Щедрое дерево почему яблоня была счастлива

Проблема самопожертвования в притче Шела Сильверстейна «Щедрое дерево» (ЕГЭ по русскому)

В исходном тексте Шел Сильверстейн рассматривает проблему самопожертвования.

Эта проблема решается автором на примере яблони и мальчика. Писатель повествует о дружбе героев, попутно рассказывая об их взаимоотношениях. Яблоня любит мальчика и старается делать все возможное для его счастья, не жалея ни плодов, ни ветвей, ни саму себя. Но герой взрослел и желал большего. Яблоня дала ему все, в надежде, что он будет счастлив, но, в итоге, все, что от нее осталось – старый пень. Но даже тогда она испытывала радость, ведь мальчик пришел вновь, и яблоня все-таки сумела дать ему все, чего он хотел, хотя было уже поздно.

Позиция автора не обозначена четко, но она ясно чувствуется: любящий человек всегда готов к самопожертвованию, при этом никогда не потребует награды. Шел Сильверстейн как бы спрашивает нас: всегда ли оправданы жертвы ради любви, не отдает ли человек слишком многого для этого?

Я согласна с позицией автора, так как любовь – это огромная сила, заставляющая идти на любые жертвы ради любимого человека.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но эти жертвы должны быть оправданы.

В русской классической литературе немало примеров самопожертвования. Например, повесть Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор», в которой повествуется о пожилой одинокой женщине Матрене. Героиня была очень добра, чем постоянно пользовались другие люди и зачастую даже не благодарили. Всю свою жизнь она прожила как будто не для себя, всегда всем помогала и ничего не просила взамен.

В качестве второго примера самопожертвования можно привести подвиг выдающегося польского педагога Януша Корчака. В годы Второй Мировой войны, он вместе с воспитанниками детского дома был перемещен в Варшавское гетто. Там Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Гитлеровцы предлагали ему свободу, но учитель не покинул своих воспитанников, приняв вместе с ними мученическую смерть в газовой камере.

Таким образом, проблема самопожертвования заключается в жертвах ради других. Оно может проявляться в любви, в доброте и в героизме. Мудрая притча Шела Сильверстейна, а также приведенные аргументы из литературы и истории являются яркими примерами самопожертвования, заставляя задуматься об этой проблеме.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id31504

Источник статьи: http://www.kritika24.ru/page.php?id=31504

Щедрое дерево

Притча от Шэла Сильверстейна

Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки и, когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива.

Но шло время, и мальчик подрастал, и всё чаще яблоня коротала дни в одиночестве.

Как-то раз пришёл мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

— Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

— Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?

— Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!

И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унёс их с собой. И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришёл, яблоня так и задрожала от радости.

— Иди скорей сюда, малыш! — воскликнула она. — Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

— У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, — ответил мальчик. — Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

Читайте также:  Какие саженцы лучше сажать осенью

— Я бы рада, — вздохнула яблоня, — но у меня нет дома. Мой дом — мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.

И мальчик срубил её ветки и унёс их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива. После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

— Иди сюда, мальчик, — прошептала она, — поиграй со мной.

— Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, — ответил мальчик. — Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?

— Спили мой ствол и сделай себе лодку, — сказала яблоня, — и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.

И тогда мальчик спилил ствол и сделал из него лодку. И уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива.

…Хоть в это и нелегко поверить.

Прошло много времени. И мальчик снова пришёл к яблоне.

— Прости, мальчик, — вздохнула яблоня, — но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

— На что мне яблоки? — ответил мальчик. — У меня почти не осталось зубов.

— У меня не осталось ветвей, — сказала яблоня. — Ты не сможешь посидеть на них.

— Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, — ответил мальчик.

— У меня не осталось ствола, — сказала яблоня. — И тебе не по чему больше взбираться вверх.

— Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, — ответил мальчик.

— Прости, — вздохнула яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости.

— А мне теперь много и не нужно, — ответил мальчик. — Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

— Ну что ж, — сказала яблоня, — старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.

Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.

Источник статьи: http://pritchi.ru/id_743

Урок развития речи «Жизнь дана на добрые дела»

Цель: обучение сочинению.

  1. Доска с записью темы урока, эпиграфа, домашнего задания.
  2. Иллюстрации к произведению, рисунки учеников.
  3. Текст рассказа Ш. Сильверстейна “Щедрое дерево” на каждой парте.
  4. Портреты ребенка, молодой девушки, женщины, старухи.
  5. Музыкальные записи: Л. Бетховен “Соната № 14”, Ф. Шуберт “Аве Мария”.

Текст рассказа “Щедрое дерево” является благодатным материалом для понимания таких крупных философских проблем, как верность и бескорыстие в дружбе, мотивация и оценка поступков, умение сопереживать, зависимость совершаемых поступков от собственного “Я”. Можно также поговорить о том, что основное назначение человека не потребительство, а созидание и служение людям и всему окружающему нас живому миру.

