- ДОМ-МУЗЕЙ И.И. ШИШКИНА
- Дом-музей И.И. Шишкина Елабужского государственного музея-заповедника
- Деятельность дома-музея И.И. Шишкина
- Сотрудники Дома-музея И.И. Шишкина Елабужского государственного музея-заповедника
- Башкирова Лариса Львовна Заведующая Домом-музеем И.И. Шишкина
- Курылева Надежда Ивановна Старший научный сотрудник
- Панищева Ирина Кадыровна Экскурсовод
- Лес и немножко душно: Какой получилась выставка Ивана Шишкина в Русском музее?
- Шишкин лес шишкин музей
- Коллекция онлайн
- ШИШКИН Иван Иванович
- Шишкин лес шишкин музей
ДОМ-МУЗЕЙ И.И. ШИШКИНА
Дом-музей И.И. Шишкина Елабужского государственного музея-заповедника
Мемориальный дом-музей И.И. Шишкина — памятник истории и культуры федерального значения. Дом был построен отцом знаменитого художника Иваном Васильевичем Шишкиным в 1835 году, в нём прошли детские и юношеские годы будущего пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898). Здесь он начал рисовать, с детства проявляя незаурядные способности, сюда приезжал в зрелые годы, черпая вдохновение в прикамских лесах и просторах.
На протяжении более чем ста лет дом принадлежал семье, а с 1940 года в нём стал функционировать музей.
С 2004 года Дом-музей И.И. Шишкина является структурным подразделением Елабужского государственного музея-заповедника.
Елабужский музей художника имеет мировое значение, он является единственным в мире домом-музеем И.И. Шишкина и экспонирует только подлинные предметы декоративно-прикладного искусства, графики и живописи XIX века.
Экспозиция занимает два этажа особняка Шишкиных. В музее 16 экспозиционных залов. Первый этаж восстановлен таким, каким был при жизни семьи, здесь находятся большая и малая гостиные, кабинет отца, дорожная комната, буфетная и столовая; на втором этаже комната сестёр художника, а также спальня и мастерская Ивана Ивановича. В залах графики и живописи экспонируются подлинные офорты и картины Шишкина, среди которых самая ранняя его работа «Жатва» (1850-е гг.).
В экспозиции представлены не только вещи членов многочисленной семьи Шишкиных, но и личные предметы самого художника. Добротная дубовая мебель; множество музыкальных инструментов; знаменитый фарфор Гарднера и Кузнецова; многообразие напольных, настенных и каминных часов; изящные фарфоровые статуэтки; бронзовые люстры и канделябры — все они представляют образец купеческого быта среднего достатка.
Музей принимает до 50 тысяч туристов в год. Экскурсии проводятся на четырёх языках: русском, татарском, английском и немецком.
Деятельность дома-музея И.И. Шишкина
Более 20 лет научные сотрудники музея занимаются изучением родословия великого художника, итогом которого стало создание «Генеалогического древа рода Шишкиных». Древо содержит 506 имён и состоит из 15 поколений. В нем 118 имён современных представителей рода, среди них 32 человека — прямые потомки И.И. Шишкина.
С 2003 года на базе музея действует клуб «В Доме на Набережной», тематические заседания которого проходят один раз в месяц.
С 2004 года в музее проходят музейные занятия в рамках абонемента «Музей и школа»: «В доме необыкновенного мальчика», «В гостях у Дарьи Романовны», «Старинный дом и всё, что в нём», «Гостей уж полон дом», «Волшебных сказок сундучок», «Сказки домового» и другие.
С 2005 года музей организует и проводит ежегодный Республиканский конкурс юного художника «Я рисую как Шишкин» для учащихся детских художественных школ Республики Татарстан. Традиционно о начале конкурса объявляется в день рождения И.И. Шишкина — 25 января.
С 2007 года традиционными стали юбилейные мероприятия, посвящённые дню рождения художника. Они проходят каждые пять лет, и собирают в Елабуге не только известных искусствоведов и исследователей творчества Шишкина, но и современных потомков рода Шишкиных.
С 2012 года в музее проходит заседание секции «Шишкин на все времена» Республиканской научно-практической конференции для школьников «Их имена составили славу России».
С 2016 года традиционным стало торжественное вручение паспортов юным гражданам России.
