- Саврасов картины весна огороды
- Весна в живописи
- Описание картины Алексея Саврасова «Весна. Огороды»
- Описание картины алексея саврасова «весна. огороды» описание картины, анализ, сочинение
- Алексей Саврасов и его картины в пермской художественной галерее
- Саврасов Алексей Кондратьевич
- Весна. Огороды
- Сколько раз Алексей Саврасов переписывал «Грачей»?
Саврасов картины весна огороды
САВРАСОВ АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ
1830, Москва – 1897, там же
ВЕСНА (ОГОРОДЫ) .1893
Холст, масло. 60,5 х 76
А.К.Саврасов явился одним из основателей русского реалистического пейзажа. Он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем стал сам преподавать в училище. У него было много учеников и последователей. Левитан, один из талантливейших учеников мастера писал: «Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта».
Типичные «саврасовские мотивы» – характерный среднерусский пейзаж с веснами, так любимыми Саврасовым, весенней распутицей и пробуждением природы — находим и в одной из самых проникновенных картин пермской коллекции «Весна.Огороды». Она написана в поздний период творчества художника, когда он был болен и уже обречен. Но это истинный шедевр мастера, не уступающий его знаменитой картине «Грачи прилетели».
Пейзаж рассказывает о сельском бытии, о русских бесконечных пространствах и далях, о весеннем пробуждении. Мотив очень скромный: низкорослые, искривленные дерева, чахлые кусты, весенняя распутица, сельская изгородь, куры. Но здесь – красота пробуждения, поэзия ранней весны, теплое чувство родного и Родины, созвучные русской душе. Прозрачность живописи, поэтическая мягкость колористического строя наделяют простой мотив одухотворенной возвышенностью.
Источник статьи: http://permgallery.narod.ru/index/savrasov_a_k_vesna_ogorody_1893/0-52
Весна в живописи
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Дворик. Весна.».
1853.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весна. Грачи прилетели».
1872.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весенний день».
1873.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Вид на Московский Кремль. Весна.»
1873.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весна».
1874.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Скоро весна».
1874.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Начало весны».
1876.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Домик в провинции. Весна».
1878.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весна».
1870-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весна».
Конец 1870-х — начало 1880-х.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весна».
1883.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весна. На большой реке».
1880-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весенний пейзаж».
1880-1890-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весенний пейзаж. Ростепель.».
1880-1890-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весна».
1880-1890-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весна. Провинциальный дворик».
1880-1890-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весна. Огороды.».
1893.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весенний пейзаж с избой».
1890-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Повеяло весной».
1890-е.
Источник статьи: http://aria-art.ru/0/V/Vesna%20(A.%20Savrasov)/1.html
Описание картины Алексея Саврасова «Весна. Огороды»
Картина выдающегося мастера пейзажной живописи, А. К. Саврасова, написана в 1893 году и относится к несомненным шедеврам русского изобразительного искусства XIX века. Отличительной чертой манеры письма живописца являлось стремление к предельной реалистичности изображаемого.
Его полотна поражают искренностью, трепетной любовью к окружающему миру. Саврасов не стремится «раскрасить» полотно, чтобы понравиться зрителю, усладить яркими красками или занимательным сюжетом — ему дорога и близка родина без прикрас.
Картина «Весна. Огороды» полностью соответствует художественным принципам автора.
Полуразвалившийся под снежным напором плетень, несколько хилых деревцев и невысокие кустарники в низине приближены к зрителю и составляют передний план холста. В небольшом овражке еще не растаял снег, однако наступающее тепло уже образовало на поверхности небольшие лужицы талой воды.
На возвышенности снег сошел полностью, и влажная земля жадно подставляет подсыхающие поля первым весенним ветрам. Наступающему потеплению радуется домашняя живность — несколько кур деловито роются в оттаявшей земле на склонах пологого оврага, собираясь поживиться первой весенней добычей.
В центральной части полотна, в отдалении, художник изобразил крестьянский двор. От домика, сиротливо стоящего посреди пустующего пространства, видна только крыша. Из трубы идет жиденький дымок — видимо, запас дров закончился и обитателям приходится согревать жилище чем придется. Поблизости от жилья виднеется лесополоса — такой посадкой крестьяне защищали посевы от ветров.
Поодаль виднеется небольшое строение, похожее на небольшую церквушку или колокольню, коих во множестве было разбросано по необъятным российским просторам.