Скажи:
Какой ты след оставишь? След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Л. Мартынов

1. Организационный момент. Приветствие.

Тема урока “Жизнь дана на добрые дела”. Наша задача – научиться выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного рассказа, поделиться своими впечатлениями. Хочется пожелать, чтобы урок стал уроком настроений, открытий, раздумий и доброты. Помогать нам будут прекрасная музыка и ваши картины.

– Как вы понимаете значение слова “эпиграф”?

(Эпиграфэто цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия перед текстом. Эпиграф помогает лучше выразить, раскрыть тему. Чаще его подбирают в широкой теме.)

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом американского писателя Шэла Сильверстейна “Щедрое дерево”. На основе этого произведения мы будем учиться писать сочинение.

– Какие чувства вызвал у вас рассказ “Щедрое дерево”?

( – Грустные, потому что мальчик все брал у яблони, но ничего не давал взамен.

Мне кажется, что яблоня – это мама, которая никогда ничего не пожалеет для своего ребенка.

Счастливой оказалась яблоня, так как мальчику отдала все, что у нее было.

– Яблоня умела чувствовать, жалеть и заботиться. )

3. Определение жанра и стиля сочинения.

Итак, “Щедрое дерево” – текст, докажите это.

(Текст – сочетание (группа предложений), расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения здесь связаны общей темой – взаимоотношения яблони и мальчика. В тексте представлен диалог между яблоней и мальчиком, использованы местоимения, союзы, прямой порядок слов.)

Читайте также:  Чем подкормить весной старую яблоню

– Есть ли у текста название?

<“Щедрое дерево”. Название текстаэто своеобразная “входная дверь” письменного текста, рождает догадку о том, что будет дальше, вызывает различные вопросы и предположения)

Назовите тип речи, стиль речи.)

(Тип речи – повествование с элементами рассуждения. Примеры из текста. Стиль речи – художественный. Это рассказ – сказка, есть автор, название. Использованы вопросительные и восклицательные предложения, лексика, эмоционально-окрашенные слова. Примеры из текста)

Какую лексику использует автор?

(Общеупотребительная лексика, много исконно русских слов, например, дом, лес, щедрое и др.)

– Какие изобразительные средства употребляет автор?

(Олицетворение –яблоня вздохнула, была счастлива, загрустила и др.; сравнение – венок надевал, как корону; метафора – щедрое дерево.)

– На сколько частей можно разделить текст? (На пять.)

– Какая фраза повторяется в конце каждой части?

(И она была счастлива)

4. Анализ и корректирование материалов рассредоточенной подготовки, проведенной дома и в классе.

Давайте восстановим в памяти этот текст и послушаем “Лунную сонату” Бетховена. Чтение текста по ролям.

5. Составление плана текста, запись на доске и в тетрадях.

  • ( Дружба маленького мальчика и яблони.
  • Мальчик стал взрослым, ему понадобились деньги. Яблоня отдала свои яблоки.
  • Яблоня долго грустила. Мальчик срубил ее ветки и построил себе дом.
  • Мальчик построил лодку из ствола яблони.
  • От яблони остался старый пень. Но она счастлива, потому что мальчику–старику можно на пне отдохнуть.) Вариантов плана может быть несколько.

6. Подбор рабочих материалов. Языковая подготовка:

а) словарная работа, индивидуальная работа по карточкам. Здесь же происходит орфографическая подготовка.

(Например, работами с орфограммами “Чередование корней”: подр. стал, выр. с, подросток, выросший, взб. ратъся, соб. рал. “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением”: прих. дж, к. р. тала, хотелось, развлечений, л. сного и т.д.)

б) работа над образными средствами языка.

7. Работа с текстом.

– Назовите героев рассказа. – Мальчик и яблоня.

– Какой частью речи являются эти слова и что обозначают? – Имена существительные.

– Чем отличаются друг от друга?

– Мальчик – кто? – одушевленное существительное Яблоня – что? – неодушевленное существительное

– На самом деле живого больше у яблони (дерева), чем у человека (мальчика).

– Кто из них вызывает у вас особые симпатии и почему.

(Конечно, яблоня, она как добрая, заботливая мама заботилась о своем мальчике. Отдала свои яблоки, ветки, ствол, даже пень пригодился. Так каждая мама отдает своим детям личное время, свое здоровье, свою душу, работает не покладая рук, чтобы дети ни в чем не нуждались.)

На столе у вас приготовлены карточки со словами. Какие из данных понятий вы можете отнести к характеристике яблони? Какие только к мальчику? Объясните.

– Какие понятия объединяют и мальчика, и яблоню. Докажите.

