Сады в римском стиле

5. Садово-парковое искусство Древнего Рима

Зародилось с I в. до н.э. по I в. н.э.. В Риме произрастают различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке — буксус, лавр, мирт. Из цветочных — лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.

Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы и крытые аллеи, часто стало применяться топиарное искусство (искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников). Свидетельством высокого развития ландшафтного искусства может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы(банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды. Гористый рельеф Италии способствовал созданию чудесных террасированных садов эпохи Возрождения.

В Др. Риме устраивались следующие виды садов:

1.Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь.

2.Городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой. Городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома.

3. Атриумно-перистильный тип жилого дома, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветами и снабженные водой. Размеры таких дворов были различны: 9Х20 (в доме Веттиев), 28Х22 (в доме Фавна). Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных мотивов. Такие внутренние дворы получили название сада-перистиля.

4.Сады при виллах и дворцах имели различное назначение — от чисто хозяйственного до увеселительного. Последние устраивались на террасированных склонах, украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Террасы соединялись с помощью лестниц, однако, как и в Греции, лестницы еще не имели композиционного значения. Элементы сада размещались случайно.

5.Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома.

6.Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое значение как место спортивных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженным кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора.

Например, Вилла императора Адриана (117-138 гг. н.э.), располагавшаяся близ Рима и занимавшая обширную территорию. Сад был устроен на крутом террасированном склоне с перепадом высот 40 м и представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи-Академия, Ликей, сад Перикла и сад с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, окруженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и многочисленные сооружения (библиотека, театр, колоннады, портики), возведенные со свойственным Риму размахом. Композиционной связи между этими устройствами не прослеживается.

Читайте также:  Ленинградский дворец молодежи зимний сад

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

— совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);

— создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);

— отсутствие композиционного единства в садах.

Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

Источник

Римские сады

Первым создал в Риме свой роскошный сад богач Лукулл. Его примеру последовали Помпей, Юлий Цезарь и Меценат. Подробное описание своих вилл оставил Плиний Младший — племянник римского писателя — натуралиста Плиния Старшего, погибшего в 79 г. н. э. во время извержения Везувия.

Растительность в Риме была весьма разнообразна: сосны, дубы, платаны, каштаны, тополя, кипарисы, вязы, акации, ивы, гранаты и маслины. Популярны были кустарники — самшит, жасмин, мирт, лавр и дрок.

«Не усеяна ли вся Италия деревьями, так что кажется, будто это один сад?»

На симметричных прямых аллеях росли платаны и лавры, обвитые плющом, а высаженные полукругом кипарисы и пинии росли вокруг клумб с цветами. В саду пространство было ограничено ближними перспективами, гуляющие были ограждены от дальних видов.

Садовники — топиарии — подрезали темнозеленый букс и различные деревья и кустарники в виде шаров, кубов, пирамид, кораблей, разных зверей и птиц. Это была подлинная скульптура из живых зеленых растений. Сажали акант с розеткой перисто-рассеченных листьев.

За необычную форму листьев римляне его называли «медвежья лапа». Фигурно стригли самшит, мирт, лавр. В Древнем Риме применяли новый способ посадки деревьев — квинкус — сдвинутыми рядами с подстриженными в один объем кронами деревьев и открытыми стволами.

Таким образом создавали полог из крон насаждений. В проезжей части сада, где ездили на лошадях и носилках, аллеи были шире, их окружала живая изгородь. Парк- парадиз имел вид леса с аллеями и был окружен высокой оградой.

В этом парке разводили различных животных и птиц: оленей, павлинов, голубей, черепах. Сами римляне различали типы вилл и садов.

В Риме существовало три типа вилл:

  1. рустика — загородная сельскохозяйственная вилла;
  2. урбана — вилла, предназначенная для отдыха и развлечений;
  3. фруктуриал — вилла с плодовым садом.

Римляне устраивали сады. Из фруктовых деревьев они разводили яблони, груши, фиги, гранат, айву. Из яблок ценились медовые и америнские. Груш было до тридцати сортов. Самыми известными были кулачные и фунтовые.

В I веке до н. э. стали распространяться слива, черешня, каштан, фиги и миндаль. Позднее появились персики и лимоны. Апельсин появился в Италии только в средние века. В императорское время стали делать теплицы — спекулярии, в которых выращивали теплолюбивые цветы, лавр, виноград и арбузы даже в зимнее время.

Читайте также:  Нескучный сад баня беляево

Римские парники состояли из каркаса, покрытого сверху ла- пис спекуларис — зеркальным камнем типа слюды.

В таких парниках ставили корзины с навозом и горшки, в которых и выращивали огурцы. Горшки использовали для выращивания саженцев, а вот на окнах цветы растили в ящиках: розы, лилии и фиалки.

Римляне были отличными садоводами. Они имели специальные плантации — гербулариусы, где выращивали лекарственные растения.

Солнечные часы назывались в Риме соляриями. Солнечные часы появились в Риме в 294 г. до н. э. Они были завезены из Греции, изготавливались из камня и имели различную форму. При Августе были построены большие городские солнечные часы.

Водяные часы в Риме были усовершенствованы и приобрели вид песочных часов и определяли время при помощи шкалы. Их стали делать из стекла, и они широко распространились в римских домах.

