Сбережем_лес_от_огня

Берегите лес от огня!

Прекрасные леса украшают территорию нашего края. Лес – это источник жизни, бесценная кладовая природы. Но у него есть коварный враг, от которого он беззащитен – это огонь. В большинстве случаев причиной лесных пожаров является беспечность тех, кто приходит в лес не рачительным и бережливым хозяином, а равнодушным человеком, пренебрегающим правилами пожарной безопасности в лесу.

Лесной пожар – это неуправляемое горение растительности, распространяющееся по лесной территории. Лесные пожары справедливо считаются одним из крупнейших по охвату территорий стихийных бедствий: они приносят огромные экономические потери, уничтожают флору и фауну, травмируют и убивают людей.

Собственно лесные пожары бывают двух видов: низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники, а деревья, в основном, остаются нетронутыми, и верховые, при которых сгорает весь лес.

Основным виновником лесных пожаров является человек – его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха. Большинство пожаров возникает в местах отдыха, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты.

Лесной пожар легко потушить только на начальной стадии развития, когда начинает тлеть окружающая лесная подстилка, загорается мох и лишайник. Захлестывание кромки пожара – самый простой и вместе с тем достаточно эффективный способ тушения слабых и средних пожаров. Для этого используются пучки ветвей длиной 1-2 м или небольшие деревья, преимущественно лиственных пород. Группа из 3-5 человек за 40-50 минут может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1000 м. В тех случаях, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом.

Но когда огонь уже разгорелся и наступает на лес широким фронтом, загораются деревья, потушить пожар очень сложно, иногда практически невозможно. Если вы оказались вблизи очага пожара, немедленно предупредите всех находящихся поблизости людей и постарайтесь покинуть опасную зону. Выходить нужно на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоему. Двигаться следует перпендикулярно к направлению распространения огня. Если обстоятельства мешают вам уйти от огня, войдите в водоем или укройтесь на открытой поляне, накрывшись мокрой одеждой. Дышать нужно воздухом возле земли (он мене задымлен), прикрывая рот и нос марлевой повязкой или мокрой тряпкой. После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в местную администрацию, лесничество, а также живущим там людям. Часто единственной безопасной зоной являются выгоревшие участки, если только это не торфяники. Учитывайте, что огонь продвигается как по ветру (быстро), так и против него (медленнее), а вверх по склону гораздо быстрее, чем вниз.

Читайте также:  Высокие_деревья_лиственного_леса

Одни из самых опасных пожаров – торфяные. Сами по себе торфяные болота горят нечасто и выгорают на небольшую глубину, но если загорается осушенное болото, потушить его практически невозможно. При горении торфа и корней растений существует угроза возникновения подземных пожаров, распространяющихся в разные стороны. Способность торфа самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой представляет большую опасность. На торфяном пожаре следует опасаться прогаров. Их можно опознать по пожухлой траве, струйкам дыма из земли. Не следует приближаться к горящей торфяной кромке, не удостоверившись в отсутствии выгоревших полостей под землей. Перемещаться следует с осторожностью, прощупывая почву перед собой длинной палкой, желательно страховаться веревкой. Торфяные пожары тушат перекапыванием горящего торфа с поливкой водой.

На тушение природных пожаров тратятся огромные средства. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Именно неосторожность и беспечность людей – главные причины всех тех бедствий, которые приносят пожары.

— разводить костер в густых зарослях и в хвойном молодняке, под низко свисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур;

— оставлять в лесу самовозгораемые материалы: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в ясную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность;

Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Лесные пожары 2010 года дали толчок развитию добровольной пожарной охраны в России. Именно добровольцы из числа местных жителей в случае возникновения пожара могут быстро прибыть к месту возгорания и приступить к тушению пожара до того, как он примет угрожающие масштабы. Кроме этого силами членов добровольных пожарных формирований и местного населения может проводиться патрулирование с целью профилактики возгораний.

Пожарная безопасность лесов не является исключительной прерогативой МЧС России. В соответствии со статьями 51, 81-84 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров на землях лесного фонда осуществляется органами управления лесами субъектов Российской Федерации. Лесной фонд образуют все леса за исключением расположенных на землях обороны, городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. За борьбу с пожарами на землях обороны и безопасности отвечает Минобороны РФ, на землях особо охраняемых природных территорий – Минприроды РФ.

В соответствии со статьей 53.8 Лесного кодекса РФ, работы по охране лесов от пожаров выполняются специализированными государственными учреждениями, подведомственными органам управления лесами, а при отсутствии таких учреждений — организациями, выигравшими конкурс (аукцион) на проведение этих работ.

