Сады средневековой европы монастырские сады

Монастырские сады средневековой Европы и Руси

Распространение в эпоху Средневековья так называемых монастырских садов, планировка и растения в которых наделялись аллегорической символикой. Основные черты монастырского типа средневековых садов, их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОНАСТЫРСКИЕ САДЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ

THE CHARACTERISTICS OF GARDENING IN THE GARDENS OF THE ORTHODOX CHURCHES

Войтова А.С., Герасименко Е.М.,

Убирайлова В.Г., Жуковская Э.А.

институт имени А.К. Кортунова

ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», Россия

Период времени, насчитывающий тысячелетия между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Многочисленные феодальные государства постоянно воевали друг с другом, что вынуждало возводить оборонительные сооружения, защищать города стенами. Города за крепостными стенами были плотно застроены, что ограничивало возможности садово-паркового строительства.

В средние века в Европе получили широкое распространение так называемые монастырские сады. Монастырский сад — его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, был символом райского сада. Позднее, с распространением в католической Европе культа Богоматери, сад стал аллегорией девы Марии, символом её чистоты и девственности.

Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что имело символическое значение — крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом — символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» — райское дерево — небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз.

В условиях расчлененного рельефа, при наличии крупных перепадов уровней, (характерных для монастырей Италии, Папских резиденций) строгая геометрия реализовывалась на каждом отдельном уровне сада, композиционно соединяя три различных сада (Апостольский сад с двором Святого Дамасо, дворы Бельведерского дворца в Ватикане, вилла папы Пия IV в садах Ватикана).

По назначению сады делились на аптекарские огородысо всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады. Травянистые лекарственные растения выращивались вместе с декоративными видами. Красоту аптекарским грядкам придавали розы, лилии, гвоздики, маргаритки и ирисы (Сент-Галленский, или Санкт-Галленский сад в Швейцарии).

Читайте также:  Своими руками для сада божьей коровки

Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность, малое число видов растений и водных устройств. Популярны были стриженые кустарники и деревья в кадках, горшках. Композиционно сад всегда был связан с окружающими его монастырскими постройками и стенами.

Монастырские сады как элемент планировки монастыря были привнесены на Русь из Византии и распространились вместе со строительством монастырей. Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием.

Для садов русских монастырей (по отношению к западноевропейским) характерна большая связь с природным окружением; больший размер сада по отношению к размерам зданий; большая свобода и живописность в размещении строений и отсюда — в планировке садов; монастырский сад не ограничивался стенами монастыря.

В монастырских садах нашли отражение две идеи русского ландшафтного искусства допетровского времени. Первая — это создание замкнутого регулярного сада, который олицетворяет рай на земле, а вторая — единство с природным ландшафтом. Т.е. планировочное решение монастырских садов выражалось в организации в центральной части храмовой территории регулярной планировки, прилегающие к монастырю земли сохранялись или создавались пейзажными планами, что способствовало слиянию с окружающим природным ландшафтом.

Для них характерна большая сдержанность в использовании декоративных элементов; естественная красота природы — основа выразительности. Большинство из них носили утилитарный характер. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья.

За многовековой период активной деятельности монастырей ими был накоплен громадный опыт по выращиванию всех сельскохозяйственных растений, включая плодовые и ягодные культуры. Особенно интересен опыт монастырских садов, расположенных или располагавшихся в свое время в северной зоне. Это существующий сейчас сад Валаамского монастыря, расположенного на островах Валаамского архипелага в северной части Ладожского озера, ранее существовавший сад Соловецского монастыря, расположенного на Соловецких островах в Белом море, и ряд других подобных садов.

В суровых климатических условиях практически на насыпном грунте поверх скальной породы в саду Валаамского монастыря монах Поисий прививкой развел 21 сорт яблони, причем сад ежегодно приносил отличный урожай (до 230 ц/год).Сад является ярким примером преобразования природы и умения ее понимать.

В петровскую эпоху в монастырских садах начинают появляться различные декоративные элементы (гроты, мосты, мощенные дорожки) и смешение декоративного сада и огорода.

Монастырские сады конца XIX века сильно различались по богатству и по-разному благоустраивались. Стиль диктовался модой того времени и тем, что монастырские власти всячески старались угодить правящей верхушке.

Создание парковой среды в монастырских садах шло по двум направлениям: в основном это были преобразования ландшафта, связанные с повседневной и хозяйственной деятельностью с последующей эстетизацией, и, второе (присутствующее не во всех монастырях) — создание ландшафта, соответствующего каким-либо образцам (например, создание подобия Святой земли).

Таким образом, монастырский сад в России является многоуровневой системой определенным образом организованных природных территорий внутри и вокруг монастыря, связанной с изменением естественного ландшафта и разведением растений.

Читайте также:  Открытие время метро ботанический сад

Сады островных монастырей имеют наиболее полный набор составных элементов, и также могут служить идеальной моделью монастырского сада. Их отличает гармония рукотворных элементов в естественном природном окружении.

Монастырские сады — значительная часть национальной художественной культуры — требуют изучения, осмысления и восстановления.

монастырский сад средневековый

1. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. — 220 с.

2.Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство. — М.: Изд-во МГУЛ, 2003.

3. Смирнова Т.И. Возникновение и развитие монастырских садов. // Лесной вестник. № 5, 2000. С. 101-103.

