Широколиственные_леса_природная_зона_4_класс

Леса России

Могучие леса России начинаются с зоны лесотундры, которая находится южнее безлесной и суровой тундры. Они расположены в умеренном климатическом поясе, где все времена года ярко выражены. На территории Российской Федерации самую большую площадь занимает таежная зона.

Лесотундра

Лесотундра – это переходная природная зона между тундрой и бескрайними таежными лесами. Климат здесь уже более теплый, нежели в тундре, однако он по-прежнему остается суровым. Зима снежная, холодная и длится не менее девяти месяцев.

Местные почвы не отличаются плодородием: в них слишком мало питательных веществ.

Суровый край лесотундры

В лесотундре уже появляются деревья: лиственница, ель, береза. Однако из-за сурового климата лесные островки очень редкие. Растительный мир по большей части представлен различными травами и небольшими кустарниками.

В лесотундре обитают медведи, лисы, волки, лоси, белки. Летом на озера и болота слетаются лебеди, утки и гуси. С приходом тепла появляется очень много комаров и кровососущих слепней.

которые читают вместе с этой

Тайга

Тайга – это самая большая природная зона России. В европейской части России климат тайги достаточно комфортный: зимой температура воздуха редко опускается ниже 20С мороза, а летом устанавливается стабильная теплая погода. В тайге Сибири зимой холодно, а летом намного теплее, чем в лесотундре.

В тайге много природных источников воды: озер, болот, подземных вод. Большое количество влаги и относительно теплый климат сформировали умеренно плодородные почвы.

Тайга – это царство хвойных деревьев. Здесь растет ель, сосна, кедр, пихта, лиственница. Встречаются также и лиственные деревья, но их значительно меньше. В лесах растет много грибов, ягод.

Богатые таежные леса

Животный мир тайги более разнообразен, чем в лесотундре. Здесь обитает рысь, росомаха, бурый медведь, соболь, лось, белка. Так же, как и в лесотундре, в тайге очень много различных кровососущих насекомых.

Смешанные и широколиственные леса

Южнее зоны тайги располагается зона смешанных и широколиственных лесов. Климат ее гораздо более теплый и влажный, что способствует буйному росту разнообразной растительности. Лето теплое и продолжительное, а зима снежная, но при этом мягкая.

В настоящее время лесная зона сильно страдает из-за пагубной деятельности человека. Многие километры лесных массивов вырублены для продажи ценной древесины, а освободившиеся территории отданы под пастбища и земледелие.

В зоне смешанных лесов растут как лиственные, так и хвойные деревья: сосна, ель, осина, клен, берез. К югу в свои владения вступают дуб, липа, клен, вяз. Помимо деревьев, в лесах много кустарников: лещина, малина, бузина. Также здесь растут целебные травы, грибы.

Обильный растительный корм позволяет животным и птицам чувствовать себя очень хорошо в лесу. Здесь можно встретить куницу, лося, лису, бурого медведя, белку. Очень богат и мир пернатых: лес является родным домом для совы, дятла, глухаря, иволги и многих других птиц.

Читайте также:  Чем_подкормить_виноград_при_росте_ягод

Что мы узнали?

При изучении темы «Леса России» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, какие лесные природные зоны расположены на территории нашей страны. Мы выяснили, каковы особенности климата каждой из них, какие растения и животные обитают на их территории.

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему «Природные зоны России. Зона смешанных и широколиственных лесов», 4 класс

Тема урока: «Природные зоны России. Зона смешанных и широколиственных лесов».

Цель урока: ознакомление с природными зонами России и их особенностями.

дидактические: организовать работу по выявлению отличительных особенностей природных зон России, по выявлению особенностей взаимосвязи растительного и животного мира в конкретной природной зоне, совершенствовать умение работать с картой и дополнительной литературой.

развивающие: развивать связную речь; развивать операции логического мышления: анализ, синтез, обобщение; расширять кругозор учащихся; способствовать развитию навыка работы в паре;

воспитательные: воспитывать интерес к работе с картами России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Методы и приемы работы на

Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом

Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) определить содержательные рамки урока («могу»).

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

— Уберите все лишнее, необходимое отложите на край стола.

Звучит аудио фрагмент пения птиц зоны смешанных лесов.

— Знаете ли вы, какая птица поет?

— Как вы думаете, как это связано с темой сегодняшнего урока?

Проверяют готовность к уроку.

Словесные – беседа с мотивирующим приемом;

Технические – использование всп. оборудования

Контроль в форме наблюдения за работой обуч-ся

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации.

Определяет предметные рамки учебной деятельности.

К -Включается в диалог с учителем и сверстниками . Р – осуществляет операцию анализа и обобщения.

Проявляет мотивацию учебно-познавательной д-ти и личностный смысл учения.

2. Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1)актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; 2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде устного опроса; 3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие.

— Проверим, как вы заполнили дневники наблюдения за погодой.

— Посмотрите в окно. Определите облачность.

Определите наличие осадков.

— Назовите примерную температуру воздуха.

— Какие ещё природные явления мы сегодня

Проверка домашнего задания

— Дома вы готовили доклады об острове Врангеля.

— Для того, чтобы закрепить ваши знания о зонах, которые мы уже изучали, предлагаю выполнить самостоятельную работу.

— Для того, чтобы узнать с какой зоной мы познакомимся сегодня, предлагаю вам открыть тетради и найти карту природных зон.

