Шишкин_рубка_леса_год

«Рубка леса», 1867, Иван Иванович Шишкин — описание картины

«Рубка леса» — одно из первых полотен, созданных во время поездки Ивана Ивановича Шишкина на Валаам. Смысловым центром картины является свежеспиленная ель, вокруг которой строится вся композиция произведения: около пня в растерянности остановился лесной зверёк, берёза на переднем плане, словно готова согнуться в прощальном поклоне, чуть поодаль молчаливо наблюдают за свершившимся действием высокие ели.

Сосны в левой части полотна деликатно подсвечены солнечными лучами. Можно предположить, что солнце уже клонится к закату, окрашивая лес в мягкие, тёплые оттенки.

Поначалу картина кажется безлюдной, но при дальнейшем рассмотрении зритель замечает вдали людей, которые занимаются заготовкой леса.

Сюжет раскрывается постепенно – вот уже заметен дым костра, который уходит вглубь леса. Один из работников сидит у костра, второй мужчина продолжает пилить на заготовки поваленное дерево.

Люди редко появляются в работах Шишкина: лишь изредка, косвенными намёками, Иван Иванович даёт зрителю ощутить присутствие человека. Художник предпочитал писать нетронутую природу, первозданную, живую и естественную во всех её проявлениях.

«Рубка леса» находится на границе жанров: с одной стороны, появление в сюжете людей не позволяет назвать полотно чистым пейзажем, с другой стороны – они теряются среди деревьев и не являются ключевыми персонажами картины. Наоборот, здесь художник стремится к реалистичной, точной прорисовке природы, не уделяя большого внимания фигурам людей.

Они всего лишь присутствуют в сюжете, в то время как детально выписанные травы, папоротники, мухоморы на предметном плане полотна, разорванные корни поваленной ели и свежий спил ствола – подлинные герои произведения — оживают на глазах зрителя, становятся почти осязаемыми, позволяя с ботанической точностью определить породу деревьев, вид растительности.

Читайте также:  Возделываемые_культуры_широколиственных_лесов

Картина «Рубка леса» поражает своей правдивостью и почти фотографической точностью, с которой художник показывает красоту и величие русской природы.

Источник

ТОП-10: Самые знаменитые картины Шишкина И.И.

Ивана Ивановича Шишкина однажды прозвали «Царь леса». И неспроста — чаще всего он изображал северный лес. Художник является одним из наиболее популярных творцов ХХ столетия, изображавших пейзажи. Его картины — классическая национальная живопись. Знаменитые картины Шишкина известны во всём мире.

на фото: Шишкин

У берегов Камы, в небольшом городке Елабуга 13 января 1832 году родился великий русский пейзажист. Будучи ещё ребёнком, Шишкин вдохновился красотой суровой северной природы, однако, только в возрасте двадцати лет поступил в Московское училище живописи и ваяния. Его преподавателем был известный портретист Аполлон Мокрицкий. Именно там определилась любовь Ивана Ивановича к пейзажам.

Сосна на Валааме, 1858

Сосна на Валааме

Следующей ступенькой в карьере знаменитого художника стало поступление в петербургскую Академию художеств. За этюд «Сосна на Валааме» великий художник-пейзажист получил серебряную медаль. Шишкин показал достойный уровень мастерства, обучаясь в Академии и закончил её в 1860 году с Большой золотой медалью. Это была не единственная награда — он получил шанс на поездку за рубеж на целых три года. Но в то время живописец предпочёл родные края.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»

В 1862 году популярный художник уехал за границу, где написал картину, за которую был удостоен звания академика и орденом Станислава III степени — «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».

На родину Шишкин приехал в 1865 году. К тому времени он стал уже довольно известным художником.

Рубка леса, 1867

Рубка леса

Одной из наиболее известных картин Шишкина является «Рубка леса».

Ни для кого не секрет любовь Шишкина к природе, в частности, к лесу. Во времена написания картины, людям, в связи с переворотами в законах, жилось нелегко. Лес, деревья использовались не только для строительства, но и служили отдушиной для измученных людских душ. Среди высоких сосен можно было найти успокоение и умиротворение.

Рожь, 1878

Рожь

Достаточно популярной является работа пейзажиста «Рожь».

