Шишкин_лес_имя_существительное

Школа Шишкиного Леса. Русский язык. Видео

Ученики приготовились к новому творческому уроку русского языка. Однако Зубок беспокойно вертелся на своём месте. Василиса поинтересовалась, что это волчонок ворчит себе под нос? Оказалось, что Зубок очень тревожится о том, чтобы успеть сделать все дела, а их у него сегодня намечено немало. Тут внимательная Шуня разглядела листочек бумаги, приколотый к рукаву Зубка. Там было написано нечто загадочное: «муха бойка». Но волчонок пояснил, что задание достать с чердака мухобойку дал ему ещё утром Енотыч, а чтобы не забыть за время уроков, решили прикрепить записку.

Услышав такое, Василиса решила подойти творчески к уроку русского языка:
— Объявляю тему сегодняшнего урока: сложные слова. Будем разбираться с мухобойкой.
— Да чего в мухобойке сложного? — удивился Зубок.
— В самой мухобойке конечно нет ничего сложного. А вот слово «мухобойка» — сложное. Сложные слова в русском языке образованы из двух слов, а соединяются они с помощью соединительных гласных «о» или «е». Сложное слово мухобойка составлено из двух слов: муха и бой. Сложные слова в русском языке — это большая группа слов, известных каждому. А вот вам загадка для примера сложного слова:
Никогда не ест, никогда не пьёт.
Когда запоёт — всех созовёт.
(самовар)
А какие примеры сложных слов вы можете привести? Шуня вспомнила слово снегопад. Зубок привел такой пример сложного слова: пароход. А Веснушка назвала слово водопровод. А у вас какие получились примеры сложных слов?
А теперь давайте потренируемся составлять сложные слова с соединительной буквой «е». Вот примеры сложных слов с соединительной «е»: землемер, синеглазка, пылесос. Это всё имена существительные, но сложные слова в русском языке бывают не только существительными. Ещё сложные слова могут отвечать на вопрос: «Какой? Какая? Какие?» Вот примеры таких сложных слов: синеглазая, длинноухий, бледнолицый.

А теперь давайте составим рассказ из сложных слов. Первым начал Зубок:
— Длинноухий лесоруб рубил лес.
— Так лесоруб это не ослик, а человек, — надо другое слово подобрать к лесорубу, — не согласилась с волчонком Веснушка.
— Пусть лесоруб будет трудолюбивым, — придумала Шуня. Трудолюбивый — это сложное слово, состоящее из двух слов: труд и любить.
— Отличное предложение, — похвалила Василиса. Давайте продолжать рассказ.
— Пока лесоруб работает, его синеглазая дочка принесёт ему самовар, чтобы он мог попить чаю и отдохнуть, — придумал продолжение Зубок.
— Но самовар очень тяжёлый. Как же она его донесёт? — засомневалась Шуня.
— А она повезёт его на снегокате, — придумал волчонок.
Вот такая история про лесоруба получилась. А сейчас мы сыграем в другую игру. Будем складывать сложные слова из простых.
лист + падать = листопад
рыба + ловить = рыболов
сам + летать = самолёт
Вот такие примеры сложных слов из простых у нас получились. Творческий урок русского языка подошёл к концу. Ученики узнали про сложные слова в русском языке. И придумали песенку с примерами сложных слов:
Эти сложные слова
Так просты — как «дважды два».
Кашевар и ледоход,
Мухомор, водопровод.

Читайте также:  Grace_club_клиника_грибалевой

Сыроежка, самолёт,
Трясогузка, вездеход.
С «е» и «о» сложи два слова —
Вот и новое готово.

Источник

Школа Шишкиного Леса. Русский язык. Видео

В Шишкину школу на урок русского языка прибежали ученики: Шуня, Веснушка и Зубок. Волчонок принёс детали самолёта для сборки и увлечённо начал собирать авиамодель. К приходу ведущей Василисы он почти успел всё закончить, но не успел убрать самолёт с парты. Василиса разрешила оставить модель, поскольку она должна была помочь в изучении новой темы: «Имя существительное как часть речи». А что же такое части речи? И почему речь делится на части? Вот что объяснила Василиса:
— Речь делится на особые части, как этот самолётик состоит из отдельных деталей. Разные части речи — это слова, которые отвечают на разные вопросы. Например:
Идёт сильный дождь. Дождь (что делает?) идёт. Дождь (какой?) сильный. Идёт (что?) дождь. У каждого слова разные вопросы. Значит, и части речи — разные. Как они называются — мы узнаем на следующих уроках. А сегодня будем изучать имя существительное как часть речи.

