- Ударение в формах родительного падежа множественного числа
- Ударение в формах родительного падежа множественного числа
- Ударение при склонении имен существительных
- Имена существительные с неподвижным ударением
- Имена существительные мужского рода с неподвижным ударением на основе
- УДАРЕНИЯ В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ударение в формах родительного падежа множественного числа
Ударение в формах родительного падежа множественного числа
ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО
Эта книга расскажет много интересного о «великом и могучем» русском языке и поможет вам, мои юные читатели, повысить свою речевую культуру и грамотность.
Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?
Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.
Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь — это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме — нормам орфографии и пунктуации.
Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?
Напрасно пытаться ответить на этот вопрос однозначно, дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не «прижившийся» образец употребления), норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Сравните сочетания слов много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая, в которых формы на -у/-ю свойственны прежнему употреблению, а формы на -а/-я — современному. Другой пример: произношение суффикса -ся в возвратных формах глагола: с твёрдым [с] — прежняя форма, с мягким [с’] — теперешняя. В обоих случаях старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор. (В этом случае перед нами хронологические варианты нормы, т.е. нормы в их временной последовательности.)
Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции, от конкретных условий его использования (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива) возникают особые разновидности — стили. Каждый стиль характеризуется своими признаками: преимущественным использованием определённых лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.д. Среди стилей выделяются две большие группы:
1) книжные стили (чаще в письменной форме);
2) разговорный стиль (чаще в устной форме).
Каждая группа стилей обычно располагает своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа догово́ры — договора́, сле́сари — слесаря́, из которых одни (с окончанием -ы/-и) являются книжными, а другие (с окончанием -а́/-я́) — разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием -е) — книжные, а формы в отпуску́, в цеху́ (с окончанием -у́) — разговорные.
Таким образом, наряду со старыми и новыми вариантами нормы сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей — книжные и разговорные. И надо заметить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые — с разговорными.
Наличие вариантов нормы, т.е. двояких форм для выражения одного и того же языкового явления, обогащает язык, позволяет нам более точно передать мысль, оформить высказывание. Но при этом выбор варианта в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Охарактеризуем десять основных признаков хорошей, точной речи и напомним, что говорили о необходимости уметь точно и лаконично передать мысль русские писатели.
Правильность речи — это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. Писарев).
Точность речи — это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла» (К. Федин).
Ясность речи — это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).
Логичность речи — это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Чернышевский).
Простота речи — это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).
Богатство речи — это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).
Сжатость речи — это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чём говорит» (М. Горький).
Чистота речи — это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский).
Живость речи — это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н. Толстой).
Благозвучие речи — это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А. Чехов).
К сожалению, нередко в письменной и особенно устной речи людей любого возраста встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Пролистаем письменные работы старшеклассников и абитуриентов, т.е. лиц, поступающих в вузы. Наверняка многие цитаты из сочинений вызовут у вас улыбку.
«Салтыков-Щедрин изобразил тяжёлое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров — молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин — лучшие представители „тёмного царства“». (Авторы приведённых курьёзов не точно знают значения слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.)
«Сатин первый раскусывает Луку»; «Манилов умеет только трепать языком». (Ошибочно употреблены просторечные слова.)
Ударение при склонении имен существительных
В этом разделе собраны имена существительные, при склонении которых могут возникать трудности с постановкой ударения. В большинстве этих слов постановка ударения в начальной форме (в форме именительного падежа единственного числа) не вызывает затруднений.
Имена существительные с неподвижным ударением
Имена существительные мужского рода с неподвижным ударением на основе
Сначала рассмотрим и запомним группу имен существительных 2-го склонения мужского рода с неподвижным ударением на основе: в этих словах во всех формах ударение падает на один и тот же слог.
Им. падеж ед. число | Род. падеж ед. число | Им. падеж мн. число | Род. падеж мн. число |
торт | тОрта | тОрты | тОртов |
бант | бАнта | бАнты | бАнтов |
шарф | шАрфа | шАрфы | шАрфов |
склад (хранилище) | склАда | склАды | склАдов |
кран | крАна | крАны | крАнов |
вОзраст | вОзраста | вОзрасты | вОзрастов |
кОнус | кОнуса | кОнусы | кОнусов |
икс (в уравнении) | Икса | Иксы | Иксов |
хлЕбец | хлЕбца | хлЕбцы | хлЕбцев |
договОр | договОра | договОры** | договОров** |
Если слово не помечено звездочкой, то существует один вариант литературной нормы. Если слово помечено одной звездочкой (*), то существуют два равноправных варианта литературной нормы. Если слово помечено двумя звездочками (**), то существуют два варианта нормы, причем один из них предпочтительный, а второй — допустимый в разговорной речи или устаревающий.
