Сетевое взаимодействие между садами

Сетевое взаимодействие в системе дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы

Сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений приобретает в последние года широкое распространение.

Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений (организаций) является совместной деятельностью образовательных учреждений (организаций) в виде профессионального сотрудничества педагогов, в результате которого формируются совместные группы обучающихся (дети раннего и дошкольного возраста) для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности.

Следовательно, одним из характерных признаков сетевого взаимодействия является социальное партнерство, так как для сетевого взаимодействия характерно становление особых отношений между участниками, возникновение многочисленных социальных связей.

При организации сетевого взаимодействия важными требованиями к системе дошкольного образования становятся обеспечение доступности, вариативности (способности соответствовать различным образовательным потребностям) и многообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, и в то же время единство требований к качеству образования, т.е. способность обеспечить единый уровень качества образования для детей дошкольного возраста. Этим требованиям должна отвечать сетевая структура системы дошкольного образования, включающая образовательные учреждения разного типа, которые должны обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

Создание сети образовательных учреждений (организаций), реализующих программы дошкольного образования должно быть направлено на достижение следующей цели: обеспечить доступ к качественному дошкольному образованию максимальному количеству детей дошкольного возраста, учитывая их образовательные потребности, способности, состояние здоровья и материальную обеспеченность семей. Где субъектами сетевого взаимодействия выступают учреждения (организации) дошкольного образования, учреждения (организации) дополнительного образования детей, психологические центры, социальные учреждения и другие. Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) может рассматриваться как педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит совместная деятельность детей и взрослых, что приводит к преобразованию не только в познавательной сфере, но и в личностной, а также содействует установлению взаимоотношений.

Сетевое взаимодействие будет успешно, если оно построено на таких принципах как:

— принцип доступности и многообразия дошкольного образования при сохранении единства требований к его качеству;

Читайте также:  Что значит вешний сад

— принцип увлекательности – необходимо, чтобы участники сетевого взаимодействия испытывали желание развиваться, слышать, понимать и быть заинтересованными и увлеченными.

— принцип навигационной прозрачности и со­держательной упорядоченности – содержание сетевого взаимодействия обретает устойчивые формы, позволяющие эффективно подключаться к данному взаимодействию на разных этапах всё новым и новым участникам, но при этом грамотно и корректно систематизировать и упорядочивать прошлые взаимодействия.

— принцип открытости – сетевое взаимодействие является потенциально жизнеспособным, если оно открыто к самосовершенству, к саморасширению и сетевому взаимодействию с новыми партнерами успешно реализующих различные образовательные программы, осваивающие и предлагающие новые организационные формы получения образования дошкольникам.

— принцип языковой адекватности – язык сетевого взаимодействия должен быть языком взаимопонимания.

— принцип свободной импровизации – свободная творческая импровизация как педагога, так и ребенка.

— принцип теоретической и информационной корректности – важным условием сетевого взаимодействия является открытая насыщенная информационная среда, отличающаяся научностью, доступностью, достоверностью и отвечающая требованиям информационной и психологической безопасности.

— принцип образовательной ответственности и эффективности – основанием для оценки эффективности образовательной реализации участника сетевого взаимодействия является активность, субъектность и продуктивность.

Сетевое взаимодействие в системе дошкольного образования возможно только при совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений (организаций) с использова­нием информационных, инновационных, методи­ческих, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия, т.к. модель сетевого взаимодействия не может быть постоянной, а должна быть подвижной и постоянно реформироваться, в зависимости от сетевых событий (проект, семинар, обмен информацией и т.п.) и от поставленных целей, задач взаимодействия. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а те, которые создаются по собственной инициативе участников, исходя из потребностей, и именно поэтому эти события становятся интересными и для других участников сети.

От участия в сетевом взаимодействии в образовательном учреждении ожидается повышение качества образования и воспитания, поскольку основными характеристиками взаимодействия являются: наличие общих интересов и стремлением участников взаимодействия к общим образовательным и социальным целям, с использованием единых методов; наличие новых возможностей (материально-технических, кадровых, финансовых) для взаимного обучения, обмена опытом, идеями, технологиями, и др.; содействие в развитии коммуникационных отношений между участниками; присутствие взаимной активности, заинтересованности и ответственности участников, что обеспечивает динамику взаимодействия.

