Микромиры: японские сады камней
Что такое японский сад камней? Многие слышали, немногие счастливчики видели воочию, а кто-то вообще не знает, что это такое.
Итак, как сообщает Википедия, сад камней буквально переводится с японского как «сухие горы и воды» и представляет собой культурно-эстетическое сооружение, появившееся в средневековый период истории Японии, который носит название Муромати (1336—1573).
Японский сад камней — это одно из самых загадочных для европейцев явлений. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философскими».
Как правило, сады камней создавались при храмах или монастырях и предназначались только для созерцания. Пространство, в котором располагался такой сад, как бы искусственно замыкалось. И в нем, как в своеобразном микромире, группировались элементы природы — мхи и камни, песок и морская галька. Основной принцип, который должен соблюдаться при создании сада камней — это неповторимость, каждая точка обзора должна существенно менять минипейзаж.
Самый знаменитый в мире сад, внесённый в сокровищницу ЮНЕСКО, тот, в котором совсем нет деревьев и кустарников. Это знаменитый сад Пятнадцати камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в XVI-XVII вв.
Пятнадцать камней на его поверхности расположены таким образом, что из любой точки обзора невозможно увидеть их все сразу, только четырнадцать. Кроме, конечно, варианта, если над этим садом воспарить. Удаётся это, по преданию, лишь людям, достигшим просветления. Этот гениально спланированный «хаос расположения» символизирует своеобразную модель Вселенной, метафору познания. В этом саду, как во всем подлунном мире, всегда остается что-то непознанное, неизвестное, несосчитанное.
Но главная идея для создателя сада — дать насладиться взгляду посетителя, насытив его разнообразными художественными впечатлениями. Но это только средство, а цель гораздо глубже. Сад камней — это микрокосмос, отражающий макрокосмос — Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. И в этом настоящий сад камней подобен любому другому произведению истинного искусства.
Характерными элементами продуманных композиций служат, кроме собственно камней, искусственные горы, холмы, острова, ручьи, водопады, участки песка или гравия. Красоту пейзажа формируют деревья, кустарники, цветущие травянистые растения. На этом фоне гармонично смотрятся каменные фонари, мостики, беседки, чайные домики. С XIX века японские сады перестали быть привилегией знати, став массовым явлением, а потом распространились и по всему миру.
Наши люди очень впечатлительные, творческие и романтичные. Создать сад камней на шести сотках — это ли не прекрасно?
В волшебном фильме о наших традициях «Особенности национальной охоты» на вопрос: «Где Кузьмич?», — был получен ответ: «Иди посмотри, он там — в огороде медитирует. ».
И закончить статью я хочу фотографиями своего микросада камней. Для его изготовления с южных крымских краёв были привезены камушки, песок и сосновые шишки. Вот, что получилось:
Этот микросадик я поставила на работе в кабинете. В стрессовых ситуациях, как говорят коллеги «порисовать вилочкой по песочку, попереставлять камушки», помогает лучше корвалола и валерьянки.
Желаю всем солнечного настроения и удачи!
Источник
Все достопримечательности Киото: Гион и Сад камней Рёан-дзи
Продолжаем рассказ о достопримечательностях Киото. В прошлом выпуске я рассказал про Императорский дворец и Золотой павильон. Это самые знаменитые жемчужины Киото, и было бы странно начать разговор с чего-то другого, но сегодня покажу две достопримечательности, которые лично мне понравились больше всего.
Первая — район под названием Гион, который находится на левом берегу реки Камо, в районе станции Сандзё. Уже по пути к Гиону начинают попадаться очень колоритные домики.
Берега не слишком полноводной Камо тоже очень красивы. К Гиону обращены окна многих домов в традиционном японском стиле, во многих из них находятся рестораны.
С наступлением темноты этот безлюдный берег заполняет молодёжь, которая любуется видом на Гион.
Изюминка Гиона — район древней застройки, тот самый «старый город», который манит меня в любом европейском городе, и которого так не хватало в Токио.
Есть здесь, конечно, и более современные кварталы, где провода переплетаются настолько густо, что из раздражающей детали превращаются в своеобразную достопримечательность.
В старом же квартале тишь, гладь, скромные и красивые двухэтажные дома с циновками вместо ставен — и те же провода.
Маленький синтоистский храм.
Гион — район традиционных ресторанов и чайных комнат, где работают гейши. Путеводители советуют «ловить» их в районе шести, когда гейши и их ученицы майко в традиционных одеяних-юкатах идут на работу, но мы, увы, не увидели ни одной. Зато просто японок в юкатах хватает как в Гионе, так и вообще в Киото, видимо, традиция такая.
Более современная часть Гиона.
Есть и высокие здания, по местным меркам — почти небоскрёбы.
Ещё одна достопримечательность Гиона — парк с синтоистским храмом Ясака, «Храмом семи холмов».
Гионский храм был построен аж в VII веке нашей эры, и представляет собой довольно большой комплекс. В Новый год и период цветения сакуры здесь бывает особенно людно.
Часть зданий, относящихся к святилищам, имеют вид скорее хозяйственных построек — тоже с ощутимым японским колоритом.
Гион понравился мне тишиной, спокойствием и отсутствием высотной застройки, которая не давит на тебя сверху.
Отдельный, ни с чем не сравнимый шок я испытал, обнаружив, что добрых 3/4 традиционных ресторанов в Гионе не представлены на на Tripadvisor, ни на Foursquare, и непохоже, чтобы там ждали гостей «с улицы». Как туда попасть, что там дают — решительно непонятно. В последний день решил проникнуть туда во что бы то ни стало, но успехом эти попытки не увенчались. Оставим их на следующий визит в Киото, и ограничимся фото снаружи.
Каменная набережная вдоль канала.
Своеобразное Брюгге, только в Киото. Что происходит за этими окнами? Мне неведомо.
Кеннин-дзи — ещё один гионский храм, на сей раз буддистский. Мы оказались здесь уже поздним вечером, поэтому придётся довольствоваться одним фото.
Необычная достопримечательность из тех, которые могут быть только в Японии.
Сад камней Рёан-дзи
13 Ryōanji Goryōnoshitachō, Ukyō-ku
Kyōto-shi, Kyōto-fu 616-8001, Япония
Рёан-дзи — буддистский храм на самом краю города с красивым садом камней. Это самый знаменитый сад камней в Японии, он был построен в 1499 году и с тех пор стал образцом для многих подобных садов.
Территория вокруг храма довольно большая, здесь есть, на что посмотреть, но все идут сюда с одной целью.
Посмотреть на сад камней. Он состоит из пяти групп по три камня в каждой, расположенных таким образом, что из любой точки вы будете видеть только 14. Считается, что все 15 камней может увидеть только достигший просветления.
Человеку, далёкому от дзен-буддизма, может показаться странным просто сидеть и наблюдать за неподвижными камнями. От себя могу посоветовать — приходите сюда пешком, это очень способствует медитации, без шуток.
На этом выпуск закончился, а вот достопримечательности в Киото — ещё нет. В следующий раз расскажу ещё про две.
Источник