увеличиваются во времени. Здесь исчезает обычный зазор между детсадом и школой. Ведь какие бы умения ни приобрел ребенок в саду, школа часто начинает все с нуля, хотя всякий детский сад по своему официальному статусу дошкольное образовательное учреждение. Но зачастую этот статус – некая условность, поскольку часто он не подкреплен содержанием жизни детсада. А вот объединение его со школой меняет эту ситуацию.

Читайте также:  Актеры прости нас сад

Ребенок задает тысячи «почему», на которые в домашнем быту то некогда, то непросто ответить всерьез. Почему растут деревья и откуда приходит зима, или где я был, когда ты была маленькая? Ответить понятно и удовлетворить детское любопытство – значит подумать вместе с ребенком. Но всем ли нам хватает на это уменья и терпенья? А отвечая формально, мы гасим драгоценную детскую любознательность.

В саду-школе радуются каждому вопросу ребенка, побуждая его спрашивать еще и еще. Например, на уроке географии, перед ребятами развертывают огромную физическую карту мира, и они решают, что и почему окрашено на ней в зеленый, синий и коричневый цвета. Вспоминая свои походы в зоопарк, расселяют животных по поясам земли. Выясняют куда и откуда текут реки.

А на уроке английского в младшей группе проводят с ребятами игры, в которых участвуют ежики, зайцы, мишки и т п. Дети принимают зверей в гости, потом играют в мяч и разучивают английские песенки. На уроках информатики их учат общаться с компьютерами. В запасе есть около сотни игр. Строят на экране домики, разбирают и собирают матрешек. Идут занятия по математике, чтению, рисованию, лепке. Дети знакомятся со сказками Пушкина, Андерсена, братьев Гримм, русскими народными сказками, сказами Бажова. Есть занятия по развитию речи. В школу дети перейдут в семилетнем возрасте.

Это несомненное благо для их здоровья и самочувствия. Такие занятия для ребенка – продолжение игры, удовольствие. Ребят не натаскивают, не принуждают делать что-то против их желания. Идет, скажем, рисование. Один и образ предмета легко схватывает, и краски выразительные находит. Другой вначале каракули еле выводит, не хочет рисовать. Но, глядя на других, и он постепенно втягивается в это занятие, особенно если ему помочь и похвалить. Хочет ребенок держать на уроке любимую игрушку – пожалуйста. Он так самоуспокаивается. Учителя не травмируют детей, идут им навстречу. Потихоньку готовят к школьной работе. Делают детки и зарядку для пальчиков, для глаз. А сам отбор в школу происходит здесь же, в привычной для детей обстановке. Возьмут, может быть, не всех, но многих, причем по объективным данным.

Учебно-воспитательные комплексы, как ни тяжеловесно звучит это название, – будущее школы, которая при всех нынешних трудностях стремится все-таки стать более гуманной. Наши потребности в образовании хоть и обгоняют школу, но побуждают ее совершенствоваться, равняясь на лучшие образцы.

Источник

Оцените статью