Имя существительное обозначает всё, что нас окружает: живое или неживое; одушевлённое и неодушевлённое. Отвечает на вопросы: «Кто? Что?» Вот пример слов — имён существительных:
ИГРА
ДРУЖБА
А теперь давайте потренируемся. Нужно выделить из набора слов имя существительное. Помните, что для того, чтобы определить имя существительное как часть речи нужно задавать вопросы к словам.
(Какой?) УМНЫЙ
(Что делать?) УМЕТЬ
(Что?) УМ — это и есть существительное

А теперь усложняем задание. Найдите имя существительное среди слов стихотворения
А.С. Пушкина:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
Урок , на котором мы узнали имя существительное как часть речи, подошёл к концу. И ученики запомнили, что слова, обозначающие имя существительное отвечают на вопросы: «Кто? Что?»
Что за удивительное?
Имя существительное
Люди, звери и предметы
Собрались в семейке этой.

На вопросы: «Кто? И что?»
Отвечают.
Называют всё, что нас
Окружает.

Источник

Школа Шишкиного Леса. Русский язык. Видео

В Шишкиной школе начался новый урок русского языка. В класс первым пришёл Коксик. Он старательно что-то записывал в тетрадь, как тем временем прибежали Шуня и Веснушка. Они, конечно, заинтересовались: а что же так усердно пишет их друг. Оказалось, что Коксик очень расстроился от того, что разбил стекло в комнате их старшего друга Енотыча. Ему было страшно сознаться, и котёнок решил написать о происшествии письмо: «Дорогой Енотыч! Прости меня, пожалуйста! Я играл в мяч. Мяч влетел в окно и разбил стекло». Пока составляли письмо для Енотыча, пришла Василиса и заинтересовалась, что за упражнение записывает в тетради Коксик. Ученики всё ей рассказали, а Коксик даже попросил проверить – нет ли ошибок в его письме. Василиса отметила, что написано без ошибок, но ошибка в том, что котёнок не пошёл и не признался сразу во всём Енотычу. А добрый Енотыч уже сам узнал о происшествии с разбитым окном. И просил Василису передать, что тот, кто разбил окно, должен вечером помочь заменить стекло. Обрадованный Коксик решил тут же бежать к Енотычу — просить прощения и помогать в ремонте. Однако Василиса остановила нетерпеливого котёнка и предложила ему остаться на урок русского языка про имя существительное.
— Да ведь мы его уже изучали! — воскликнул Коксик, пытаясь забрать свою тетрадку у Василисы. Мы уже всё про него знаем.
— Наберись терпения, — посоветовала ведущая. И оставь тетрадку ненадолго. Она нам пригодится. Итак, у нас сегодня тема урока русского языка «имя существительное». Давайте повторим, что мы знаем про эту часть речи. Ученики старательно вспоминали предыдущие уроки и порадовали Василису тем, что хорошо усвоили все уроки русского языка про имя существительное. Урок продолжился, и ведущая взяла в руки тетрадку Коксика:
— В записке есть два существительных. Мы с вами уже изучили существительные мужского и женского рода. А вот слова «окно» и «стекло» — какого рода? Это существительные среднего рода. Их отличить можно, если попробовать приставить слова «оно», «моё». Если существительные сочетаются с «оно» и «моё», то это существительные среднего рода. Для тренировки Василиса предложила составить историю, в которой будут использоваться только существительные среднего рода. И вот что получилось:

Читайте также:  Урок_лес_и_климат

Катилось по полю колесо. Ему попалось болото. Колесо катится дальше. Слева от него пасётся стадо. А справа от него лежит село. А впереди — озеро. И колесо прямо в озеро закатилось — бултых!