Если вы изучаете этот список слов, для того чтобы сдать ЕГЭ, выучите вариант ударения, указанный в основном списке слов, а не альтернативные варианты, даже если они равноправные. Как правило, составители ЕГЭ даже более консервативны, чем составители академических словарей.
Обратите внимание на то, что в последнем слове из этого списка договОр ударение падает на третий слог (не дОговор ).
** Во множественном числе в разговорной речи допустим вариант договорА , однако предпочтительным вариантом является договОры .
К этой же группе относятся названия профессий, которые заканчиваются на — ор , — ёр , — ер .
Им. падеж ед. число | Род. падеж ед. число | Им. падеж мн. число | Род. падеж мн. число |
лЕктор | лЕктора | лЕкторы | лЕкторов |
шофЁр | шофЁра | шофЁры | шофЁров |
инженЕр | инженЕра | инженЕры | инженЕров |
бухгАлтер | бухгАлтера | бухгАлтеры | бухгАлтеров |
инспЕктор | инспЕктора | инспЕкторы* | инспЕкторов* |
инстрУктор | инстрУктора | инстрУкторы* | инстрУкторов* |
Существует три исключения: профессор , директор , доктор . Они образуют множественное число с окончанием — а и ударением на последнем слоге: профессорА , директорА , докторА .
* У слов инспЕктор и инстрУктор есть два варианта формы множественного числа: инспЕкторы и инспекторА , инстрУкторы и инструкторА . В целом, существует тенденция к тому, что окончание в форме именительного падежа множественного числа у подобных слов меняется с — ы на — а , поэтому второй вариант литературной нормы может появиться и у других слов.
Выпишите букву, обозначающую ударный гласный звук в выделенном слове.
УДАРЕНИЯ В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Многие односложные существительные мужского рода имеют в родительном падеже единственного числа ударение на окончании:
бинт — бинта, блин — блина, боб — боба, винт — винта, вред — вреда, герб — герба, горб — горба, гриб — гриба, жгут — жгута, жезл — жезла, зонт — зонта, кит — кита, клок — клока, клык — клыка, ковш — ковша, крот — крота, крюк — крюка, куль — куля, линь — линя, пласт — пласта, плод — плода, пруд — пруда, серп — серий, скирд — скирдй, след — следа, хорь — хоря, цеп — цепа, челн — челна, шест — шеста.
- 2. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение или на окончании, или на основе:
- а) беду, ботву, броню (защитная обшивка), весну, графу, золу, избу, кирку, козу, нору’, овцу, плиту, полу,росу, скалу, слюну’, смолу, сову, соху’, стопу, страну, строфу, траву-, двоякое ударение: реку и реку, доску и доску;
- б) бороду, борону, воду, гору, зёмлю, зиму, пору, спину, стену, цену, щёку.
в груди, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сени, в степи, в тени, на цепи, в чести.
- 4. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение то на основе, то на окончании:
- а) возвышенностей, глупостей, дерзостей, местностей, почестей, прибылей, проповедей, прорубей, прядей, радостей, шйлостей; двоякое ударение: отраслей и отраслей, пядей и пядёй.
- б) ветвёй, горстёй, должностёй, жердёй, кистёй, крепостёй, мастёй, мелочёй, новостёй, областёй, очередёй, плетёй, плоскостёй, площадёй, повестёй, ролёй, сетёй, скатертёй, скоростёй, степенёй, тенёй, тростёй, четвертёй, щелёй; двоякое ударение: ведомостёй и вёдомостей;
без: бёз вести, бёз году неделя, бёз толку;
за: за воду, за волосы, за голову, зй душу, за зиму, за руку, за спину; за год, за город, за ночь, зй нос, зй ухо, зй уши; зй два, зй три, зй шесть, зй десять, зй сорок, зй сто;
из: из виду, из дому, йз лесу, из носу;
на: нй воду, па голову, нй гору, нй душу, нй ногу, нй руку, нй спину, нй стену, нй сторону; нй берег, нй год, нй день, нй дом, нй нос, нй ночь, нй угол, нй ухо, зуб нй зуб; нй два, нй три, нй шесть, нй десять, нй сто;
по: по лесу, пдморю, по носу, по полу, по полю, по уху; по два, по три, по сто, по двое, по трое;
под: под гору, под ноги, под руки, под нос, под вечер.
Источник