Ширма_сосновый_лес_тохоку

Сосновый лес (ширма)

«Сосновый лес» (яп. 松林図 ) — роспись на шестистворчатой ширме японского художника Хасэгавы Тохаку, находится в Токийском национальном музее. Входит в список Национальных сокровищ Японии.

Точная дата создания произведения неизвестна, установлено, что роспись была сделана примерно в 1595 году в период Адзути-Момояма. В 1952 году росписи были причислены к Национальным сокровищам Японии [1] [2] [3] .

На работе изображены японские сосны в тумане. Деревья созданы тушью в технике штрихов в различных оттенках серого. Некоторые сосны частично выступают из тумана и частично пропадают, растворяясь в отдалении. Это иллюстрирует дзэн-буддистскую концепцию ма (англ.) ( рус. (яп. 間 ) , приёма ёхаку, или «осмысленной пустоты», и несёт в себе эстетику ваби (яп. 侘 ) — «непритязательной простоты». Считается, что «Сосновый лес» стал первой столь масштабной работой, где изображены только деревья, однако начертания в правом верхнем углу левой панели могли быть изображением горного пика на фоне. Размер каждой панели составляет 156,8 x 356 сантиметров [1] [2] [3] .

Каждая из двенадцати панелей состоит из шести соединенных вместе листов бумаги, но верхняя и нижняя части имеют вдвое меньший размер, чем центральные. По некоторым элементам рисунка можно предположить, что ширма могла быть эскизом — размер листов бумаги, используемой на каждой панели, немного отличается, а соединение между листами бумаги не всегда сделано полностью, также оттиск печати с именем художника не имеет обычные очертания. Деревья в правой части правой панели обрезаны, что указывает на то, что порядок рисунков на панелях мог быть изменён, или что некоторые части могли быть заменены [2] .

Произведение развивает технику гохуа (яп. 水墨画 ) — картин, созданных китайской тушью (яп. 墨 суми) , с использованием более тёмных и светлых оттенков при рисовании на шёлке или бумаге. Оно объединяет в себе натуралистические концепции китайской живописи, выработанные Му Ци (кит. трад. 牧溪法常 , пиньинь Mùxī Fǎcháng) и черты японской пейзажной традиции ямато-э (яп. 大和絵 ) , сформированной под влиянием работ Сэссю Тоё в технике хацубоку (яп. 溌墨 ) . Места сгибов на ширме продуманны и намеренно создают перспективу, где ветки сосен направлены на зрителя или от него [2] [3] .

Читайте также:  Переел_ягод_болит_живот

Примечания [ править | править код ]

Источник

Сосновый лес (ширма)

«Сосновый лес» (яп. 松林図 ) — роспись на шестистворчатой ширме японского художника Хасэгавы Тохаку, находится в Токийском национальном музее. Входит в список Национальных сокровищ Японии.

Точная дата создания произведения неизвестна, установлено, что роспись была сделана примерно в 1595 году в период Адзути-Момояма. В 1952 году росписи были причислены к Национальным сокровищам Японии [1] [2] [3] .

На работе изображены японские сосны в тумане. Деревья созданы тушью в технике штрихов в различных оттенках серого. Некоторые сосны частично выступают из тумана и частично пропадают, растворяясь в отдалении. Это иллюстрирует дзэн-буддистскую концепцию ма (англ.) ( рус. (яп. 間 ) , приёма ёхаку, или «осмысленной пустоты», и несёт в себе эстетику ваби (яп. 侘 ) — «непритязательной простоты». Считается, что «Сосновый лес» стал первой столь масштабной работой, где изображены только деревья, однако начертания в правом верхнем углу левой панели могли быть изображением горного пика на фоне. Размер каждой панели составляет 156,8 x 356 сантиметров [1] [2] [3] .

Каждая из двенадцати панелей состоит из шести соединенных вместе листов бумаги, но верхняя и нижняя части имеют вдвое меньший размер, чем центральные. По некоторым элементам рисунка можно предположить, что ширма могла быть эскизом — размер листов бумаги, используемой на каждой панели, немного отличается, а соединение между листами бумаги не всегда сделано полностью, также оттиск печати с именем художника не имеет обычные очертания. Деревья в правой части правой панели обрезаны, что указывает на то, что порядок рисунков на панелях мог быть изменён, или что некоторые части могли быть заменены [2] .

Произведение развивает технику гохуа (яп. 水墨画 ) — картин, созданных китайской тушью (яп. 墨 суми) , с использованием более тёмных и светлых оттенков при рисовании на шёлке или бумаге. Оно объединяет в себе натуралистические концепции китайской живописи, выработанные Му Ци (кит. трад. 牧溪法常 , пиньинь Mùxī Fǎcháng) и черты японской пейзажной традиции ямато-э (яп. 大和絵 ) , сформированной под влиянием работ Сэссю Тоё в технике хацубоку (яп. 溌墨 ) . Места сгибов на ширме продуманны и намеренно создают перспективу, где ветки сосен направлены на зрителя или от него [2] [3] .