Сотрудники Дома-музея И.И. Шишкина Елабужского государственного музея-заповедника
Башкирова Лариса Львовна Заведующая Домом-музеем И.И. Шишкина
Заслуженный работник культуры Республики Татарстан
Телефоны: 8 (85557) 7-53-02, 7-05-47 E-mail: elshishkin@mail.ru
Курылева Надежда Ивановна Старший научный сотрудник
Заслуженный работник культуры Республики Татарстан Лауреат премии им. Забелина
Телефоны: 8 (85557) 7-53-02, 7-05-47 E-mail: elshishkin@mail.ru
Панищева Ирина Кадыровна Экскурсовод
Телефоны: 8 (85557) 7-53-02, 7-05-47 E-mail: elshishkin@mail.ru
Наш адрес: г. Елабуга, ул. Набережная, 12 Телефоны: 8 (85557) 7-53-02, 7-05-47 E-mail: elshishkin@mail.ru
Часы работы: с 9.00 до 18.00 Выходной день — понедельник
423600 Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, д. 9
8 (85557) 7-86-00
elmuseum@mail.ru
mk.elabuga.museum@tatar.ru
© ГБУК «Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповеденик» Условия использования материалов сайта
Источник
Лес и немножко душно: Какой получилась выставка Ивана Шишкина в Русском музее?
В корпусе Бенуа открылась выставка Ивана Шишкина — главная ставка Русского музея на туристический летний сезон. Арт-критик и сооснователь bigcity.art Наталья Карасева рассказывает, сможет ли вас чем-то удивить экспозиция самого популярного (из-за понятности образов, конечно) живописца страны и как ее надо смотреть на самом деле.
Шишкин Иван Иванович. Дубы. Этюд для картины «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Холст, масло. 41,5 х 34,5. 1865. ГРМ.
И.И. Шишкин. У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1888. Бумага на картоне, масло.
Вход на выставку предваряет диалог двух изможденных голосов:
Если вы рассчитывали скрыться от городской духоты в залах корпуса Бенуа, то отбросьте иллюзии. Лесные пейзажи Шишкина и температурный режим Русского музея пока не договорились между собой. Прохлады не ждите. И это несмотря на то, что кураторы разыграли целый парк для прогулок внутри выставки. Иначе как объяснить зигзаги из простенков и колонн, которые хаотично режут залы? Разве только так, что это березки в лесу, за ними можно прятаться и игриво переглядываться с вашим арт-компаньоном.
Теперь про содержание. Душно ли оно? Этот вопрос встает всегда, когда вы идете на выставку какого-либо мэтра всея Руси. Актуальность вопроса возрастает вдвойне, когда в аннотации к экспозиции читаешь фразы вроде «крупнейший мастер русского пейзажа» и «особое место в истории отечественного изобразительного искусства». Нам как бы намекают: не ждите сенсаций. Но заниженные ожидания — это то, что нам нужно. Вооружаемся ими, чтобы в итоге удивиться кое-чему новому про хорошо известного нам Ивана Шишкина.
Шишкин Иван Иванович. Сныть трава. Парголово. Этюд. Холст на картоне, масло. 35х58,5. 1884-1885. ГРМ.
И.И. Шишкин. Папоротники. 1885. Бумага, офорт, мягкий лак.
Мы знаем Шишкина, прежде всего, как живописца. Спасибо кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ», которая еще в конце 19 века поместила его «Утро в сосновом лесу» на обертку конфет «Мишка косолапый». Хорошая вышла коллаборация. С тех пор с художником связан имидж певца красоты безмятежного леса именно средствами живописи. Важное примечание: мишек на картине писал вовсе не Шишкин, а его товарищ Константин Савицкий. Имя последнего из этой истории стер коллекционер Павел Третьяков, когда картина попала в его собрание, где и находится сейчас.
Впрочем, дополнительные элементы в виде людей или животных на пейзажах Шишкина и правда выглядят инопланетными. Дамы в платьях с лентами, крестьяне, идущие с лукошками наперевес и домашние собачки — хочется спросить: «Зачем вы здесь!?». Вы же совсем не интересуете художника. Убрать вас — и ничего не изменится. Простите, но это так. Шишкина интересует лес и только лес. Даже в названиях картин он не особо изобретателен: «Болото в лесу», «Ручей в березовом лесу», «Сосновый лес», «Дорожка в лесу», «Сосновый лес на берегу». Этот ряд можно продолжать бесконечно.
В чем еще Шишкин последователен, так это в изображении леса и рощ только летним. Ни снега, ни пожухлой листвы, ни голых веток вы у него не встретите. Его лес — в своем лучшем виде, в расцвете сил, на пике формы: ярко-зеленый, с проблесками голубого неба и лучами желтого солнца. Будь то роща в Крыму, Финляндии или Швейцарии. Никак иначе. Если бы к словарной статье о слове «лес» нужна была иллюстрация, то подошла бы совершенно любая картина Шишкина. Природа в его исполнении ничего нам не рассказывает, не нагнетает драму и не предвещает развитие сюжета. Она просто очень отчетливо заявляет: «Я выгляжу на десять из десяти и знаю, что вы не можете оторвать от меня глаз вот уже несколько минут, I am simply the best» (с англ. «я просто лучшая» — Прим.ред.). И так всю выставку.
