Внеклассное мероприятие ко Дню Родного языка.
материал (5 класс)
Цель: повторение темы «Пословицы и поговорки», определение уровня знаний учащихся по данной теме.
1) образовательная: обобщить и расширить знания учащихся о пословицах и поговорках русского народа;
2) развивающая: развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к фольклору;
3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своей Родины.
Предварительная работа: формирование команд. Задание для команд: придумать название и девиз для своей команды, выбрать капитана команды, составить вопросы для соперников.
1. Вступительное слово учителя. Знакомство с правилами игры. Представление команд и жюри. Сообщение темы игры.
Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о пословицах и поговорках. У нас состоится игра «Доброе слово сказать — посошок в руки дать».
Сейчас я вас хочу познакомить с правилами игры. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Состоит игра из шести геймов. За правильные ответы команды будут получать очки. Командой-победительницей будет считаться та, которая наберёт наибольшее количество очков.
Учитель читает стихотворение:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Пословица вовек не сломится-
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
При выполнении заданий вам предстоит не только показать свои знания пословиц и поговорок, но и проявить находчивость и смекалку.
2. Основная часть. Все готовы? Начинаем игру!
За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. Жюри считает очки.
Ведущий предлагает каждой команде ответить на три вопроса.
- Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение, имеющее поучительный смысл.)
- Закончите высказывание: «Поговорка – цветочек, пословица — … » («Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».)
- Назовите три пословицы, в которых употреблены числа семь и один. (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ.)
- Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – законченное суждение, поговорка – часть суждения.)
- Вспомните пословицы о дружбе. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба – великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Без беды друга не узнаешь. Дружба любит дело.)
- Вспомните пословицы, в которых встречаются антонимы. (Ученье – свет, а неученье – тьма. Друг – ценный клад, недругу никто не рад. По одёжке встречают, по уму провожают. Маленькое дело лучше большого безделья. Добро побеждает зло. Старый друг лучше новых двух. Тяжело в учении, легко в бою. Сытый голодного не разумеет. Мягко стелет, да жёстко спать. Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.)
Задание: к зарубежной пословице подберите соответствующую ей по смыслу русскую пословицу.
Капитаны по очереди достают бочонки с номерами пословиц, команды дают ответы.
1. Перо сильнее меча. (Что написано пером, не вырубишь и топором.)
2. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
3. С богачом о бедности не говорят. (Сытый голодного не разумеет.)
4. Друга узнаешь в опасности. (Друзья познаются в беде.)
5. Если есть дым, есть и огонь. (Дыма без огня не бывает.)
6. За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
7. Молчаливость лучше многословия. (Слово – серебро, молчанье – золото.)
8. Зонт готовь при ясной погоде. (Готовь сани летом, а телегу – зимой.)
9. Много людей, много и мнений. (Сто голов, сто умов.)
10. Не суди о человеке по его внешности. (По одежде встречают, по уму провожают.)
11. Из иголки делают палку. (Из мухи делать слона.)
12. Плясать под чужую музыку. (Плясать под чужую дудку)
- Русский писатель, лексикограф, этнограф и языковед, прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Он назвал пословицу «коротенькой притчей», «сводом народной мудрости». О ком идёт речь? Назовите имя этого человека. (Владимир Иванович Даль)
- Величайший русский поэт, создатель современного литературного языка, автор известных сказок. Он широко использовал пословицы и поговорки в своих произведениях. Этот человек восторженно отозвался о пословицах: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Назовите имя автора этих слов. (Александр Сергеевич Пушкин)
ОТВЕТ: На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
ОТВЕТ: На то и щука, чтобы карась не дремал.
Тур 4. «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»
Вспомните и назовите по двум данным словам пословицы и поговорки:
дело – смело время – потеха
труд – пруд журавль – синица
болит – говорит телега – сани
перо – топор слово – воробей
Слова первого столбика – для 1-ой команды, слова второго столбика – для 2-ой команды.
Учащиеся должны назвать следующие пословицы и поговорки:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
Готовь телегу зимой, а сани летом.
Не зная броду, не суйся в воду.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Задание 1. «Зашифрованная пословица».
В каждой горизонтальной строчке найдите буквы, которые не повторяются, и прочитайте известную пословицу.
Источник
Игра «Счастливый случай» по теме «Пословицы и поговорки»
Цель: повторение темы «Пословицы и поговорки», определение уровня знаний учащихся по данной теме.
1) образовательная: обобщить и расширить знания учащихся о пословицах и поговорках русского народа;
2) развивающая: развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к фольклору;
3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своей Родины.
Предварительная работа: формирование команд. Задание для команд: придумать название и девиз для своей команды, выбрать капитана команды, составить вопросы для соперников (для гейма «Ты – мне, я — тебе»).
1. Вступительное слово учителя. Знакомство с правилами игры. Представление команд и жюри. Сообщение теме игры. Слайд 1.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас состоится игра «Счастливый случай». Сейчас я вас хочу познакомить с правилами игры. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Состоит игра из шести геймов. За правильные ответы команды будут получать очки. Командой-победительницей будет считаться та, которая наберёт наибольшее количество очков.