В верхней части холста небо затянуто густыми серыми, плотно нависшими над землей облаками, однако вдали, по их краю робко пробиваются первые весенние лучи солнца. Грядущее обновление всего живого уже близко, темнота и стужа отступают, природа просыпается от зимней спячки. Совсем скоро придет долгожданное тепло и жизнь вновь засияет яркими красками.
Показывая своим пейзажем малообитаемое большое пространство, Саврасов своей картиной подчеркнул необъятность родных российских просторов, их вольную ширь и бескрайность.
Картину в исходном варианте можно увидеть в Государственной художественной галерее Перми.
Год написания картины: 1893.
Размеры картины: 105 x 154 см.
Техника написания: масло.
Галерея: Пермская государственная картинная галерея, Пермь, Россия.
Источник статьи: http://opisanie-kartin.ru/savrasov-aleksej/vesna-ogorody/
Описание картины алексея саврасова «весна. огороды» описание картины, анализ, сочинение
«Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь — значит пейзаж дрянь.»(Саврасов А.К.)
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи.
Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния.
В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский «видописец» К. И. Рабус.
На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии.
За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья».
В юношеских произведениях Саврасова — «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) — сказалось внешнее влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.
Вид Москвы с Воробьёвых гор.1848г
Вид Кремля в ненастную погоду.1851г.
Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.
Вид в окрестностях Ораниенбаума.
Морской берег в окрестностях Ораниенбаума»,1854г.
Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.
В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.
В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства.В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в том числе и П. М. Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское общество.
В браке родилось четверо дочерей. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера и Евгения . В конце 1870-х годов брак распался.
Особенно дружен был А. К. Саврасов с В. Г. Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок. В. Г. Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине «Волга под Юрьевцем», Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».
«Волга под Юрьевцем»,
Значительный этап в творческом развитии художника представляет картина «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859, . Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягкий солнечный свет, озаряющий подмосковную долину..
Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника «стремлением к правде и самостоятельности».
Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена
- Озеро в горах Швейцарии
- Швейцарский вид
- Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств.
- Лосиный остров 1869г.
Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы».
Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей.Ясный летний день.На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне.
Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.
Картина»Лосиный остров» относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.
В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.
Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» 1871,
Это одно из самых больших полотен художника и первый из известных его волжских пейзажей. Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.
В широкую панораму пейзажа естественно вписаны дома слободки с садами, зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем — возвышающийся белокаменный монастырь. Природа и человек в картине едины.»Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», — пишет художник П. М. Третьякову. Одна за другой появляются картины:
- «Волга под Юрьевцем» 1871,
- «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) и, наконец,
- «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.
«Пейзаж „Грачи прилетели» есть лучший, и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И. И. (Шишкин. — О. И.). Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах»», — писал И. Н. Крамской Ф. А. Васильеву. Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ Костромы.
Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.
Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц.
Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда.
Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.
«Какая простота! — писал И. И. Левитан. — Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».
Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина «Грачи прилетели» способствовала успеху Первой передвижной выставки.
С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок.
В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей — «Проселок» (1873, ГТГ), «Радуга» (1875, ГРМ), в других — взволнованной, поэтически приподнятой — «Вечер. Перелет птиц» (1874, Одесская картинная галерея).
В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: «Лунная ночь. Болото» (1870, ГТГ), «Закат над болотом» (1871, ГРМ).
В начале 1880-х женился во второй раз на Евдокии Матвеевне Моргуновой, с которой прожил до конца жизни. В этом браке у Саврасова родились ещё двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.Сын Алексей стал художником.
Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен «Могилы над Волгой» (1874, частное собрание).
Могилы над Волгой 1874.
В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них — «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж» (частное собрание), «Северная деревня», «Весна. Огороды» (1883, Пермская гос. художественная галерея).
Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.
Его ученик И. И. Левитан писал: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
- ГАЛЕРЕЯ КАРТИН:
- Аллея.
- Берег реки.
- Весна.
- Весна.
- Дорога в лесу.
Зимний пейзаж .Москва.
- Гибель корабля в море.
- Домик в провинции.
- В парке.
Алексей Саврасов и его картины в пермской художественной галерее
Главная страница » Культура » Картины Алексея Саврасова в пермской галерее
Алексей Саврасов – один из самых талантливых русских живописцев второй половины XIX века. Любителям русской живописи он известен как автор живописнейших пейзажей, в которых он воспевает любовь к родному краю.
