Леса России
Могучие леса России начинаются с зоны лесотундры, которая находится южнее безлесной и суровой тундры. Они расположены в умеренном климатическом поясе, где все времена года ярко выражены. На территории Российской Федерации самую большую площадь занимает таежная зона.
Лесотундра
Лесотундра – это переходная природная зона между тундрой и бескрайними таежными лесами. Климат здесь уже более теплый, нежели в тундре, однако он по-прежнему остается суровым. Зима снежная, холодная и длится не менее девяти месяцев.
Местные почвы не отличаются плодородием: в них слишком мало питательных веществ.
В лесотундре уже появляются деревья: лиственница, ель, береза. Однако из-за сурового климата лесные островки очень редкие. Растительный мир по большей части представлен различными травами и небольшими кустарниками.
В лесотундре обитают медведи, лисы, волки, лоси, белки. Летом на озера и болота слетаются лебеди, утки и гуси. С приходом тепла появляется очень много комаров и кровососущих слепней.
которые читают вместе с этой
Тайга
Тайга – это самая большая природная зона России. В европейской части России климат тайги достаточно комфортный: зимой температура воздуха редко опускается ниже 20С мороза, а летом устанавливается стабильная теплая погода. В тайге Сибири зимой холодно, а летом намного теплее, чем в лесотундре.
В тайге много природных источников воды: озер, болот, подземных вод. Большое количество влаги и относительно теплый климат сформировали умеренно плодородные почвы.
Тайга – это царство хвойных деревьев. Здесь растет ель, сосна, кедр, пихта, лиственница. Встречаются также и лиственные деревья, но их значительно меньше. В лесах растет много грибов, ягод.
Животный мир тайги более разнообразен, чем в лесотундре. Здесь обитает рысь, росомаха, бурый медведь, соболь, лось, белка. Так же, как и в лесотундре, в тайге очень много различных кровососущих насекомых.
Смешанные и широколиственные леса
Южнее зоны тайги располагается зона смешанных и широколиственных лесов. Климат ее гораздо более теплый и влажный, что способствует буйному росту разнообразной растительности. Лето теплое и продолжительное, а зима снежная, но при этом мягкая.
В настоящее время лесная зона сильно страдает из-за пагубной деятельности человека. Многие километры лесных массивов вырублены для продажи ценной древесины, а освободившиеся территории отданы под пастбища и земледелие.
В зоне смешанных лесов растут как лиственные, так и хвойные деревья: сосна, ель, осина, клен, берез. К югу в свои владения вступают дуб, липа, клен, вяз. Помимо деревьев, в лесах много кустарников: лещина, малина, бузина. Также здесь растут целебные травы, грибы.
Обильный растительный корм позволяет животным и птицам чувствовать себя очень хорошо в лесу. Здесь можно встретить куницу, лося, лису, бурого медведя, белку. Очень богат и мир пернатых: лес является родным домом для совы, дятла, глухаря, иволги и многих других птиц.
Что мы узнали?
При изучении темы «Леса России» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, какие лесные природные зоны расположены на территории нашей страны. Мы выяснили, каковы особенности климата каждой из них, какие растения и животные обитают на их территории.
Источник
Конспект урока по окружающему миру на тему «Природные зоны России. Зона смешанных и широколиственных лесов», 4 класс
Тема урока: «Природные зоны России. Зона смешанных и широколиственных лесов».
Цель урока: ознакомление с природными зонами России и их особенностями.
дидактические: организовать работу по выявлению отличительных особенностей природных зон России, по выявлению особенностей взаимосвязи растительного и животного мира в конкретной природной зоне, совершенствовать умение работать с картой и дополнительной литературой.
развивающие: развивать связную речь; развивать операции логического мышления: анализ, синтез, обобщение; расширять кругозор учащихся; способствовать развитию навыка работы в паре;
воспитательные: воспитывать интерес к работе с картами России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Методы и приемы работы на
Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом
Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) определить содержательные рамки урока («могу»).
— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
— Уберите все лишнее, необходимое отложите на край стола.
Звучит аудио фрагмент пения птиц зоны смешанных лесов.
— Знаете ли вы, какая птица поет?
— Как вы думаете, как это связано с темой сегодняшнего урока?
Проверяют готовность к уроку.
Словесные – беседа с мотивирующим приемом;
Технические – использование всп. оборудования
Контроль в форме наблюдения за работой обуч-ся
Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации.
Определяет предметные рамки учебной деятельности.
К -Включается в диалог с учителем и сверстниками . Р – осуществляет операцию анализа и обобщения.
Проявляет мотивацию учебно-познавательной д-ти и личностный смысл учения.
2. Актуализация знаний (5 мин.).
Образовательные задачи этапа урока: 1)актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; 2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде устного опроса; 3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие.
— Проверим, как вы заполнили дневники наблюдения за погодой.
— Посмотрите в окно. Определите облачность.
Определите наличие осадков.
— Назовите примерную температуру воздуха.
— Какие ещё природные явления мы сегодня
Проверка домашнего задания
— Дома вы готовили доклады об острове Врангеля.
— Для того, чтобы закрепить ваши знания о зонах, которые мы уже изучали, предлагаю выполнить самостоятельную работу.
— Для того, чтобы узнать с какой зоной мы познакомимся сегодня, предлагаю вам открыть тетради и найти карту природных зон.