Примечания

  1. ↑ 1,01,1Pine Trees(неопр.) . Tokyo National Museum. Дата обращения: 27 июня 2017.Архивировано 2 сентября 2017 года.
  2. ↑ 2,02,12,22,3Pine Trees Screen(неопр.) . Emuseum. Tokyo National Museum. Дата обращения: 27 июня 2017.Архивировано 3 декабря 2015 года.
  3. ↑ 3,03,13,2Hasegawa Tohaku — Pine Trees (Shorin-zu-byobu)(неопр.) . theartwolf. Дата обращения: 27 июня 2017.Архивировано 22 июня 2017 года.
Читайте также:  Лесная_ягода_цвет_волос

Источник

Сосновый лес Хосэгавы Тохаку

Когда-то очень давно, в моём питерском детстве я часто гуляла среди стройных сосен Финского залива, загребая ногами теплый песок, сея мельчайшую пыль вокруг себя. Мне нравились эти красивые и стройные деревья, нравилось синее море рядом и бескрайнее синее небо над головой. В моих воспоминаниях сосны именно так и должны быть всегда залиты ярким солнечным светом тихонько шурша на морском ветерке.

Однако… совсем недавно я увидела нечто, выходящие за эти рамки моих воспоминаний. Я увидела сосновый лес, яростно уничтожающий жизнерадостную картинку из детства и погружающий меня совершенно в иные размышления. Это был рисунок соснового леса в туманной дымке.

Это было как волшебство. Невероятно, как можно было нарисовать туман и сосны простыми чернилами на бумаге, из которой потом была сотворена удивительная 12-ти створчатая ширма, ставшая впоследствии Национальным сокровищем Японии.

Как странно… как это возможно – создать чернилами ощущение тумана и какой-то бесконечной грусти!?

Этот японский художник 16-го века долгое время оставался загадочной фигурой. Несмотря на его известность мало что известно о его молодости, о том, где он обучался, или о том, как он поднялся от безвестности до такого уровня. Этого художника звали Хосэгава Тохаку. Посетив «Википедию» можно с легкостью прочитать кое-что о его жизни и творчестве, но я не буду переписывать странички его истории, я расскажу то, что осталось за пределами общедоступных интернет — источников, я расскажу о том, что было скрыто долгие годы…

В 1964 году бывший директор Киотского Национального Музея Цугиёси Дои сделал смелое заявление: что Хасэгава Тохаку, ведущий художник своего времени, и Хасэгава Нобухару, сельский художник буддийских икон, на самом деле одно и то же лицо. Если посмотреть работы художников под этими именами так и вообще сложно будет поверить в то, что это один и тот же человек. Кисти одного принадлежат такие вот монохромные произведения искусства, лишенные всякой экстравагантности, напоминающие состояние дзен, в то время как Нобухару, используя большое количество сусального золота, создает великолепный мир буддистской живописи.

Читайте также:  Можно_ли_стерилизовать_грибную_икру

Конечно, с годами творчество художника может меняться, хотя Микеланджело или Леонардо Да Винчи всегда можно было узнать по своей собственной уникальной манере. Никто из них вдруг не переставал создавать полотна наподобие Сикстинской капеллы, чтобы нарисовать «Квадрат Малевича». А здесь произошла такая творческая трансформация, как будто человек изменился до неузнаваемости. Покопавшись на японских сайтах, мне удалось даже найти возможную причину…

Тохаку Хасэгава был родом из Нанао, провинция Ното, где он работал местным художником. Когда ему было за тридцать, он внезапно переехал в столицу с женой и детьми, надеясь добиться успеха. Успех не всегда был гарантирован, и если что-то пошло бы не так, вся семья могла оказаться на улице. К счастью, по стечению обстоятельств или в силу его таланта, его творчество расцвело и он добился определенного успеха. Кроме того, его сын Кюдзо вырос и обладал навыками, превосходящими самого Тохаку. Кюдзо, который должен был стать преемником своего отца и стать следующим поколением школы Хасэгавы, внезапно умер в возрасте 26 лет. Это был июнь 1593 года, когда Тохаку было 55 лет. Насколько велика была скорбь Тохаку?

И именно эта ширма из соснового леса, похоже, была написана сразу после смерти Кюдзо, предположительно в 1595 году. Нет ничего странного в том, что художник, рисующий великолепные и яркие картины после такой трагедии потерял желание создавать и дальше нечто подобное. Фактически, с тех пор Тохаку писал почти исключительно монохромные картины тушью.

Сосны тихо стоят в тумане, появляясь и исчезая. Почти как жизнь, то наполняясь смыслом, то теряя его почти полностью. И, понимая возможную историю создания этого произведения искусства, уже не будешь больше объективно оценивать его как просто художественное полотно, невероятная грусть так навсегда и поселится в сердце от этого тумана, этих еле виднеющихся сосен.

P.S. Небольшой хокку от Хаттори Рансэцу — ученика великого Басё,

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
* * *

Может быть всё же сосны должны быть на синих небесах, а не на белой непроглядной мгле.

Источник

Оцените статью