Читайте также:  Карта_схема_противопожарного_обустройства_лесов

В соответствии с частью 2 статьи 52 Лесного кодекса РФ, под лесными пожарами понимаются пожары в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий. Пожары в остальных лесах, включая леса и лесополосы на землях сельскохозяйственного назначения, промышленности и транспорта, городские леса и т.д., не считаются лесными пожарами в понимании Лесного кодекса РФ, и нормы лесного законодательства, относящиеся к тушению лесных пожаров, на них не распространяются. МЧС России отвечает за тушение пожаров, в том числе лесных и торфяных, вне земель лесного фонда, лесов на землях обороны и безопасности и лесов на землях особо охраняемых природных территорий.

Источник

Экологический проект «Берегите лес от огня»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Прекрасные леса украшают территорию нашего края. Лес – это источник жизни, бесценная кладовая природы. Но у него есть коварный враг, от которого он беззащитен – это огонь. В большинстве случаев причиной лесных пожаров является беспечность тех, кто приходит в лес не бережливым хозяином, а равнодушным человеком, пренебрегающим правилами пожарной безопасности в лесу. Лесной пожар – это неуправляемое горение растительности, распространяющееся по лесной территории. Лесные пожары справедливо считаются одним из крупнейших по охвату территорий стихийных бедствий: они приносят огромные экономические потери, уничтожают флору и фауну. На тушение природных пожаров тратятся огромные средства. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах. Именно неосторожность и беспечность людей – главные причины всех тех бедствий, которые приносят пожары.

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Аленушка» с. Шепси

муниципального образования Туапсинский район

Разработала воспитатель Иванова Е.Б.

Экологический проект

Тема: «Берегите лес от огня!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По содержанию: ребенок и охрана окружающей среды.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста– педагог – родители.

По количеству участников: коллективный (групповой).

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный.

Проблема: Прекрасные леса украшают территорию нашего края. Лес – это источник жизни, бесценная кладовая природы. Но у него есть коварный враг, от которого он беззащитен – это огонь. В большинстве случаев причиной лесных пожаров является беспечность тех, кто приходит в лес не бережливым хозяином, а равнодушным человеком, пренебрегающим правилами пожарной безопасности в лесу. Лесной пожар – это неуправляемое горение растительности, распространяющееся по лесной территории. Лесные пожары справедливо считаются одним из крупнейших по охвату территорий стихийных бедствий: они приносят огромные экономические потери, уничтожают флору и фауну. На тушение природных пожаров тратятся огромные средства. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах. Именно неосторожность и беспечность людей – главные причины всех тех бедствий, которые приносят пожары.

Читайте также:  Где_можно_продать_малину

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей действительности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект. Расширяя знания детей о лесных пожарах, о причинах их возникновения и последствиях, о соблюдении мер безопасности, анкетируя родителей по данному вопросу, выяснилось, что дошкольникам интересна данная проблема. Чтобы ответить на недетские вопросы и попытаться найти решение в этой сложной ситуации, я разработала проект «Берегите лес от огня!».

Цель проекта: сформировать у детей знания о пожарной безопасности в природе.

2. Закрепить знания о пользе леса.

3. Познакомить детей с причинами возникновения лесных пожаров.

4. Познакомить детей правилами пожарной безопасности в лесу.

5.Сформировать начальные представления детей о негативном воздействии лесных пожаров на окружающую среду, об опасности, которую они несут для жизни человека и живых организмов.

6. Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях.

Задача этапа : анализ ситуации, изучение проблемы, определение основных целей проекта.

1. Подбор детской художественной литературы для чтения детям. Подбор дидактических игр по пожарной безопасности. Подбор видеоматериала по пожарной безопасности. Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.

2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Берегите лес от огня!».

3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта, разработка сценариев мероприятий.

Задача этапа : создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

1.Познакомить детей с проблемой лесных пожаров.

2.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения. 3.Создать мультимедийную презентацию «Природа – наш общий дом». 5.Разработать консультацию и газету для родителей «Прикоснись к природе сердцем». 6.Подготовка родителей к участию в проекте.

III этап – практическая деятельность

Задачи этапа : формирование основ экологического образования. элементарных экологических знаний и представлений детей и экологической культуры всех участников проекта через проведение следующих форм деятельности:

  • анкетирование родителей (приложение 1);
  • показ мультимедийных обучающих презентаций, видеороликов, мультфильмов по теме проекта;
  • познавательное чтение;
  • познавательно-исследовательская деятельность (опыты и эксперименты);
  • тематический день «Огонь- друг или враг?»;
  • игровая деятельность (экологические, подвижные, дидактические игры);
  • проведение экологической акции с участием детей, родителей и педагогов «Разведем и погасим огонь правильно».
  • выпуск экологический газеты;
  • организация конкурса плакатов «Не играй с огнем!», сделанных детьми и родителями».

Перспективный план реализации проекта

Источник

Оцените статью