Читайте также:  Розовый фламинго томат сибирский сад

При сетевом взаимодействии должно происходить не только распространение инновационных разработок, а также должен идти процесс диалога между сетевыми организациями и процесс отражения в них опыта друг друга, с отображением процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сети позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Источник

Организации сетевого взаимодействия базовых ДОО
учебно-методический материал на тему

Идея организации сетевого взаимодействия базовых и малокомплектных ДОО является актуальной, так как основной целью организации сетевого взаимодействия является методическая поддержка в обеспечении равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вопрос об организации сетевого муниципального партнерства между базовыми ДОУ и сельскими малокомплектными детскими садами являлся актуальным и рассматривался на секции руководителей ДОО.

В целях совершенствования деятельности по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а так же повышения качества образования утверждается Положение о базовом детском саде муниципального образования.

Внедряя в работу данную форму, были определены содержательно — деятельностные основы функционирования базового детского сада как особой формы организации совместной деятельности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, органов местного самоуправления, социальных партнеров по созданию условий для получения качественного и доступного дошкольного образования.

В соответствии с разработанными и утвержденными документами, ответственные за осуществление сетевого сопровождения разработывают планы работы, согласуя их со всеми участниками сетевого взаимодействия, и была начата работа в этом направлении. Была разработана «Программа методического сопровождения сельских малокомплектных ДОО».

Сетевое взаимодействие основано на объединении ресурсов дошкольных образовательных учреждений, входящих в сеть, и их активное использование в процессе повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.

Читайте также:  Сады кубани томатный сок

Сеть – это особый тип взаимодействия ДОУ, который основан на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии связей при реализации плана работы и решения различных вопросов методического сопровождения руководящих и педагогических кадров. Структура сети включает в себя малокомплектные сельские ДОО, закрепленные за базовым городскими ДОО. Основными направлениями деятельности базовых ДОО являются: консультационное и экспертное сопровождение педагогической деятельности в системе дошкольного образования; трансляция опыта работы базовых ДОО внутри сетевого объединения; создание банка методических образовательных ресурсов по результатам деятельности ДОО ;

-совершенствование педагогической деятельности в методической работе дошкольных учреждений, развитие инновационных технологий и механизмов организации образовательной деятельности.

Деятельность ДОО в сетевом объединении призвана формировать новые практики в дошкольном образовательном пространстве, обеспечить разработку, апробацию и внедрение в образовательную практику более качественных и эффективных образовательных продуктов, услуг, отвечающих на запросы общества и обеспечивающих личностное и профессиональное развитие.

Основные задачи, решаемые ДОО в сетевом взаимодействии:

-повышение качества дошкольного образования малокомплектных ДОО;

— обеспечение освоения педагогами малокомплектных ДОО нового информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе современного содержания, образовательных технологий и методического обеспечения;

— повышения уровня профессиональных знаний руководителей и педагогов ДОО, повышение методической активности и профессиональной компетентности каждого педагога ДОО;

— содействовие проведению аттестации на соответствие занимаемых педагогических должностей в малокомплектных дошкольных учреждениях;

— Повышение рейтинга в рамках оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций Чистопольского муниципального района РТ

Таким образом, базовые ДОО осуществляют : методическое сопровождение образовательной деятельности; координацию усилий по развитию ресурсного обеспечения ДОО; методическое и информационное сопровождение педагогических проектов; привлечение к методическому сопровождению ДОО тьюторов района по различным направлениям работы; введение в состав аттестационной комиссии малокомплектных дошкольных учреждений внутренних экспертов базовых ДОО для проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемых педагогических должностей; организацию и проведение различных форм совместной методической работы с малокомплектными ДОО; распространение и тиражирование опыта работы ДОО;

Источник

Оцените статью