Давайте познакомимся с командами! Представление команд.
Я рада сообщить вам тему игры. Сегодня мы будем говорить о пословицах и поговорках. Слайд 2.
Учитель читает стихотворение:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Пословица вовек не сломится-
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
При выполнении заданий вам предстоит не только показать свои знания пословиц и поговорок, но и проявить находчивость и смекалку.
2. Основная часть. Все готовы? Начинаем игру «Счастливый случай»!
За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. Жюри считает очки.
Ведущий предлагает каждой команде ответить на три вопроса.
Слайд 3. Вопросы для 1-ой команды:
Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение, имеющее поучительный смысл.)
Закончите высказывание: «Поговорка – цветочек, пословица — … » («Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».)
Назовите три пословицы, в которых употреблены числа семь и один. (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ.)
Слайд 4. Вопросы для 2-ой команды:
Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – законченное суждение, поговорка – часть суждения.)
Вспомните пословицы о дружбе. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба – великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Без беды друга не узнаешь. Дружба любит дело. )
Вспомните пословицы, в которых встречаются антонимы. (Ученье – свет, а неученье – тьма. Друг – ценный клад, недругу никто не рад. По одёжке встречают, по уму провожают. Маленькое дело лучше большого безделья. Добро побеждает зло. Старый друг лучше новых двух. Тяжело в учении, легко в бою. Сытый голодного не разумеет. Мягко стелет, да жёстко спать. Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.)
ГЕЙМ 2. « ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ». Слайд 5.
Задание: к зарубежной пословице подберите соответствующую ей по смыслу русскую пословицу.
Капитаны по очереди достают бочонки с номерами пословиц, команды дают ответы.
1. Перо сильнее меча. (Что написано пером, не вырубишь и топором.)
2. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
3. С богачом о бедности не говорят. (Сытый голодного не разумеет.)
4. Друга узнаешь в опасности. (Друзья познаются в беде.)
5. Если есть дым, есть и огонь. (Дыма без огня не бывает.)
6. За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
7. Молчаливость лучше многословия. (Слово – серебро, молчанье – золото.)
8. Зонт готовь при ясной погоде. (Готовь сани летом, а телегу – зимой.)
9. Много людей, много и мнений. (Сто голов, сто умов.)
10. Не суди о человеке по его внешности. (По одежде встречают, по уму провожают.)
11. Из иголки делают палку. (Из мухи делать слона.)
12. Плясать под чужую музыку. (Плясать под чужую дудку.)
ГЕЙМ 3. «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ». Слайд 6.
Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома.
ГЕЙМ 4. «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА».
Задание для 1–ой команды. Слайд 7.
Русский писатель , лексикограф, этнограф и языковед, прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Он назвал пословицу «коротенькой притчей», «сводом народной мудрости». О ком идёт речь? Назовите имя этого человека. (Владимир Иванович Даль)
Задание для 2–ой команды. Слайд 8.
Величайший русский поэт, создатель современного литературного языка, автор известных сказок. Он широко использовал пословицы и поговорки в своих произведениях. Этот человек восторженно отозвался о пословицах: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Назовите имя автора этих слов. (Александр Сергеевич Пушкин)
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ. Слайд 9.
ОТВЕТ: На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
ОТВЕТ: На то и щука, чтобы карась не дремал.
ПЯТЫЙ ГЕЙМ. «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…» Слайд 11.
Вспомните и назовите по двум данным словам пословицы и поговорки:
дело – смело время – потеха
труд – пруд журавль – синица
болит – говорит телега – сани
перо – топор слово – воробей
Слова первого столбика – для 1-ой команды, слова второго столбика – для 2-ой команды.
Учащиеся должны назвать следующие пословицы и поговорки:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.
Готовь телегу зимой, а сани летом.
Не зная броду, не суйся в воду.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
ГЕЙМ 6. «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ».
Командам даются задания. Право ответа предоставляется команде, которая быстрее справится с выполнением задания.
Задание 1 «Из пяти пословиц шестая». Выберите одно из слов в каждой из пяти пословиц и составьте с ними новую пословицу. В первых п ословицах выделены слова — подсказки. Слайды 12-13.
От одной похвалы хоть под землю уйти.
Лежебоке и солнце не в пору всхо дит.
Не солома красит гумно, а зерно.
Занятого человека и грусть-тоска не берет.
Где охота и труд, там поля цветут.
ОТВЕТ: Землю солнце красит, человека – труд.
Все за одного — один за всех.
Не всё то золото, что блестит.
Не боялся браться, так и не страшись делать.
Виноватый винится, а правый ничего не боится.
Из дум оглобли не сделать.
ОТВЕТ: За всё браться – ничего не сделать.
Задание 2 «Зашифрованная пословица». Слайд 14.
В каждой горизонтальной строчке найдите буквы, которые не повторяются, и прочитайте известную пословицу.
Источник