Схемы садов древнего египта

Введение

Садово-парковое искусство – это первый этап в развитии ландшафтного искусства, тот аргумент, опираясь на который ландшафтное искусство продолжает свое развитие.

Основными задачами ландшафтного искусства являются создание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по своим микроклиматическим и санитарно-гигиеническим свойствам, функциональных, т. е. отвечающих своему назначению.

Садово-парковое искусство подчиняется тем же законам, что и любое другое искусство. Оно имеет свои композиционные приемы, свои стили. На протяжении веков наблюдается преемственность и эволюция стилей. Специалистам в области ландшафтного искусства в настоящее время необходимо тщательно ознакомиться с опытом прошлого при проектировании и строительстве садов и парков.

Садово-парковое искусство – искусство комплексное. Оно тесно связано с архитектурой, градостроительством и растениеводством. От специалиста в области ландшафтной архитектуры требуется глубокое знание биологии, экологии растений, наравне с овладением законами композиции и эстетики.

Курс «Садово-парковое искусство» призван научить студентов ориентироваться во всем многообразии приемов ландшафтного искусства, развить профессиональный вкус, помочь овладеть эколого-эстетическими принципами формирования пространственной среды объектов ландшафтной архитектуры.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

— иметь представление об историческом ходе развития ландшафтного и садово-паркового искусства, смене стилевых приемов, освоении растительного материала и характера преобразований ландшафта;

— знать историю развития, объемно-пространственную структуру, композиционные особенности и художественные принципы ряда выдающихся исторических и современных парков и других объектов ландшафтной архитектуры, а также их взаимосвязь с архитектурой, градостроительной ситуацией и ландшафтом;

— владеть профессиональной терминологией;

— уметь читать, копировать и анализировать исторические и современные планы различных объектов ландшафтной архитектуры;

— пользоваться литературой, архивными материалами, планово-картографическими подосновами.

Программой дисциплины «Садово-парковое искусство» предусмотрены практические занятия, методические рекомендации к которой приведены в данной работе.

Практическое занятие №1 Сады Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии Сады Древнего Египта

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IVтысячелетия до н.э. Его территориальные границы приурочены к долине реки Нил. Здесь естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, вдоль берегов Нила – тростник, папирус, лотосы.

Климат Египта очень засушливый, характеризуется почти полным отсутствием осадков и горячими знойными ветрами, несущими частицы песка.

Рельеф долины Нила – равнинный. Лишь по сторонам на значительном расстоянии поднимается нагорье Ливийской и Аравийской пустынь.

В Древнем Египте имелись насаждения городского типа, то есть ряды деревьев (предположительно пальм) по сторонам главных улиц на городской территории.

Собственно сады в современном понимании этого слова делились на священные рощи, расположенные обычно на берегу искусственных водоемов на территории храмовых комплексов, исады декоративного назначения, окружавшие жилые дома знати, высших чиновников. Эти сады отличались небольшими размерами. При загородных дворцах фараонов были обширные озелененные территории, которые можно назвать парками.

Большой интерес представляет видовой состав деревьев, кустарников и цветов, при помощи которых создавались и оформлялись эти сады. Ассортимент включает финиковую пальму, инжир, гранатовое дерево, акацию, тамарикс, тростник. Большое значение имели деревья с густой кроной, обеспечивающие тень, прохладу и защиту от знойных ветров, плодоносящие породы и породы, дающие благовонные масла, необходимые для священного ритуала.

Читайте также:  Кто основатель ботанического сада

Значительную роль в оформлении садов играли виноградники, сочетавшие утилитарные цели с декоративной. Для винограда строились специальные остовы – крытые аллеи (перголы), и получалась необходимая тень под виноградными лозами и интересный декоративный эффект.

Неотъемлемой частью египетского сада были водоемы – бассейны, каналы и пруды; размеры водоемов находились в тесной зависимости от размеров территории сада. Водоемы служили для полива растений, разведения рыбы или водоплавающей птицы и имели декоративное значение. В садах, окружавших дворцы фараонов и виллы вельмож, эти водоемы были значительных размеров. Так, при раскопках в Мару-Атен (южная часть Эль Амарны), удалось воспроизвести планировку загородного места отдыха, где сооружения, сгруппированные вокруг водоемов и садов, имели подчиненное значение – служили для отдыха во время прогулок, что подтверждается отсутствием жилого помещения.