Картины Саврасова не имеют ярких красок или богатого сюжета. Но рисуя суровую русскую природу, он смог показать тихое очарование родной природы.
Любовь к родным местам – длинная нить сюжетов картин Саврасова, в монотонности которых мы можем увидеть тонкую струну вечной красоты природы.
Алексей Саврасов. Фото 70-х годов XIX века.
Алексей Саврасов известен как автор работы «Грачи прилетели». Это работа, созданная в 1871 году, стала важной вехой в развитие всей русской живописи. Эта картина выдвинула Алексея Кондратьевича в ряды лучших «певцов» русского пейзажа.
К сожалению, множество других гениальных творений мастера остаются в тени его самого известного произведения. А зря.
Так, в пермской художественной галерее выставлена еще одна работа Саврасова, которая по своей выразительности даже превосходит знаменитые «Грачи прилетели».
“Грачи прилетели”. Самое известное полотно Алексея Саврасова
Картина Алексея Саврасова «Весна. Огороды» выставлено в рамках коллекции русской живописи XIX века. Она написана в 1893 году, последние годы жизни художника. К тому времени Саврасов страдал от запоев и практически забросил живопись. Картина стала одним из прощальных произведений мастера.
В ней мы можем почувствовать сильные переживания мастера и его тяжелое душевное состояние. Однако, несмотря на мрачный настрой, можно заметить небольшие синие проблески на сером небосводе.
Так же, в один из таких проблесков жизни Алексей Саврасов создал это невероятно сильное и трагичное полотно.
Картина “Весна. Огороды” из собрания пермской художественной галереи
В постоянной экспозиции картинной галереи в Перми выставлено только одно полотно Саврасова. Однако в запасниках хранится еще одно произведение – «Северная деревня».
Широкой публике об этом произведении стало известно в 1966 году, когда была выпущена серия открыток с пейзажами Саврасова. «Северная деревня» – нетипичное для художника произведение. Созданное в 80-е годы XIX века картина показывает закат на фоне русской деревни.
Это нетипичное для Саврасова произведение – такое большое количество ярких и теплых красок нехарактерно для работ Алексея Кондратьевича.
Картина “Северная деревня”
Обе картины попали в пермскую художественную галерею в 20-е годы. Так, картина «Весна. Огороды» сначала была в частных коллекциях, после революции она попала в государственный музейный фонд, из которого и перешла в собрание пермской галереи.
Можно с уверенностью сказать, что это прекрасное полотно – одно из лучших пейзажей русской деревни, представленное в провинциальной галерее.
Обязательно посетите пермскую художественную галерею, чтобы познакомиться с одной из лучших картин Алексей Кондратьевича Саврасова.
Саврасов Алексей Кондратьевич
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 — 1897)
Родился в семье московского купца третьей гильдии. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния.
В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский «видописец» К. И. Рабус.На средства И. В.
Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии.
За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья».Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы.
В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова. В юношеских произведениях Саврасова — «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) — сказалось внешнее влияние романтизма.
Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.
) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.
- Источник
- Winter road. 1870
- Winter. Late 1870 — early 1880
Winter landscape. Rime. 1870
В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства.
В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в том числе и П. М. Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское общество.Особенно дружен был А. К. Саврасов с В. Г. Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок. В. Г.
Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине «Волга под Юрьевцем», Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».Значительный этап в творческом развитии художника представляет картина «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859, Гос.. художественный музей Латвийской ССР). Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения.
Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягкий солнечный свет, озаряющий подмосковную долину.
Winter landscape. 1871 Forest of frost. 1890
- Печерский монастырь у Нижнего Новгорода.
- Монастырские ворота
Moonlit Night. Swamp. 1870
Для русского искусства 60-е годы прошлого столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли.Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: «Вид в селе Кунцево» (1855, ГТГ), «Вечерний пейзаж» (1861, Гос.
художественный музей Латвийской ССР), «Сельский вид» (1867, ГТГ).Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии.
Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника «стремлением к правде и самостоятельности».Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств.
Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы». Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей.Ясный летний день.На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне.
Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Картина»Лосиный остров» относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.
Evening. The flight of birds. 1874
- Dubky. 1850
- Ночка.
- Fire in the forest. 1883
- Грачи прилетели.
В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871, Горьковский гос. художественный музей) — одно из самых больших полотен художника и первый из известных его волжских пейзажей.
Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.В широкую панораму пейзажа естественно вписаны дома слободки с садами, зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем — возвышающийся белокаменный монастырь.
Природа и человек в картине едины.»Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», — пишет художник П. М. Третьякову.
Одна за другой появляются картины «Волга под Юрьевцем» (1871, местонахождение неизвестно), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) и, наконец, «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.
«Пейзаж „Грачи прилетели» есть лучший, и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И. И. (Шишкин. — О. И.). Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах»», — писал И. Н. Крамской Ф. А. Васильеву.
Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ Костромы.Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.
Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда.
Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.»Какая простота! — писал И. И. Левитан. — Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу». Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина «Грачи прилетели» способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок.
- Swiss landscape with horses. Not later than 1867
- Chumaky. 1854
- Рыбаки на Волге.
- Landscape with a church. 1885
- Landscape with a boat. 1860
Thaw. Yaroslavl. 1874
Autumn forest. Kuntsevo. Cursed place. 1872
- Elk Island
- Лосиный остров в Сокольниках
Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств.
В пейзаже «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливы рек, подобные морям».В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей — «Проселок» (1873, ГТГ), «Радуга» (1875, ГРМ), в других — взволнованной, поэтически приподнятой — «Вечер. Перелет птиц» (1874, Одесская картинная галерея).
В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: «Лунная ночь. Болото» (1870, ГТГ), «Закат над болотом» (1871, ГРМ).Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен «Могилы над Волгой» (1874, частное собрание).
В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них — «Рожь» (1881, ГТГ), «Зимний пейзаж» (частное собрание), «Северная деревня», «Весна. Огороды» (1883, Пермская гос. художественная галерея).
Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.Его ученик И. И.
Левитан писал: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
- Moonlit Night in the Country (Winter Night). 1869
- Летний день за Волгой.
- Вечер.
Sunset over the marsh. 1871 view around Oranienbaum. 1854
- Летний день.
- Новодевичий монастырь.
- Распутица.
Несмотря на кажущуюся простоту и доступность, творчество Саврасова сложно, глубоко и доступно пониманию далеко не каждого. Показательно, что даже известный русский критик и искусствовед А.Н.
Бенуа назвал Саврасова «художником-неумехой, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину (Грачи прилетели)». Несмотря на такую жестокую критику, Алексей Саврасов уже второй век остается одним из любимейших русских художников, картины которого хранятся в сердце каждого русского человека.
Глядя на саврасовские пейзажи, мы чувствуем хрупкую и нежную душу, которой обладал этот могучий и рослый на вид художник.
Winter landscape. Moscow. 1873
Весна. Огороды
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Алексея Саврасова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Алексея Саврасова на натуральном холсте.
Алексей Кондратьевич Саврасов уже к 12 годам самостоятельно научился неплохо рисовать и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображением романтических мотивов наподобие бури на море или извержения вулкана, которые недорого охотно раскупались в Замоскворечье.
В 14 лет поступил в Московское училище живописи и ваяния, но отец, торговец галантерейными товарами, хотел видеть его помощником в купеческом деле. Из-за протестов отца и болезни матери Алексею пришлось оставить учебу.
О необыкновенных способностях Саврасова к живописи узнал обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Лужин. Благодаря ему и преподавателю училища Карлу Рабусу в 1848 году Алексей смог продолжить образование в пейзажном классе. В том же году он был отмечен как ученик, «представивший лучшие эскизы».
В следующем году на средства мецената Лихачева он оправился на Украину, где написал несколько картин, восторженно принятых критиками.
А еще через год он уже получил звание художника за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», его мастерство признали зрелым для завершения обучения.
- В 1854 году на выставке в Московском училище живописи и ваяния великая княгиня Мария Николаевна, обратив внимание на незаурядность художника, приобрела его картину «Степь с чумаками вечером» и предложила поработать для написания видов с натуры в ее резиденции между Петергофом и Ораниенбаумом.
- Исполненные там картины оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика.
- Одну из работ двумя годами позже приобрел Павел Третьяков и, таким образом, картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» стала одним из первых экспонатов его прославленной коллекции.
В 1857 году Саврасов женился на Софье Карловне Герц. Тогда же ему было предложено сменить умершего Рабуса на должности руководителя пейзажного класса училища, которое он еще недавно закончил. Большую роль играл Саврасов в Обществе любителей Художеств, секретарем которого был известный искусствовед Карл Герц, брат его жены, ставший Саврасову не только родственником, но и другом.