Характер
душа
Развитие
молодость
старость
желание дружба помощь
забота
чувствовать
ощущать
сочувствие
сопереживание
сострадание
щедрость
бескорыстие
доброта любовь
нетерпеливость осторожность умеренность эгоизм/ст
верность прощение счастье память
одиночество тосковать

(Учащиеся объясняют происхождение слов, а также распределяют их по группам. Например, душа (общеслав.) – внутренний мир человека. У яблони была добрая, щедрая душа. Забота (искон. рус.)внимание, беспокойство за кого-нибудь. Яблоня была как заботливая мама. Эгоизм (иностр.)себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других. Это слово отнесем к мальчику.)

Работа с иллюстрациями.

Проверка индивидуальных заданий.

Слова-магниты. Эпитеты к слову “яблоня” +, к слову “мальчик” –.

+ добрая, щедрая, верная, надежная, терпеливая, бескорыстная.

– нетерпеливый, себялюбивый, одинокий.

– Ребята, чем отличаются характер, душа, желание, молодость, старость, одиночество яблони и мальчика?

– О чем говорит название “Щедрое дерево”?

– Кто был по-настоящему счастлив в этом рассказе?

– Чье счастье оказалось сиюминутным, а чье было постоянным?

– Чем вы можете подтвердить?

Дети читают домашние заготовки, пословицы о счастье, о дружбе.

(Большой вырос, а ума не вынес. Мудрость в голове, а не в бороде. Вдвоем легче, чем в одиночку. Друзья познаются в беде. Доброе братство – дороже богатства. Легко найти счастье, а потерять его и того легче. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. Детство – зелено, молодость – храбра, старость – мудра.)

Объяснение домашнего задания: написать сочинение. Темы по выбору: “Добрая душа”, “Советы–пожелания мальчику”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Письмо мальчика яблоне”.

На фоне музыки Шуберта звучит стихотворение Е. Евтушенко “Метаморфозы”.

Вывод: Одному человеку нелегко. Ему нужен настоящий друг: добрый, верный, готовый на все ради другого. Если у тебя есть такой друг, береги его, защищай его. Учись быть щедрым, бескорыстным, ведь жизнь дана на добрые дела.

В.А. Синицын. “Путь к слову”. Изд–во АО “Столетие”, М., 1996.

Детство – это село Краснощеково,
Несмысленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
Но Беззлобино, но Чистоглазово.

Юность – это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
Ну, а если немножко Невеждино, –
Все равно оно Невеждино, –
Все равно оно Обещаньино.

Зрелость – это село Разделово:
Либо Схваткино, либо Пряткино,
Либо Трусово, либо Смелово,
Либо Кривдино, либо Правдино.

Старость – это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
И – не дай нам бог – Одиноково.
Е. Евтушенко

Жила в лесу дикая яблоня .
И любила яблоня маленького мальчика.
И мальчик каждый день прибегал к яблоне,
Собирал падавшие с нее листья,
Плел из них венок, надевал его, как корону
И играл в лесного короля.
Он взбирался по стволу яблони
И качался на ее ветках.
А потом они играли в прятки,
И когда мальчик уставал,
Он засыпал в тени ее ветвей.
Но шло время и мальчик подрастал, и все чаще
Яблоня коротала дни в одиночестве.
Как-то раз пришел мальчик к яблоне.
И яблоне сказала:
– Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках,
поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

– Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. – Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты мне можешь их дать?

– Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет денег, одни только листья и яблоки.

Возьми мои яблоки, и унес их с собой.

И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго не приходил, и яблоня загрустила.

И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.

Иди скорей сюда, малыш! – воскликнула она. – Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. – Мне хотелось бы иметь семью, завести детей.

Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

– Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет дома. Мой дом – вот мой лес. Но зато у меня есть ветки.

Сруби их и построй себе дом.

И ты будешь счастлив.

И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом.

И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго-долго не приходил.

А когда появился, яблоня чуть не онемела от радости.

Иди сюда, мальчик, – прошептала она, – поиграй со мной.

Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, – ответил мальчик. – Я хотел бы построить лодку и уплыть на нее далеко-далеко.

Но разве ты мне можешь дать лодку?

– Спили мой ствол и сделай себе лодку, – сказала яблоня. – И ты можешь уплыть на ней далеко-далеко.

И ты будешь счастливым.

И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко.

И яблоня была счастлива.

Прошло много времени.

И мальчик снова пришел к яблоне.

Прости, мальчик, – вздохнула яблоня. – Но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

На что яблоки? – ответил мальчик. – У меня почти не оказалось зубов.

У меня не осталось ветвей, – сказала яблоня. – Ты не сможешь посидеть на них.

Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, – ответил мальчик.

У меня не осталось ствола, – сказала яблоня. – И тебе не по чему больше взбираться вверх.

Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, – ответил мальчик.

Прости, – вздохнула яблоня, – мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось.

Я теперь только старый пень. Прости.

А мне теперь много и не нужно, – ответил мальчик. – Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

Ну что ж, – сказала яблоня, – старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.

Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/522058

Читайте также:  Как посадить саженцы с открытой корневой системой
Оцените статью