Урок литературы в 11 классе «Лингвостилистический анализ рассказов В.Шаламова «Одиночный замер», «Ягоды»»
*активизация познавательно-исследовательской деятельности учащихся .
*дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;
*развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;
*совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;
*развитие социальной компетентности учащихся .
*способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Технология: технология критического мышления; технология проблемного обучения, мастерская ценностных ориентаций.
*выявить главную идею рассказов В.Шаламова «Ягоды»
*повести лингвостилистический анализ рассказов «Одиночный замер»
*проанализировать языковые (выразительные) средства.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Методы: проблемно-поисковый, проблемный
Вид урока: семинар-практикум
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Все, что было дорогим,- растоптано в прах; цивилизация и культура слетают с человека в самый короткий срок, исчисляемый неделями.
Печи Освенцима и позор Колымы доказали, что искусство и литература — нуль.
На приставной доске: (понятия записываются в ходе урока)
В конце урока с этими словами составить предложения – выводы.
Средства художественной выразительности
— Дома вы познакомились с рассказами В.Шаламова. Читали ли вы ранее произведения этого автора?
Сегодня мы откроем для себя мир шаламовской прозы, мир жестокий и беспощадный и до предела правдивый. Чтобы понять мотивы написания таких произведений, необходимо познакомиться с краткой биографией автора.
2. Презентация , подготовленная учеником – биография В.Шаламова
-Что потрясает в биографии писателя?
-Он сидел в лагерях на Колыме 20 лет, был политзаключенным. Следовательно, все, о чем он писал, было пережито и прочувствовано самим автором. «Колымские рассказы» — личный опыт.
-Что мы знаем о тех временах, лагерях?
4.Сообщение ученика о системе наказаний в лагерях.
-Итак, какие рассказы вы прочитали.
— Какая тема объединяет эти рассказы?
-Главная тема — существование человека в лагере.
-На севере. Колыма, самые суровые лагеря.
-Кто в центре повествования?
-Зеки (блатные, политзаключенные), надсмотрщики.
-Какой интонацией проникнуто повествование?
-Интонация бесстрастная, обыденная, без эмоций. Такая интонация придает рассказам ноту обреченности.
-Как правило, в любом прозаическом художественном произведении есть все типы речи: повествование, описание, рассуждение. Что есть в рассказах В.Шаламова? Докажите.
-Есть повествование и описание.
-Почему в рассказах В.Шаламова отсутствует рассуждение?
-Зек не может рассуждать. Он винтик, «никто», «лагерная пыль».
-В каких эпизодах встречается описание?
— Эти эпизоды связаны с описанием еды. Это сильная эмоция в условиях постоянного голода. Прослеживается явная параллель: еда = жизнь, человек = животное.
-Да, это основа рассказов. Жизнь зека состоит из череды действий, направленных на сохранение и поддержание собственной жизни: изнуряющей, бессмысленной работы, борьбы с постоянным голодом и холодом, действий по добыванию еды.
-Какова проблематика рассказов?
1.Проблема противостояния человека и тоталитарной машины государства. 2. Проблема изменения (деформации) ценностных ориентиров человека в лагере.
3. Проблема цены человеческой жизни.
5.Анализ рассказа «Одиночный замер»
Жанр заявлен В Шаламовым в названии сборника — ”Колымские рассказы”
Что такое рассказ? Обратимся к словарю.
-Рассказ — малый эпический жанр, прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.
-Какова классическая композиция рассказа?
-Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
-Соответствуют ли рассказы В. Шаламова классической форме?
-Нет. Вступление отсутствует, кульминация смещена к концу произведения.
Это намеренное отступление от литературных канонов. Шаламов был убежден, что литература умерла (та, которая “учит” — литература Достоевского, Толстого).
Повествование о последнем дне героя рассказа обыденно, без эмоций. Смерть Дугаева — это статистика.
-Почему в рассказе нет вступления и заключения?
-В. Шаламову необходимо показать суть, не отягощая её предысторией героя. В условиях лагеря совершенно неважно, кем был человек раньше. Шаламов пишет о человеке, который стоит у черты, разделяющей жизнь и смерть.
Окружающие безразличны к судьбе товарища. (Зачитать 1 абзац рассказа, проанализировать поведение напарника и бригадира)
-Что чувствует Дугаев в лагере?
-Основное чувство — голод. Именно он определяет ход мыслей героя (зачитать отрывок). Второе – безразличие (зачитать отрывок).
В лагере человек тупеет, превращается в животное. Дугаев не умеет красть (а это в лагере “главная северная добродетель”), поэтому быстро слабеет. Он старается выполнить норму (“Никто из товарищей не будет ворчать, что он не выполнить норму”). Когда Дугаев узнает, что выполнил только 25%, он удивляется, потому что “работа была так тяжела”. Он так устал, что даже “чувство голода давно покинуло его”.
-Найдите кульминацию рассказа и его развязку.
-Кульминация и развязка совмещены в последнем абзаце (зачитать). Когда Дугаев понял, зачем его ведут к высокому забору с колючей проволокой, он “пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день”.
6.Анализ рассказа “Ягоды”
-Что объединяет рассказы “Одиночный размер” и “Ягоды”?