Композиционным центром служит водоем длинной 120, шириной 60 и глубиной 1 м. Водоем был окружен со всех сторон садом, в котором росли деревья, цветы и овощи. Длинный пирс вел в водоему и заканчивался небольшим садовым храмом, от которого несколько ступеней вели к воде. Композиция плана сада очень проста. Она представляет собой два удлиненных прямоугольника общей площадью 3,25 га. Глинобитная стена окружала всю территорию. Водоем обеспечивал прохладу и предположительно использовался для прогулок на лодках (рис. 1).

Лучше всего можно судить о садах Египта по плану реставрации одного из садов. Для него характерны необычайная четкость, геометричность и стройность регулярной композиции и ярко выраженное осевое построение плана. Сад занимает небольшой участок, примерно около 1 га. Вход в сад подчеркнут пилонами, обелисками или фигурами сфинксов. Вся территория окружена высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные участки также отделены друг от друга стенами. Эти стены служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, расположенный в глубине, а композиционной осью – крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада предусмотрены защитные рядные посадки деревьев и кустарников.

В саду находится четыре водоема и две беседки, расположенные симметрично по сторонам входной аллеи. Тем самым поддерживается четкость и геометричность плана (рис. 2)

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Источник

Сад Древнего Египта

1 — вход; 2 — пергола, увитая виноградом; 3 -жилое здание; 4 — бассейны.

План строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось — крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру — рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения — лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты — инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки

Читайте также:  Ооо сады белогорья адрес

Афинский Акрополь.

Комплекс храмов (крепость, где жители могли прятаться во время осады). Расположен он на окраине Афин, на возвышающемся скалистом уступе размером 130 на 300 метров.

I — пропилеи римского времени; 2 — храм Ники Аптерос; 3 — постамент памятника Агриппе; 4 — Пинакотека; 5 — «Пропилеи Мнесикла»; 6 — южное крыло пропилей; 7 — остатки древнейших стен; 8 — святилище Артемиды Бравронии; 9 — место статуи Афины Промахос; 10 — место храма Гекатомпедона; 11 — Эрехтейон; 12 — Парфенон; 13 — храм Ромы и Августа; 14 — музей Акрополя; 15 — Одеон Ирода Аттика; 16 — стоя Евмена 11; 17 — святилище Асклепия; 18 — театр Диониса; 19 — Одеон Перикла.

Генералиф

Местонахождение: Гренада (Испания), около Альгамбры, летняя резиденция Халифов

Период создания: 1302-1324 гг.

Генералиф и Альгамбра представляют собой дворцовые комплексы арабов в Испании с внутренними двориками, террасами и садами, оформленными в виде небольших двориков атриум-перистильного типа (патио) – с мощением декоративной плиткой вместо газона и пышной растительностью, расположенной не всегда чётко симметрично, часто довольно свободно, что видно на представленном плане. Вода является основным мотивом сада, она присутствует в каждом патио. Характерной является связь внутренних пространств с внешними видами, что достигается путём создания видовых точек. И в дальнейшем этот приём нашёл широкое распространение.

Тадж-Махал

Местонахождение: Агра (Индия)

Архитектор: предположительно Устад-Иса

Этот замечательный комплекс был создан шах Джеханом, как усыпальница для его любимой жены. Сад перед зданием спроектирован по принципу «чор-баг» – четыре квадрата. В виде главных осей расположены каналы, пересекающиеся в центре парка.

Вилла Ланте

Местонахождение: Баньяя, 84 км от Рима (Италия).

Создание: 50-ые годы XVI века.

Архитектор: Джакомо да ВИНЬОЛА.

Представленные 5 планов итальянских садов относятся к лучшим образцам парков эпохи Возрождения. Они относятся к регулярному стилевому направлению, но регулярность их не жёсткая, сады могут включать отдельные деревья и даже целые рощи, деревья могут иметь свободную форму кроны. Эти сады имеют архитектурный характер, что проявляется уже в тщательной обработке рельефа — обычно это террасирование.

Источник

Приложение Иллюстративные схемы-планы изучаемых парков

4,5. план садов Семирамиды (реконструкция Кольдевей и Кришен).

7. План городского сада около театра в Риме.

8. План дома Веттии в Помпес.

13. План моностырского сада.

20. Участок боскетов в Версале.