- В 1862 году на средства Общества любителей художеств художнику предоставили возможность поехать в Лондон на Всемирную выставку и посетить Данию, Францию, Швейцарию.
- Его европейские пейзажи отличаются достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма.
- Вернувшись, он много работал в окрестностях родного города, «исследовал» с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево.
- В 1869 году был издан учебник рисования для Московского училища живописи и ваяния, над которым Саврасов работал вместе с Пукиревым.
- «Подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника, изучающего русский пейзаж» были выполнены Саврасовым.
С начала 1870-х годов в творчество художника вошли новые темы и образы. Он постоянно совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление.
- Особенно масштабна картина «Волга под Юрьевцем», за которую Алексей Кондратьевич весной 1871 года был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств.
- С Поволжьем было связано и создание главной картины Саврасова «Грачи прилетели».
- Несмотря на то, что в феврале 1871 года умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена, и Саврасов был переполнен горестными переживаниями, весной 1871 года под влиянием «врачующего простора», красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине «Грачи прилетели».
Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской. Наконец, в конце 1871 года картина «Грачи прилетели» предстала перед посетителями первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей и членом правления которого стал Саврасов.
Мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность.
Семидесятые годы 19 столетия стали для Саврасова периодом высшего творческого расцвета. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и «Грачами» новое важное знание о жизни и живописи, он создал в это десятилетие множество замечательных пейзажей, заражая своим вдохновением и своих воспитанников по Училищу живописи, ваяния и зодчества.
К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Он реже выставлялся. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь.
Особенно усугубился трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он был уволен из училища и, лишенный казенной квартиры, житейски неустроенный, оказался в стороне от художественной жизни. Он начал пить.
Сохранилось немало свидетельств постепенного превращения интеллигентнейшего, деликатнейшего живописца в почти безвольного алкоголика, отдающего написанные не всегда верной рукой пейзажи чуть ли не за штоф «горячительной».
К началу 1890-х годов Саврасов сменил немало временных пристанищ. Он жил в самых дешевых меблированных комнатах, гостиницах и чуть ли не в трущобах. У него появилась новая гражданская жена, Евдокия Михайловна Моргунова, дети. Семья жила впроголодь. Старые друзья, в частности Третьяков, старались помочь художнику, но без особых результатов.
Но до конца своего жизненного и творческого пути Саврасов был по-прежнему чуток к красоте природы.
Конечно, среди его работ 1880-1890-х годов есть немало скороспелых, для заработка написанных пейзажей, но он создавал и новые замечательные произведения.
В последние годы жизни Саврасов, прекрасный рисовальщик, особенно много и успешно работал в графике. В 1894 году при содействии близких ему людей был издан альбом рисунков, приуроченный к пятидесятилетию творческой жизни художника.
При всем драматизме личной судьбы Саврасова последние годы его жизни стали и порой торжества художественных идей мастера. Когда осенью 1897 года Алексей Кондратьевич умер, его любимый ученик и продолжатель Левитан опубликовал в газете заметку «По поводу смерти А.К.
Саврасова», в которой говорилось: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов… С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Алексея Саврасова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Сколько раз Алексей Саврасов переписывал «Грачей»?
Постоянные прогулки привели к тому, что Алексей знал каждый уголок в родном городе. Ему нравилось Замоскворечье с его стариной, многочисленные улочки, в которых незнакомцу было легко заблудиться.
Однажды Саврасов-младший понял для себя: эту красоту да на полотно! Попробовать передать те чувства, которые его переполняют при наблюдении багряного заката. Или красивой радуги, которая зависла после майской грозы над величественными куполами Кремля.
Словом, он уговорил отца купить ему все необходимое для работы.
К удивлению отца, у Алексея получалось очень даже неплохо. Он умел выхватить главное и точно передать его в четких мазках.
То, что он не обделен талантом чувствовалось сразу, а потому москвичи и гости столицы расхватывали пейзажные работы юного Саврасова, как «горячи бублички», едва делался последний штрих.
Это приносило какой-никакой доход, а потому Кондратий Саврасов к тому моменту, когда нужно было определяться с дальнейшей судьбой сына, не стал противиться тому, что Алексей собрался поступать в Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества.