— В это зоне находится наш город.

— Предположите тему сегодняшнего урока.

— Тема урока: «Зона смешанных лесов».

— Исходя из темы урока и задания, которое вы выполняли в начале, предположите задачи урока.

Читайте также:  Сироп_брусника_как_делать

— Я сформулировала задачи урока так:

· Учиться работать с картой природных зон;

· Познакомиться с зоной Широколиственных и смешанных лесов .

Характеризуют погоду, погодные явления.

Словесные: беседа. Практические: упражнение на образовательной платформе.

Технические: использование вспомогательного оборудования

Качественная и количественная оценка учителя.

Интерактивная панель, слайды презентации

Характеризуют погоду по дневнику наблюдения за погодой.

П осознанно строи речевое высказывание в устной и письменной форме

Р выполняет учебные действия по намеченному плану, инструкциям.

К Включается в диалог с учителем и сверстниками.

Проявляют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) осуществить пробное учебное действие; 2) сформировать тему урока и задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания.

— Каким цветом выделена зона тайги?

— Какие города относятся к этой зоне?

— Какие животные на ней обитают?

— Как вы думаете, почему эту природную зону так назвали?

0 Мы с вами знаем, что в тайге произрастают только хвойные деревья Почему?(нет для них подходящих климатических условий, в тайге недостаточно тепла и света).

— Каких деревьев в тайге мы не встречаем? (лиственных)

Вывод: Значит, для лиственных деревьев необходимы другие климатические условия.

У: А что влияет на эти климатические условия? (солнечная энергия, тепло, свет)

У:Что должно измениться, чтобы в лесу появились лиственные деревья? (должно быть теплее и светлее)

Вывод: Чем теплее климат, тем больше видов деревьев. Хвойный лес смешивается с лиственными. Так появляется смешанный лес.

— Приведите примеры хвойных деревьев.

— Приведите примеры широколиственных деревьев.

Смешанные леса являются переходным звеном между таежной зоной и широколиственными лесами. Название природной зоны говорит само за себя: здесь произрастают как хвойные породы деревьев, так и листопадные.

Климат этого природного комплекса довольно мягкий. Зимой температура опускается до -15 градусов по Цельсию, а летом колеблется в пределах +17-24.

— Прочитайте текст на странице26.

Животный мир смешанных лесов также отличается разнообразием. Здесь живут крупные травоядные животные (лоси, кабаны, олени и косули), грызуны (бобры, мыши, хорьки, белки), хищники (лисы, волки, рыси).

1. 1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2. 1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — повернуть туловище направо. 2 — повернуть туловище налево. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

Отвечают на вопросы учителя.

Воспринимают речь учителя.

Воспринимают речь учителя.

Работают с учебником, находят.

Выполняют физминутку, повторяют за учителем.

Наглядные:, иллюстрация Технические: использование вспомогательного оборудования.

Качественная и количественная оценка учителя. Самооценивание с помощью рефлексивной карты.

Интерактивная панель, презентация, печатная тетрадь к учебнику окружающего мира Виноградовой «Начальная школа 21 века», 4 кл, 2 ч.

Читайте также:  Преобладающие_виды_лиственного_леса

Умеют работать с картой природных зон, знакомятся с природной зоной — тундрой

П –выполняют анализ и синтез способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

Р–осуществляет волевую саморегуляцию.

К-строит монологическое и диалогическое высказывание.

Самоопределяется к учебной деятельности, понимает важность ответственного отношения к правильному поведению на дороге.

4. Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин).

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

— Опишите зону Смешанных и широколиственных лесов по плану:

План-описание природных зон

4. Разнообразие животного и растительного мира

5. Использование природы данной зоны человеком

Наглядные:, иллюстрация Технические: использование вспомогательного оборудования.

Качественная и количественная оценка учителя.

Интерактивная панель, п.т. к учебнику окружающего мира Виноградовой «Начальная школа 21 века», 4 кл, 2 ч.

Описывают природную зону по плану

К -строят монологическое высказывание, отвечает на вопросы учителя;

Проявляет познавательный интерес.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин).

Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона.

— Выполните задание на карточках. Заполните пропуски.

Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку.

Практические методы тест; наглядные методы- проверка по эталону (слайд); словесные методы- беседа.

Самооценивание. Фронтальный контроль.

Учебник, интерактивная панель

Знает особенности тайги, как природной зоны.

К- строит монологическое и диалогическое высказывание; Р- выполняет контроль и оценку работы.

Понимает смысл самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания; 2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы); 3)повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.

— Выполним задание на платформе learning . apps . Распредели факты, животных по природным зонам : Арктика, Тундра, Тайга.

Выполняют задание на платформе.

Словесные – беседа. Логические приёмы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Контроль в форме наблюдения за работой учащихся. Оценка за работу отдельным учащимся

Интерактивная панель, интерактивное задание на платформе learning . aps

Знают особенности изученных природных зон

П –производит логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификация. Р – сохраняет учебную задачу, развивает волевую саморегуляцию.

Проявление учебного интереса к результату учебной деятельности.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание.

-Какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке я узнал(а) …

На уроке мне было интересно …

— Запишите домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.

Качественная оценка, самооценка.

Анализ деятельности на уроке.

П–выполняет рефлексию учебной деятельности. Р – выполняет контроль.

Выполняет самооценку результата учебного труда.

Источник

Оцените статью