Рисунок 1 – Египетский сад

Рисунок 2 – Схема плана египетского дома с садом

1 – входные ворота; 2 – пергола; 3 – дом; 4 – садовая беседка

Рисунок 3 – Висячие сады Семирамиды (план)

Рисунок 4 – Висячие сады Семирамиды

Рисунок 5 — Висячие сады Семирамиды

Рисунок 6 – Афины. План Акрополя

1 – пропилеи; 2 – Эрехтейон; 3 – Парфенон; 4 – целла стофутового храма;

Рисунок 7 – План городского сада около театра в Риме

Читайте также:  Второе висячие сады семирамиды

Рисунок 8 – План дома Веттии в Помпее

Рисунок 9 — План виллы Тускум в Древнем Риме

Рисунок 10 – Парк Ихэюань (Парк Безмятежного отдыха)

1- озеро Куньмыньху; 2 – Гора долголетия; 3 – Восточные ворота; 4 – Дворец гуманности; 5 –Сад благодеяния и мира; 6 – беседки; 7 – длинная галерея; 8 – дворцовый ансамбль; 9 – Мраморный корабль; 10 – Бронзовый бык; 11 – Храм Царя драконов; 12 – Львиный мост; 13 – мост Нефритовый пояс

Рисунок 11 — Сад камней Реандзи

Рисунок 12 – Дворцово-парковый ансамбль Кацура в Киото.

1 – Передние ворота; 2 – Императорские ворота; 3 – Императорский подъезд; 4 – Центральные ворота; 5 – дворец; 6 – павильон Гэппаро; 7 – Кленовая гора гора; 8 – гора Сотэцу; 9 – Место для отдыха на воздухе; 10 – Аманохасидатэ; 11 — павильон Секинтэй; 12 – Остров бессмертных; 13 – Долина светлячков; 14 – павильон Секатэй, 15 – павильон Орнидо; 16 – павильон Сейкэн; 17 – река Кацура; 18 — Место для верховой езды.

Рисунок 13 – План монастырского сада XIIIвека.

1 – лужайка; 2 – грядки с травами, овощами и цветами; 3 – скамейки из дерна, оформленные цветами; 4 – бассейн и канал; 5 – деревья в рядовой посадке.

Рисунок 14 — План ансамбля Альгамбра

Рисунок 15 – Генералиф (план садов)

11 – входы; 2 – нижняя терраса; 3 – двор с каналорм; 4 – беседка; 5 – Сад султанши; 6 – верхняя терраса; 7 – каскад.

Рисунок 16 – Вилла Капрарола

1 – партер плоского сада; 2 – водный партер; 3 – здание виллы; 4 – круглый фонтан; 5 – водяной лоток; 6 — Фонтан речных богов; 7 – водоток; 8 — зеленые стены обрамляющие, водоток; 9 – фонтан; 10 – вольер.

1 –дворец; 2 – верхняя терраса; 3 – фонтан драконов; 4 – Аллея ста фонтанов; 5 – фонтан Сивилла; 6 – Торжествующий Рим; 7 – водоемы; 8 – Водяной орган; 9 – партер.

Рисунок 19 – Дворцово-парковый ансамбль Версаля.

1 – дворец; 2 – водный партер; 3 – партер цветов; 4 – оранжерея; 5 – бассейн; 6 – триумфальная арка; 7 – аллея воды; 8 – фонт ан Дракона; 9 – бассейн Нептуна; 10 – ванна Аполлона; 11 – бальный зал; 12 – бассейн и партер Сатурна; 13 – лабиринт; 14 – Водяной театр; 15 – фонтан Цереры; 16 – фонтан Сатурна; 17 – Жирандоль; 18 – боскет дофина; 19 – боскет звезды; 20 – фонтан Флоры; 21 — фонтан Бахуса; 22 – королевские озера; 23 – колоннада; 24 – аллея Зеленого ковра; 25 – боскет Купола; 26 – боскет Обелиска; 27 – боскет Анфилады; 28 – зал каштанов; 29 – бассейн Аполлона; 30 – канал; 31 – трианон; 32 – королевская площадь.

Рисунок 20 – Участок боскетов в Версале.

Рисунок 21 – План сада Герренгаузен

1 – дворец; 2 – партер; 3 – большой фонтан; 4 — зеленый театр; 5 – бассейны; 6 – бассейн с фонтаном; 7 – боскетный сектор; 8 – канал.

Рисунок 23 – План парка Стоу

Источник

Оцените статью