-В рассказе “Ягоды” Шаламов рисует лагерные будни, как и в “Одиночном замере”. Герой, от лица которого ведется повествование, как и Дугаев, цепляется за жизнь, хотя понимает, что его жизнь и жизнь товарищей ничего не стоит.
-Какие важные мысли автора “кочуют” из рассказа в рассказ?
— 1.В лагере каждый сам за себя.
2.Голод — мучительное острое ощущение, толкающие человека на риск и необдуманные поступки.
3.Все нравственные качества человека уступили место физиологическим потребностям — есть, спать, быть в тепле.
-Зачем Рыбаков, товарищ рассказчика, набирал ягоды в баночку?
-Если Рыбаков наберет полную банку, ему повар отряда охраны даст хлеба. Предприятие Рыбакова сразу становилась важным делом” Добыть еду — самое важное дело в лагере.
-Почему Рыбаков не просил о помощи в сборе ягод?
-Ему пришлось бы делиться хлебом, а “лагерная этика” не предполагает таких человеческих поступков. Следовательно, еще раз подтверждается мысль Шаламова, что в лагере каждый сам за себя.
-Какой эпизод интонационно и содержательно выделяется из общего повествования?
-Эпизод описания ягод. Это настоящая поэзия. Рассказчик с интонацией гурмана и знатока рисует ягоды. Ничто в жизни зека не вызывает столь сильных эмоций. Только еда.
-Проанализируйте эпизод, повествующий о смерти Рыбакова.
-Рыбакова застрелил конвоир Серошапка за то, что зек нарушил границы обозначенной зоны. Серошапка сделал это буднично, без сожаления. Конвоир знал, что Рыбаков не убежит, но убил зека с первого выстрела.Автор акцентирует внимание читателя на том, что Рыбаков убит первым выстрелом, который должен быть предупредительным. Второй был произведен формально – положено сделать два выстрела. Ни конвоир Серошапка , ни зеки не думали о соблюдении законности, потому что лагерь – территория беззакония, а «цена лагерной пыли – нуль»
Смерть товарища – заурядное событие. Нет ощущения потери, беды. Человек – ничто. Баночка с ягодами – ценность, так как ее можно выменять на хлеб.
— Еще раз прочитайте слова В.Шаламова о цивилизации и культуре. Стало ли понятно после знакомства с рассказами, почему автор придерживается такой точки зрения? В ответе используйте опорные слова, записанные на доске в течение урока.
— В.Шаламов так считает, потому что лагерь доказал, что физические и духовные силы человека в столкновении с машиной тоталитарного государства ограниченны. Силы зла ломают и разрушают личность, потому что возможности человека конечны, а зло может быть беспредельным. Художник не побоялся показать страшное в человеке. Показав «расчеловечивание» мира, Шаламов оказался пророком: жестокость нарастает повсюду, при этом никогда не эстетизировал бесчеловечность. Он стремился, чтобы читатель увидел и оценил, что это такое в реальной жизни. Все дозволено — страшная реальность истории человечества, которой необходимо противостоять — к такому убеждению приводит читателя автор «Колымских рассказов»
Домашнее задание: отзыв на рассказ В.Шаламова «Сгущенное молоко»
Источник
Шаламов ягоды основная мысль
В рассказе “Ягоды” Шаламов рисует лагерные будни, как и в “Одиночном замере”. Герой, от лица которого ведется повествование, как и Дугаев, цепляется за жизнь, хотя понимает, что его жизнь и жизнь товарищей ничего не стоит.
-Какие важные мысли автора “кочуют” из рассказа в рассказ?
— 1.В лагере каждый сам за себя.
2.Голод — мучительное острое ощущение, толкающие человека на риск и необдуманные поступки.
3.Все нравственные качества человека уступили место физиологическим потребностям — есть, спать, быть в тепле.
-Зачем Рыбаков, товарищ рассказчика, набирал ягоды в баночку?
-Если Рыбаков наберет полную банку, ему повар отряда охраны даст хлеба. Предприятие Рыбакова сразу становилась важным делом” Добыть еду — самое важное дело в лагере.
-Почему Рыбаков не просил о помощи в сборе ягод?
-Ему пришлось бы делиться хлебом, а “лагерная этика” не предполагает таких человеческих поступков. Следовательно, еще раз подтверждается мысль Шаламова, что в лагере каждый сам за себя.
-Какой эпизод интонационно и содержательно выделяется из общего повествования?
-Эпизод описания ягод. Это настоящая поэзия. Рассказчик с интонацией гурмана и знатока рисует ягоды. Ничто в жизни зека не вызывает столь сильных эмоций. Только еда.
-Проанализируйте эпизод, повествующий о смерти Рыбакова.
-Рыбакова застрелил конвоир Серошапка за то, что зек нарушил границы обозначенной зоны. Серошапка сделал это буднично, без сожаления. Конвоир знал, что Рыбаков не убежит, но убил зека с первого выстрела. Автор акцентирует внимание читателя на том, что Рыбаков убит первым выстрелом, который должен быть предупредительным. Второй был произведен формально – положено сделать два выстрела. Ни конвоир Серошапка, ни зеки не думали о соблюдении законности, потому что лагерь – территория беззакония, а «цена лагерной пыли – нуль»
Смерть товарища – заурядное событие. Нет ощущения потери, беды. Человек – ничто. Баночка с ягодами – ценность, так как ее можно выменять на хлеб.
Источник