Семейный клуб в детском саду
методическая разработка (младшая, средняя группа)
Сотрудничество с семьей является одним из важнейшим условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того, чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб — это наиболее подходящая форма работы, позволяющая установить наиболее эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Взаимодействие дошкольников с семьями воспитанников — одно из важнейших направлений деятельности ДОУ. Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.
Клуб позволяет сделать наше общение более целенаправленным, а значит и более эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
цель, задачи, законы семейного клуба «Счастливая семья» | 229.89 КБ |
Годовой план работы клуба | 17.26 КБ |
Положение о клубе | 14.58 КБ |
Анкета для родителей | 33.83 КБ |
Буклеты, которые мы дарим родителям после наших встреч | 2.63 МБ |
foto.docx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Счастливая семья»
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.
В ДОУ, мы отдали предпочтение такой форме работы, как Клуб «Счастливая семья» (далее – Клуб). Клуб позволяет сделать общение с родителями, желающими вступить в наш Клуб, более целенаправленным, а следовательно, и более эффективным.
Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Исходя из этого, целью Клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного процесса МБОУ и семьи.
Поскольку данная работа осуществлялась в рамках проекта, перед Клубом были поставлены следующие задачи:
1. Повышение психолого – педагогической культуры родителей.
2. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы.
3. Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи.
4. Активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей.
Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, проектные методики. Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы как дошкольников, так и их родителей, сложности построения взаимоотношений с микро и макроокружением.
После подведения итогов исследования начался второй этап, целью которого стало создание механизма работы Клуба.
Прежде всего была сформирована нормативно-правовая база, состоящая из Положения о Клубе, плана работы, журнала протоколов заседаний Клуба.
В настоящее время Клуб действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Клуб имеет свою эмблему и девиз – «Где нет воодушевления, там нет и воспитания».
В рамках Клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи «Гость клуба», «Круглый стол». Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми.
Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. В рамках Клуба прошли заседания: «Семь «Я»», посвященное семейным традициям, «Моя семья – минута славы», представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности. Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например, «Здоровей-ка в гостях у детей», «Банные сражения», «Семейные старты». Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.
Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи. Всем участникам заседания предлагается ответить на вопросы: какое открытие они для себя сделали в ходе занятия, какие чувства вызвало то или иное упражнение? Родителей просят продолжить фразу: «Я узнала о своем ребенке, что…» либо «Выражение своих чувств вслух – это…» и т. д.
Активное участие в работе Клуба принимают педагоги и специалисты МБОУ: старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра.
В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации.
Ежемесячно выпускается газета «Семейные новости», информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках Клуба. Наибольшей популярностью пользуется страничка «Шпаргалка для родителей», которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираются по запросу родителей: «Роль отца в воспитании ребенка», «Если в семье появился еще один ребенок», «Родителям о гипер активных детях», «Агрессивность дошкольников» и др. Информация о работе Клуба, основные его задачи, содержание и принципы деятельности представлены на специально оформленном стенде Клуба «Счастливая семья».
Подготовлен также рекламный буклет, который знакомит с работой Клуба, иллюстрирует формы заседаний и отражает их результативность. Он распространяется среди родителей детей, недавно поступивших в МБОУ.
Для повышения активности семей воспитанников и более целенаправленного взаимодействия используются красочно оформленные пригласительные билеты. В качестве морального стимулирования отличившимся родителям направляются благодарственные письма с эмблемой Клуба
Итоги работы Клуба заслушиваются на заседании медико-психолого-педагогической комиссии дошкольного учреждения, на итоговом педагогическом совете МБОУ.
Так, результаты психолого-педагогической диагностики родительского контингента Клуба «Счастливая семья» на конец учебного года показывают следующие изменения:
- повышается психолого-педагогическая культура родителей;
- расширяется и восстанавливается воспитательный потенциал семьи;
- родители активно включаются в процесс социального воспитания;
- устанавливаются партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями;
- семья становится активной социальной системой.
В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Источник