Шарф_шарфа_гриб_гриба_ударения

Ударение в формах родительного падежа множественного числа

Ударение в формах родительного падежа множественного числа

ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО

Эта книга расскажет много интересного о «великом и могучем» русском языке и поможет вам, мои юные читатели, повысить свою речевую культуру и грамотность.

Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?

Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.

Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь — это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме — нормам орфографии и пунктуации.

Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?

Напрасно пытаться ответить на этот вопрос однозначно, дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не «прижившийся» образец употребления), норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Сравните сочетания слов много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая, в которых формы на -у/-ю свойственны прежнему употреблению, а формы на -а/-я — современному. Другой пример: произношение суффикса -ся в возвратных формах глагола: с твёрдым [с] — прежняя форма, с мягким [с’] — теперешняя. В обоих случаях старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор. (В этом случае перед нами хронологические варианты нормы, т.е. нормы в их временной последовательности.)

Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции, от конкретных условий его использования (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива) возникают особые разновидности — стили. Каждый стиль характеризуется своими признаками: преимущественным использованием определённых лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.д. Среди стилей выделяются две большие группы:

Читайте также:  Йогурт_вятушка_черника_голубика

1) книжные стили (чаще в письменной форме);

2) разговорный стиль (чаще в устной форме).

Каждая группа стилей обычно располагает своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа догово́ры — договора́, сле́сари — слесаря́, из которых одни (с окончанием -ы/-и) являются книжными, а другие (с окончанием -а́/-я́) — разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием -е) — книжные, а формы в отпуску́, в цеху́ (с окончанием -у́) — разговорные.

Таким образом, наряду со старыми и новыми вариантами нормы сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей — книжные и разговорные. И надо заметить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые — с разговорными.

Наличие вариантов нормы, т.е. двояких форм для выражения одного и того же языкового явления, обогащает язык, позволяет нам более точно передать мысль, оформить высказывание. Но при этом выбор варианта в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Охарактеризуем десять основных признаков хорошей, точной речи и напомним, что говорили о необходимости уметь точно и лаконично передать мысль русские писатели.

Правильность речи — это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. Писарев).

Точность речи — это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла» (К. Федин).

Ясность речи — это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).

Логичность речи — это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Чернышевский).

Простота речи — это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).

Богатство речи — это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).

Сжатость речи — это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чём говорит» (М. Горький).

Чистота речи — это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский).

Живость речи — это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н. Толстой).

Читайте также:  Нужно_ли_обрезать_тибетскую_малину_осенью

Благозвучие речи — это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А. Чехов).

К сожалению, нередко в письменной и особенно устной речи людей любого возраста встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Пролистаем письменные работы старшеклассников и абитуриентов, т.е. лиц, поступающих в вузы. Наверняка многие цитаты из сочинений вызовут у вас улыбку.

«Салтыков-Щедрин изобразил тяжёлое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров — молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин — лучшие представители „тёмного царства“». (Авторы приведённых курьёзов не точно знают значения слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.)

«Сатин первый раскусывает Луку»; «Манилов умеет только трепать языком». (Ошибочно употреблены просторечные слова.)

Ударение при склонении имен существительных

В этом разделе собраны имена существительные, при склонении которых могут возникать трудности с постановкой ударения. В большинстве этих слов постановка ударения в начальной форме (в форме именительного падежа единственного числа) не вызывает затруднений.

Имена существительные с неподвижным ударением

Имена существительные мужского рода с неподвижным ударением на основе

Сначала рассмотрим и запомним группу имен существительных 2-го склонения мужского рода с неподвижным ударением на основе: в этих словах во всех формах ударение падает на один и тот же слог.

Им. падеж ед. число Род. падеж ед. число Им. падеж мн. число Род. падеж мн. число
торт тОрта тОрты тОртов
бант бАнта бАнты бАнтов
шарф шАрфа шАрфы шАрфов
склад (хранилище) склАда склАды склАдов
кран крАна крАны крАнов
вОзраст вОзраста вОзрасты вОзрастов
кОнус кОнуса кОнусы кОнусов
икс (в уравнении) Икса Иксы Иксов
хлЕбец хлЕбца хлЕбцы хлЕбцев
договОр договОра договОры** договОров**

Если слово не помечено звездочкой, то существует один вариант литературной нормы. Если слово помечено одной звездочкой (*), то существуют два равноправных варианта литературной нормы. Если слово помечено двумя звездочками (**), то существуют два варианта нормы, причем один из них предпочтительный, а второй — допустимый в разговорной речи или устаревающий.