— В это зоне находится наш город.
— Предположите тему сегодняшнего урока.
— Тема урока: «Зона смешанных лесов».
— Исходя из темы урока и задания, которое вы выполняли в начале, предположите задачи урока.
— Я сформулировала задачи урока так:
· Учиться работать с картой природных зон;
· Познакомиться с зоной Широколиственных и смешанных лесов .
Характеризуют погоду, погодные явления.
Словесные: беседа. Практические: упражнение на образовательной платформе.
Технические: использование вспомогательного оборудования
Качественная и количественная оценка учителя.
Интерактивная панель, слайды презентации
Характеризуют погоду по дневнику наблюдения за погодой.
П осознанно строи речевое высказывание в устной и письменной форме
Р выполняет учебные действия по намеченному плану, инструкциям.
К Включается в диалог с учителем и сверстниками.
Проявляют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).
Образовательные задачи этапа урока: 1) осуществить пробное учебное действие; 2) сформировать тему урока и задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания.
— Каким цветом выделена зона тайги?
— Какие города относятся к этой зоне?
— Какие животные на ней обитают?
— Как вы думаете, почему эту природную зону так назвали?
0 Мы с вами знаем, что в тайге произрастают только хвойные деревья Почему?(нет для них подходящих климатических условий, в тайге недостаточно тепла и света).
— Каких деревьев в тайге мы не встречаем? (лиственных)
Вывод: Значит, для лиственных деревьев необходимы другие климатические условия.
У: А что влияет на эти климатические условия? (солнечная энергия, тепло, свет)
У:Что должно измениться, чтобы в лесу появились лиственные деревья? (должно быть теплее и светлее)
Вывод: Чем теплее климат, тем больше видов деревьев. Хвойный лес смешивается с лиственными. Так появляется смешанный лес.
— Приведите примеры хвойных деревьев.
— Приведите примеры широколиственных деревьев.
Смешанные леса являются переходным звеном между таежной зоной и широколиственными лесами. Название природной зоны говорит само за себя: здесь произрастают как хвойные породы деревьев, так и листопадные.
Климат этого природного комплекса довольно мягкий. Зимой температура опускается до -15 градусов по Цельсию, а летом колеблется в пределах +17-24.
— Прочитайте текст на странице26.
Животный мир смешанных лесов также отличается разнообразием. Здесь живут крупные травоядные животные (лоси, кабаны, олени и косули), грызуны (бобры, мыши, хорьки, белки), хищники (лисы, волки, рыси).
1. 1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
2. 1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — повернуть туловище направо. 2 — повернуть туловище налево. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
Отвечают на вопросы учителя.
Воспринимают речь учителя.
Воспринимают речь учителя.
Работают с учебником, находят.
Выполняют физминутку, повторяют за учителем.
Наглядные:, иллюстрация Технические: использование вспомогательного оборудования.
Качественная и количественная оценка учителя. Самооценивание с помощью рефлексивной карты.
Интерактивная панель, презентация, печатная тетрадь к учебнику окружающего мира Виноградовой «Начальная школа 21 века», 4 кл, 2 ч.
Умеют работать с картой природных зон, знакомятся с природной зоной — тундрой
П –выполняют анализ и синтез способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
Р–осуществляет волевую саморегуляцию.
К-строит монологическое и диалогическое высказывание.
Самоопределяется к учебной деятельности, понимает важность ответственного отношения к правильному поведению на дороге.
4. Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин).
Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.
— Опишите зону Смешанных и широколиственных лесов по плану:
План-описание природных зон
4. Разнообразие животного и растительного мира
5. Использование природы данной зоны человеком
Наглядные:, иллюстрация Технические: использование вспомогательного оборудования.
Качественная и количественная оценка учителя.
Интерактивная панель, п.т. к учебнику окружающего мира Виноградовой «Начальная школа 21 века», 4 кл, 2 ч.
Описывают природную зону по плану
К -строят монологическое высказывание, отвечает на вопросы учителя;
Проявляет познавательный интерес.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин).
Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона.
— Выполните задание на карточках. Заполните пропуски.
Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку.
Практические методы тест; наглядные методы- проверка по эталону (слайд); словесные методы- беседа.
Самооценивание. Фронтальный контроль.
Учебник, интерактивная панель
Знает особенности тайги, как природной зоны.
К- строит монологическое и диалогическое высказывание; Р- выполняет контроль и оценку работы.
Понимает смысл самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.).
Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания; 2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы); 3)повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
— Выполним задание на платформе learning . apps . Распредели факты, животных по природным зонам : Арктика, Тундра, Тайга.
Выполняют задание на платформе.
Словесные – беседа. Логические приёмы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Контроль в форме наблюдения за работой учащихся. Оценка за работу отдельным учащимся
Интерактивная панель, интерактивное задание на платформе learning . aps
Знают особенности изученных природных зон
П –производит логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификация. Р – сохраняет учебную задачу, развивает волевую саморегуляцию.
Проявление учебного интереса к результату учебной деятельности.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).
Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание.
-Какова тема сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке я узнал(а) …
На уроке мне было интересно …
— Запишите домашнее задание.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают домашнее задание.
Качественная оценка, самооценка.
Анализ деятельности на уроке.
П–выполняет рефлексию учебной деятельности. Р – выполняет контроль.
Выполняет самооценку результата учебного труда.
Источник