Они назывались так же, как солнечные часы, — солярии. Римские богачи держали специального слугу, который должен следить за часами и докладывать господам о времени. Сципион в 159 г. до н. э. поставил большие водяные часы, а до этого они были известны римлянам в быту.

Любимые цветы римлян — роза и фиалка. Они засаживали розами огромные территории и создавали розарии. Так же ценили плющ. Главные украшения цветников — фиалки, нарцисс, разноцветный мак, розы. Самой популярной была милетская красная роза.

Из других цветов культивировали астры, гиацинты, крокусы, лилии, львиный зев, левкои, нарциссы, ирисы, гвоздики, тюльпаны и др. В садах разводили: алоэ, аканф, плющ, тамариск, мирт, тростник, папирус, цветы — мак, лилии, маргаритки, ирисы, розы, нарциссы. Венере также посвящали мирту.

Мак посвящали богу Юпитеру и богине земледелия — Церере. Белая фиалка — левкой — посвящалась богине Юноне. У римлян пользовались славой вербена — цветок Меркурия и люпин с желтыми и синими соцветиями.

Специальную часть сада занимали карликовые деревья, дворик с платанами и фонтаном. В стены из мрамора вделывали трубочки, из которых журчала тонкими струйками вода.

Фонтаны в Риме были обязательны. Они обычно представляли собой мраморную чашу с фигурами, из которых били струи воды. Они были вертикальные и ниспадающие и падали в чашу.

Другой тип сада — гипподром. Гипподром занимал большую территорию в форме эллипса, округлый конец которого был срезан. Планировка этого парка регулярная с четкой продольной осью, с применением больших деревьев, кустов, газона, цветов, скульптуры, фонтанов, беседок.

В середине гипподрома находился открытый партер с акантом, подстриженной зеленью и розарий. Вокруг шла закругленная аллея темного кипариса. Сажали также платаны, букс и лавровые деревья.

В партере находилась большая беседка, оплетенная виноградом. Римляне умели пускать по стенам и вокруг колонн портиков плющи, аканфы и виноград. Также в гипподроме создавали бассейн. Стволы колонны обвивали вьюнком — не настоящим, а рельефным.

В гипподроме имелся длинный канал с закругленным контуром. По краям устанавливали статуи из белого мрамора, которые отражались в зеркале воды. На фоне листвы белые мраморные статуи и колонны смотрелись очень красиво.

Читайте также:  Ботанический сад национальной академии наук кыргызской республики бишкек

В частных домах устраивали сады, которые украшали экседрами — беседками. Стены перистиля расписывали садовыми пейзажами. Сад таким образом иллюзорно был продолжен до бесконечности.

В садах делали летнюю столовую. Для этого в тени беседки, увитой виноградной лозой, ставили мраморный стол и фонтанчик с питьевой водой.

Источник

Сад в римском стиле

Сад, выполненный в римском стиле это небольшой приусадебный участок, с очень четко определенными границами. Границы участка оформляются либо живой изгородью, либо каменной стеной, около которой обязательно высаживают вьющиеся растения, которые разрастаются и со временем оплетают камень. Дом обыкновенно возвышается над садом, и таким образом получается две террасы: верхняя и нижняя. Римский сад разбивается на правильные, геометрические формы. В центре сада располагается водоем прямоугольной, круглой или овальной формы. В центральной части водоема располагается фонтан. Водоем обыкновенно окружается цветниками или просто каменной площадкой. В водоеме могут плавать кувшинки.

Современные римские сады располагают на солнечных участках, которые имеют небольшой уклон. Организовываются две маленькие террасы http://sunnydreams.ru/shop/terrasy-pergoly-verandy, из которых верхнюю террасу, на которой расположен дом, оформляют плиткой. Плитка может быть мозаичной, а может быть изготовлена из любого природного камня.

На нижней террасе собственно и устраивается римский сад. Для правильного оформления сада нужно, прежде всего, определить центр, и в этом центре устроить водоем. Устраивать водоем нужно продуманно и грамотно, что бы выдержать общую, стилистическую нагрузку. Водоему нужно придать правильную геометрическую форму, какая больше нравится: это может быть овал, прямоугольник или квадрат. В середине водоема нужно расположить небольшой фонтан. Вокруг водоема можно высадить низкие кустарники парковых роз или расположить вазоны с пряными травами, а лучше, если розы будут чередоваться с вазонами.

Деревьев в римском саду должно быть немного: достаточно одно, в крайнем случае, два, которые принято стричь, придавая им шаровидную или кубическую форму. А вот кустарниковых растений наоборот должно быть в изобилии. Кусты тоже подстригают в той же форме, что и деревья. На всей территории сада можно расположить небольшие, растущие в горшках лимонные, лавровые, миртовые или самшитовые деревца. На зимнее время, их лучше уносить в дом, иначе они погибнут. В таких же горшках можно выращивать лаванду и розмарин.

Так же большого внимания в римском саду требуют стены дома. Они тоже нуждаются в украшении. Вдоль стен дома нужно высадить амурский виноград или плетущиеся розы. Среди этой зелени организуйте нишу и поставьте в нее скамейку для того, что бы иметь возможность уединиться. Входную дверь дома следует украсить подвесными корзинами, в которых растут яркие цветы и вьющийся плющ.

Не нужно так же забывать о том, что для того, что бы придать римскую стилистику всему саду нужно запастись парой классических скульптур. Они пригодятся для того, что бы украсить ими аллеи, гроты или цветники.

Источник

Оцените статью