Читайте также:  Лес_наш_храм_стих

Живописцем были соединены основные цвета изобразительного искусства России: голубой и золотой. Кажется, будто автор стремился уравнять божественную природу и русскую. В те времена эта цветовая гамма была свойственна православным иконам.

Среди долины Ровныя, 1883

Самые знаменитые картины Шишкина

В работе «Среди долины Ровныя», отчётливо прослеживается одиночество, трагедия и некая печаль. Примечательно, что картина была написана в период, когда были созданы его лучшие произведения.

Лесные дали, 1884

Лесные дали

Пейзаж «Лесные дали» был также написан в тяжёлые для Ивана Ивановича времена. Не столь давно художник похоронил жену. Картина наглядно показывает красоты русской природы, которая выглядит девственно, будто бы там не ступала нога человека.

Сосны, освещённые солнцем, 1886

Сосны

«Сосны, освещённые солнцем»— одна из самых знаменитых картин Шишкина.

Природа также кажется нетронутой, но сама картины будто бы излучает тепло и положительную энергетику. Кажется, что автор хотел наполнить светом и жизненной энергией сердца ценителей искусства.

Дубовая роща, 1887

Дубовая роща

Поразительно, но согласно литературным данным, для того, чтобы написать пейзаж «Дубовая роща», живописец искал подходящие дубы около тридцати лет.

Утро в сосновом лесу, 1889

Утро в сосновом лесу

Название следующей композиции, пожалуй, знают все — «Утро в сосновом лесу». На ней изображены медведи, которые кажутся живыми. Работа написано настолько реалистично, что по качеству напоминает фото. Медвежата выглядят очень хорошенькими и вызывают у смотрящих чувство умиления.

Корабельная роща, 1898

Корабельная роща

В 1898 году великий мастер своего дела написал свою последнюю крупную работу «Корабельная роща». На первый взгляд, пейзаж кажется довольно простым, но, если присмотреться, картина напоминает ту самую чащу, согретую солнцем, которую мы представляем, читая русские сказки. Одновременно и фантастическую, и реалистичную.

Заключение

Оценить вклад Ивана Ивановича Шишкина в развитие русского изобразительного искусства невозможно. Он по праву считается фанатом своего дела — умер великий художник-пейзажист 20 марта 1898 года за написанием картины, держа кисть в руке.

Художник является одним из наиболее популярных творцов ХХ столетия, изображавших пейзажи. Его картины — классическая национальная живопись. Редакция most-beauty.ru просит вас написать в комментариях какие знаменитые картины Шишкина произвели на вас наибольшее впечатление.

Читайте также:  Фаршированный_лаваш_грибами_рецепт

Источник

Иван Шишкин. Рубка леса

Иван Шишкин. Рубка леса

Иван Шишкин. Рубка леса

Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина , по существу, с картины Рубка леса (1867).

Для определения «лица» пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Напрашивается вопрос, почему лесной пейзаж более национальный, чем равнинный с «печальными огнями русских деревень»? Хвойный лес — принадлежность северо-западных и восточных губерний — может быть, более отвечал условиям жизни населения, сосредоточенного в этих местах. Географическая среда, как правило, выразительно характеризует национальный склад народа. Разумеется, не только среда, внешний облик природы, но и особая эмоциональная тональность, которую художник вкладывал в пейзаж, воплощают идеологию национального пейзажа.

Шишкин стремился к изображению леса «ученым образом», чтобы угадывалась порода деревьев. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. В Рубке леса это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, — все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Композиционное построение картины лишено статичности — вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими «враздрай» наклоненными осинами и березами. Нетрудно заметить еще одну особенность Рубки леса: ее литературные переклички — свойство, примечательное для искусства передвижников. Картина ассоциируется со стихотворением Некрасова «Плакала Саша, как лес вырубали». Однако Шишкин не перекладывал литературный сюжет на язык живописи. Если внимательно всмотреться в картину, то станет ясна чисто внешняя, сюжетная связь с произведением Некрасова.

Смысловые же акценты существенно смещены. У Шишкина глухому лесу приданы вполне житейские интонации, прозаические моменты: дровосеки, дымок от костра, распиловка дерева тактично вписаны в торжественный строй картины природы. Некрасов же прибегает к метафорам, олицетворениям, символам.

Источник

Оцените статью