Несмотря на ранний возраст (Саврасову тогда было всего 14 лет), талантливого парнишку взял к себе в класс сам Карл Иванович Рабус, обрусевший немец, прекрасный пейзажист, получивший в 1827 году за картину «Вид Гурзуфа в Крыму» звание академика.
Рабус был очень терпеливым педагогом, и «ставил кисть» неторопливо, основательно, стараясь приучить своих учеников к тому, что хороший художник должен работать на мелочах, на том, мимо чего нелюбопытный глаз, как правило, проходит.
Судьба вознаградила Карла Ивановича: два его ученика — Саврасов и Шишкин затмили славу своего учителя, продолжив ее в своих картинах.
А вот отец не мог в должной мере помогать Алексею, у него не хватало на это средств. Зато на талантливого парня, по словам Рабуса, его лучшего ученика, обратили внимание другие. Так, член Совета Московского художественного общества И. В. Лихачева выделил средства на поездку Саврасова.
На средства мецената Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом. А в следующем году ему за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья» присваивается звание неклассного художника.
Ныне «Вид Московского Кремля…» украшает государственную Третьяковскую галерею.
Очень подробно на творчестве Саврасова я не буду останавливаться, скажу лишь о том, что самая значительная и узнаваемая картина Алексея Кондратьевича — «Грачи прилетели» была начата этюдом в 1871 году.
Это потом ее назовут «живописным символом России», а пока Саврасов живет в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии.
Талый снег, весенние грачи на березках, блеклое небо, темные избы и старая церквушка на фоне стылых дальних лугов, — все это нашло отражение в картине и проникнуто удивительным чувством — теплотой и любовью к Отечеству.
Работа началась в марте, но была закончена очень быстро. Во всяком случае, в том же, 1871 году она была впервые показана на Первой передвижной выставке.
Но мало кто знает, что художники-передвижники не только выставлялись вместе, они еще старались помогать друг другу. Показательна в этом плане творческая дружба Саврасова с Василием Перовым.
Перов помогал Алексею Кондратьевичу писать фигуры бурлаков в картине «Волга под Юрьевцем», Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».
К сожалению, Перов рассорился со своими коллегами и ушел от них уже в 1877 году. И после этого судьба отмерила ему всего пять лет. Но в 1871 году, когда у Саврасова случилась личная драма — погибла юная дочь, моральная поддержка Перова ему очень помогла. Возможно, сохрани они дружеские отношения с Саврасовым, наше искусство получило бы еще немало шедевров.
Но дальше в жизни Саврасова наступил трагический перелом.
Недостаток средств, постоянные «разборки» с начальством, нетерпение жены, которая не хотела жить в бедности и постоянно «теребила» Алексея Кондратьевича, привели к тому, что художник попал в состояние острой депрессии, в том числе и творческой.
Последовавшие за этим уход жены и тяжкая болезнь практически поставили крест на его творчестве. И как любой особо чувствительный к несправедливости человек, он не нашел ничего лучшего, как запить горькую.
Великий репортер Владимир Гиляровский так вспоминал о последних годах жизни Алексея Саврасова: «Совсем старик спился… Жаль беднягу. Оденешь его — опять пропьет все. Квартиру предлагал я ему нанять — а он свое: «Никаких!» — рассердится и уйдет. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился.
Я его разыскивал, так и не нашел… Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Опохмелю его, иногда позадержу у себя дня на два, приодену — напишет что-нибудь. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А потом все-таки сбежит.
Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких!».
Сегодня уже трудно подсчитать, сколько копий со своих «Грачей» сделал Саврасов. Несколько десятков. Но это не помогло ему подняться над суетой. И яркие, запоминающиеся картины были в то время как луч солнца в хмуром декабре. Запомнились разве что «Рожь» (1881) да «Весна. Огороды» (1893).
Умер Алексей Кондратьевич 26 сентября (8 октября) 1897 года в больнице для бедных, так и не выбившись из горькой нужды.
А один из его самых ярких учеников — Исаак Левитан написал в одной из московских газет так: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.
Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Что можно вынести их этой яркой, но, увы, очень тяжелой судьбы? Только одно — талант, увы, пропить можно. Даже если он и очень большой…
Источник статьи: http://olga-dubova.ru/soderzhanie/opisanie-kartiny-alekseya-savrasova-vesna-ogorody-opisanie-kartiny-analiz-sochinenie.html