4. http://www.dissercat.com/content/russkie-monastyrskie-sady-voprosy-landshaftnoiorganizatsii#ixzz4Y1w089la 5. http://www.rusbotanik.ru

Подобные документы

Сочетание различных ландшафтных элементов в саду. Ассортимент растений и цветочных культур для оформления водоемов. Основные виды и устройство декоративных водоемов. Виды каменистых садов. Ассортимент древесных культур для оформления каменистых садов.

Классификация медоносных растений. Медоносные и пыльценосные лесные деревья. Травянистые и кустарничковые лесные растения. Луговые и пастбищные медоносные растения. Медоносные растения, полей, садов и огородов. Медоносы, высеваемые специально для пчел.

Самобытность китайского сада. Основные постулаты фэн-шуя, нашедшие свое применение в ландшафтном дизайне. Типы китайских садов. Главные этапы создания китайского сада и основные стилистические приемы. Выбор центра композиции и планирование сада.

История и стиль садово-паркового ансамбля замка «Вилландри», построенного на берегах Луары во Франции в эпоху Ренессанса. Ботанические семейства растений садов, парков и прудов. Малые архитектурные формы. Включение замка в список Всемирного наследия.

Возникновение первых садов. Организация объектов зеленых насаждений. Требования к озеленению пришкольного участка. Правила подбора ассортимента растений для пришкольного участка. Малые архитектурные формы. Климатические особенности Омской области.

Краткая история садово-паркового дизайна. Ботанические сады и парки Северо-Востока европейской части РФ. Проектирование и формирование пейзажа. Основные способы оформления ландшафтов. Камень и декоративные растения. План благоустройства предприятия.

Почвенно-климатические условия зоны выращивания плодоовощных культур. Технологии выращивания овощной и плодово-ягодной культуры открытого и закрытого грунта: севооборот, система обработки почвы, удобрение и уборка урожая. Проектирование садов и ягодников.

Источник

1.4. Сады Средневековья.

Описаний средневековых садов почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают лишь изображения, уцелевшие на стенах церквей, на которых видно, что сады занимали небольшую площадь, имели прямоугольную форму, часто примыкали к домам. Территория сада обносилась каменной стеной, увитой виноградом. Внутри сада устраивались крытые аллеи и беседки. Большой из­вестностью пользовались сады императора Карла Великого (768—814 гг.), они делились на утилитарные и «потешные». «Потешные» сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

В позднем средневековье наиболее распространенными были четыре типа садов: городской, монастырский, феодальный и утилитарный.

Средневековый утилитарный сад был, как правило, регулярный с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники. Сады того времени были преимущественно утилитарные. В таких садах выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В известной мере их можно считать прообразами ботанических садов. Растения высаживались по сортам на маленьких квадратных грядках, в линейном порядке. Высаживались душистые цветы (розы, лилии) и лекарственные растения.

Читайте также:  Сад залило неспокойной водой

Городские сады Европы в средние века создавались в чрезвычайно стесненных условиях застроенных узких улочек и внутренних двориков, напоминающих римские перистильные садики, в которых иногда выделялись площадки для отдыха и развлечений. Планировка двориков носила регулярный характер, в основу которой была положена прямолинейность.

Монастырский сад был характерен тем, что был огражден крепостными стенами. Вообще средневековые монастыри не способствовали устройству больших садов. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина. В них разводили плодовые деревья, виноград, овощи, цветы, лекарственные растения. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.

Феодальный тип сада создается на территориях при замках крупных феодалов. Они в отличие от монастырских были меньшего размера и располагались внутри замков и крепостей. Предназначались не только для утилитарного назначения, но и для отдыха. В феодальном саде появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др. Характерной деталью средневекового сада являлся лабиринт. Этот планировочный мотив нашел применение не только в садах Средневековья, но и в садах более поздних времен. В конце Средневековья в садах появились павильоны, беседки, бассейны. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам.

С открытием Америки в 1493 г. и с развитием торговых связей с Индией сады стали наполняться экзотическими растениями. Широкое распространение получили плодоводство и разведение лекарственных растений. В средневековых садах культивировались апельсины, лавры, фиги, яблони, вишни, а также устраивались пруды, каскады, фонтаны, беседки, павильоны. Утилитарные сады постепенно превращались в декоративные или ботанические.

В 1525 г. в г. Пизе был устроен первый ботанический сад. Вслед за ним появились примерно такие же сады в Милане, Венеции, Падуе, Болонье, Риме, Флоренции, Париже, Лейдене, Вюрцбурге, Лейпциге, Гессене, Регенсбурге. Наряду с ботаническими устраивались и частные сады.

В первой трети XVI в. много частных садов появилось во Франции. В их числе в Артуа, близ Парижа, на высоком берегу Сены. Из подобных садов наиболее прославились королевский сад Карла V (1519—1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.

Вывод: в эпоху Средневековья природа рассматривалась как творение Всевышнего и наделялась такой чудотворной красотой и силой, с которой не сравняться даже самые талантливые произведения искусства. По мнению ученых, средние века далеко не во всем уступают Возрождению, многие ценные аспекты средневековой садово-парковой культуры, хотя и были утрачены, но явились той основой, на базе которой сформировалась и развилась культура Возрождения.

Источник

Оцените статью