Придумайте свою историю, в которой будут только существительные среднего рода.

— А вот Шуня недавно назвала меня сладкоежкой, — вспомнил Коксик. Вот слово «сладкоежка» — оно какого рода?
— Сладкоежка — это слово общего рода. Оно может быть и мужского (если им называют мальчика) и женского. Существительных общего рода в русском языке немало. Как вы назовёте ребёнка, который любит поспать? Правильно — соня. Соней может быть и мальчики и девочка. Значит это общий род у существительного «соня». А вот ещё примеры существительных общего рода: забияка, плакса, лежебока, задавака, сорвиголова.

Урок русского языка про имя существительное закончился. Теперь ученики знают, что такое общий род. И познакомились с существительными среднего рода.
Средний род определить несложно:
Лишь подставь слова «оно», «моё».
Очень вкусное моё пирожное.
И моё любимое кино.

Ну а плакса, соня и трусишка —
Это рода общего слова.
Сладкоежка скажем про мальчишку.
Про девчонку — сорвиголова.

Источник

Школа Шишкиного Леса. Русский язык. Видео

На урок русского языка Коксик прибежал первым и в ожидании остальных решил подкрепиться конфетами. К тому времени, как пришли Шуня и Веснушка, около котёнка уже лежала большая горка фантиков.

— Да ты сладкоежка, Коксик! — удивилась Шуня.
— Тогда уж сладкоед! Я разве похож на девочку?

Тут пришла Василиса и попросила убрать фантики с парты:
— Никакого отношения к русскому языку они не имеют.
— Имеют, — настаивал на своём Коксик. Мы из-за них с Шуней поспорили. Она называет меня сладкоежкой. Но я ведь мальчик, а значит — сладкоед.
— А я говорю, что такого слова нет в русском языке — не сдавалась Шуня.
Василиса успокоила спорщиков, заявив, что каждый по-своему прав. Действительно, слова «сладкоед» в русском языке нет. Но есть слова – мальчики и слова – девочки. То есть существительные женского и мужского рода. Коксик заинтересовался: «А как их различать?».
Оказалось, всё просто: к существительным мужского рода можно приставить слова «он», «мой». Например: папа, корабль. А к существительным женского рода — слова «она», «моя». Например: мама, лодка.
— Давайте поупражняемся, — предложила ведущая. На доске появятся картинки, а вы их будете называть и определять — к какому столбику их отнести: к существительным мужского рода (первый столбик) или существительным женского рода (второй столбик). И вот что у учеников получилось:

Читайте также:  Ттк_яйца_фаршированные_грибами

Мужской род Женский род
(он, мой) (она, моя)

чайник роза
гриб сыроежка
стакан капуста
кот кошка

А теперь усложним задание. Вы, конечно, помните, что существительные бывают единственного и множественного числа. На картинке теперь будут изображены множественные предметы. А вам нужно перевести их в единственное число и определить: к женскому или мужскому роду они относятся.
Пчёлы — пчела — она, моя — существительное женского рода.
Маки — мак — он, мой — существительное мужского рода.
Пруды — пруд — он, мой — существительное мужского рода.
Рыбы — рыба — она, моя — существительное женского рода.
А теперь, давайте отправим Коксика в сад-огород и дадим ему поручение: принести слова мужского рода. Вот что оказалось в корзинке у котёнка: лук, чеснок, мандарины, салат, укроп, виноград.
А девочки пойдут в дом и соберут в свои корзинки слова женского рода. Вот что принесли Шуня и Веснушка: вилка, чашка, ложка, булка, шкатулка.

Ученикам так понравилось играть в эту игру, что они сочинили весёлую песенку:
Здесь из сада – огорода
Все слова мужского рода:
Лук, чеснок, укроп, салат
Мандарины, виноград.

А у нас в корзинке этой
Рода женского предметы:
Чашка, ложка, вилка, булка,
Музыкальная шкатулка.

Сегодняшний урок, на котором изучались существительные женского и мужского рода подошёл к концу. До новых встреч!

Источник

Оцените статью