Если вы изучаете этот список слов, для того чтобы сдать ЕГЭ, выучите вариант ударения, указанный в основном списке слов, а не альтернативные варианты, даже если они равноправные. Как правило, составители ЕГЭ даже более консервативны, чем составители академических словарей.

Обратите внимание на то, что в последнем слове из этого списка договОр ударение падает на третий слог (не дОговор ).

** Во множественном числе в разговорной речи допустим вариант договорА , однако предпочтительным вариантом является договОры .

К этой же группе относятся названия профессий, которые заканчиваются на — ор , — ёр , — ер .

Им. падеж ед. число Род. падеж ед. число Им. падеж мн. число Род. падеж мн. число
лЕктор лЕктора лЕкторы лЕкторов
шофЁр шофЁра шофЁры шофЁров
инженЕр инженЕра инженЕры инженЕров
бухгАлтер бухгАлтера бухгАлтеры бухгАлтеров
инспЕктор инспЕктора инспЕкторы* инспЕкторов*
инстрУктор инстрУктора инстрУкторы* инстрУкторов*

Существует три исключения: профессор , директор , доктор . Они образуют множественное число с окончанием — а и ударением на последнем слоге: профессорА , директорА , докторА .

Читайте также:  Гриб_рыжик_латинское_название

* У слов инспЕктор и инстрУктор есть два варианта формы множественного числа: инспЕкторы и инспекторА , инстрУкторы и инструкторА . В целом, существует тенденция к тому, что окончание в форме именительного падежа множественного числа у подобных слов меняется с — ы на — а , поэтому второй вариант литературной нормы может появиться и у других слов.

Выпишите букву, обозначающую ударный гласный звук в выделенном слове.

УДАРЕНИЯ В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1. Многие односложные существительные мужского рода имеют в родительном падеже единственного числа ударение на окончании:

бинт — бинта, блин — блина, боб боба, винт винта, вред — вреда, герб герба, горб — горба, гриб — гриба, жгут — жгута, жезл — жезла, зонт — зонта, кит — кита, клок — клока, клык — клыка, ковш — ковша, крот крота, крюк — крюка, куль — куля, линь линя, пласт — пласта, плод — плода, пруд пруда, серп серий, скирд — скирдй, след — следа, хорь — хоря, цеп — цепа, челн — челна, шест шеста.

  • 2. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение или на окончании, или на основе:
    • а) беду, ботву, броню (защитная обшивка), весну, графу, золу, избу, кирку, козу, нору’, овцу, плиту, полу,росу, скалу, слюну’, смолу, сову, соху’, стопу, страну, строфу, траву-, двоякое ударение: реку и реку, доску и доску;
    • б) бороду, борону, воду, гору, зёмлю, зиму, пору, спину, стену, цену, щёку.

    в груди, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сени, в степи, в тени, на цепи, в чести.

    • 4. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение то на основе, то на окончании:
      • а) возвышенностей, глупостей, дерзостей, местностей, почестей, прибылей, проповедей, прорубей, прядей, радостей, шйлостей; двоякое ударение: отраслей и отраслей, пядей и пядёй.
      • б) ветвёй, горстёй, должностёй, жердёй, кистёй, крепостёй, мастёй, мелочёй, новостёй, областёй, очередёй, плетёй, плоскостёй, площадёй, повестёй, ролёй, сетёй, скатертёй, скоростёй, степенёй, тенёй, тростёй, четвертёй, щелёй; двоякое ударение: ведомостёй и вёдомостей;

      без: бёз вести, бёз году неделя, бёз толку;

      за: за воду, за волосы, за голову, зй душу, за зиму, за руку, за спину; за год, за город, за ночь, зй нос, зй ухо, зй уши; зй два, зй три, зй шесть, зй десять, зй сорок, зй сто;

      из: из виду, из дому, йз лесу, из носу;

      на: нй воду, па голову, нй гору, нй душу, нй ногу, нй руку, нй спину, нй стену, нй сторону; нй берег, нй год, нй день, нй дом, нй нос, нй ночь, нй угол, нй ухо, зуб нй зуб; нй два, нй три, нй шесть, нй десять, нй сто;

      по: по лесу, пдморю, по носу, по полу, по полю, по уху; по два, по три, по сто, по двое, по трое;

      под: под гору, под ноги, под руки, под нос, под вечер.

      Источник

Оцените статью