Источник
Шишкин лес шишкин музей
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция онлайн
ШИШКИН Иван Иванович
1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург
Академик Императорской Академии художеств (с 1865). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Н. Мокрицкого (1852-1856), в Академии художеств у С. М. Воробьева (1856-1860). Совершенствовался в Германии, Франции (1862-1865), посетил Чехию, в Цюрихе работал в мастерской Р. Коллера, где освоил технику офорта. Профессор Академии (с 1873). Член Общества аквафортистов. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Творческий метод основан на углубленном изучении натуры. Создал монументальные величественные образы русской природы.
Живописные произведения «патриарха лесов» занимают неизменно почетное место в залах Русского музея (см. виртуальный тур — зал 27 Михайловского дворца), а коллекция его работ постоянно пополняется и сейчас насчитывает несколько десятков превосходных полотен.
Графическое наследие выдающегося мастера исключительно богато. Значительная часть этого грандиозного наследия – более полутора тысяч листов – находится ныне в собрании Русского музея. Музейная коллекция формировалась постепенно – в течение восьмидесяти шести лет. Начало было положено в 1898 году, когда княгиня М. К. Тенишева передала в дар вновь открытому музею в числе других работ два рисунка Шишкина – „Бурелом“ (1867) и „У истока ручья“ (1883). В 1905—1906 годах множество прекрасных рисунков было приобретено у свояченицы и хранительницы работ художника Виктории Антоновны Лагоды. В 1918 году важным поступлением стали преимущественно станковые рисунки из коллекции Е. Е. Рейтерна, а еще десять лет спустя – из собрания С. С. Боткина. В конце 1920-х годов несколько ценных листов были переданы из библиотеки Академии художеств, где они долгие годы служили „оригиналами“ для учеников. Из той же академической библиотеки поступил интереснейший альбом под названием „Зимние эффекты“, содержащий пятьдесят пять набросков и эскизов художника. Поступили рисунки и из ликвидированного в 1931 году музея Общества поощрения художеств, и в 1935 году – из историко-бытового отдела. Наконец (не считая единичных приобретений у частных лиц), в 1963 году Музей приобрел несколько сот рисунков преимущественно рабочего характера и пять дорожных альбомов у Т. Л. Ринкевич. Так сложилась эта уникальная коллекция, которая позволяет всесторонне представить все периоды творчества мастера в его наиболее характерных проявлениях в рисунке. Ирина Шувалова. «Музыка карандаша» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 21.
Источник
Шишкин лес шишкин музей
Несравненным мастером эпического пейзажа, воспевшим могучую красоту русских полей и лесов, был Иван Иванович Шишкин. Его творчество охватывает почти всю вторую половину XIX столетия и во многом определяет развитие отечественной пейзажной живописи.
Шишкин видел задачу своего искусства в тончайшей передаче всеобъемлющей жизни природы. Излюбленной порой художника было лето с его буйным и радостным расцветом всех жизненных сил, что давало мастеру возможность с особой полнотой показать неисчерпаемые богатства и красоту родной страны.
Картина «Лес» была создана художником в начале 1880-х годов, когда в его лучших произведениях в полной мере воплотились многолетние наблюдения за жизнью лесов, поиски совершенной пластической формы. Известно, что в этот период творчества Шишкин интересовался проблемами пленэра.
В работе «Лес» солнечный свет, ярко освещающий поляну и деревья в глубине картины, написан пейзажистом с изумительной достоверностью, мягкие светотеневые контрасты, переданные тонкими градациями цвета, не разрушают контуры деревьев и позволяют сохранить четкость рисунка и тщательную проработку деталей.
Шишкин подбирает свое тональное звучание едва ли не каждому небольшому мазку, мастерски избегая излишнего колористического однообразия при написании зеленых сосновых ветвей.
Очень точно выразил впечатление от пейзажей Шишкина один из критиков того времени: «Сколько правды и тонкого понимания в его изображениях леса! Надо долго всматриваться в его работы, чтобы почувствовать, как постепенно будто запах леса начинает отуманивать вашу голову и живая, истинно живая индивидуальная жизнь сосен, елей, ржи — под развесистыми вершинами немногих деревьев — охватывает вас своей тщательно изученной правдой».
Внимательный исследователь природы, Шишкин наряду с монументальными пейзажами лесов и полей умел изображать и такие малые формы, как цветущую траву, папоротники, тихие заводи. В небольшом произведении «Запруда», созданном в 1895 году, чувствуется чуткое и трогательное отношение художника к скромному уголку природы. Восхищает богатство цветовой палитры, которую использует живописец, а передающие движение воды штрихи на ее поверхности не только напоминают о быстротечности жизни, но и о том, что Шишкин был еще и графиком исключительного дарования.
Источник