- Инклюзивное образование в детском саду консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
- Скачать:
- 7 ответов на популярные вопросы об инклюзии в детском саду
- 1. Какие трудности ждут ребенка с особенностями развития в детсаду?
- 2. Нужно ли ребенку знать о своем диагнозе?
- 3. Как рассказывать об особенностях развития другим детям?
- 4. Как помочь детям наладить взаимодействие с аутичным сверстником в саду?
- 5. Зачем ребенку с РАС нужен наставник среди сверстников?
- 6. Что такое «игровые подгруппы» и как они работают?
- 7. Чем инклюзия полезна для типично развивающихся детей?
Инклюзивное образование в детском саду
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Термин «инклюзивное образование» происходит от французского слова inclusif, что переводится как «включает в себя» и означает совместное обучение людей с особыми потребностями и условно здоровых. Исследователи называют следующие преимущества инклюзии:
- снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
- рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
- улучшение самооценки;
- развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
- развитие дружеских отношений внутри группы.
Современные сведения явно указывают на то, что форма образования, при которой происходит вовлечение детей с умственным отставанием в обучение в обычных школах, оправдана и плодотворна.
Комплексный подход — лучшее решение для обучения и воспитания.
Поэтому в инклюзивных группах, кроме воспитателя и помощника воспитателя, с дошкольниками дополнительно работает ассистент воспитателя и профильные специалисты. Логопед, дефектолог, психолог, медицинский и музыкальный работники являются участниками учебно-воспитательного процесса. Детям, которые самостоятельно не передвигаются и нуждаются в посторонней помощи, назначается ассистент.
Существует «Порядок комплектования инклюзивных групп в ДОУ» и по нему группу могут посещать до 15 человек, 1-3 из которых с особыми образовательными потребностями (ООП), в том числе с инвалидностью.
Педагоги должны создавать в группе психоэмоциональный комфорт. Для этого нужно организовывать психологические и развивающие занятия, подвижные игры, тренировки. Используя оборудование в ресурсной комнате, разнообразные дидактические материалы, развивающие игрушки и учебно-наглядные пособия.
Особенно нужно заботиться о развитии коммуникативных навыков между детьми . Педагоги в дошкольном учреждении, прежде всего, должны формировать положительное отношение здоровых воспитанников к детям с психофизическими недостатками.
При этом не акцентировать внимание на ребенке с ООП, он не должен занимать особое место в группе. Достаточно, чтобы ребенок чувствовал себя естественно, безопасно и стремился быть самостоятельным насколько это возможно. При правильном подходе и организации, у детей будут развиваться навыки работы в команде, сотрудничество, взаимопомощь, умение совместно решить проблему.
Также важно сотрудничество с родителями . Проведение консультативной работы с родителями позволит специалистам лучше узнать и понять ребенка. А родители в свою очередь получат информацию о потенциальных возможностях ребенка, о его успехах или неудачах, о том, чему стоит уделять больше внимания дома. Такая командная работа, поддержка и взаимопонимание поможет получить отличные результаты в обучении и развитии ребенка.
Обустройство пространства в дошкольном учреждении с инклюзивными группами
В настоящее время инклюзия является обязательной в школах и детских садах, поэтому при строительстве или реконструкции этих зданий должны создаваться все условия для доступного, безопасного обучения и воспитания детей.
— Беспрепятственный доступ в помещение — наличие пандусов.
— Соблюдение температурно-воздушного режима.
— Наличие достаточного естественного освещения и при необходимости обеспечения искусственным.
— Выбор качественной мебели и правильное их расположение в коридоре, группе, кабинетах специалистов.
— Обеспечение необходимыми учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами, оборудованием для занятий и игр.
— Обустройство ресурсной комнаты для проведения психолого-педагогических и коррекционно-развивающих занятий.
Преимущества инклюзивного образования в дошкольном учреждении
В инклюзивных группах дети с особыми образовательными потребностями вовлечены в учебный процесс. Они общаются со сверстниками, находят друзей, становятся открытыми и чувствуют себя увереннее. Привлекаются к совместным играм и творческим занятиям. Это все способствует речевому, когнитивному, социальному и эмоциональному развитии.
Дети с типичным развитием учатся толерантности, умению сострадать, помогать, поддерживать. А воспитатели и специалисты лучше понимают потребности и особенности детей, получают новый опыт, овладевают различными педагогическими методиками. Поэтому преимущества есть для всех. Успешное пребывания в инклюзивных группах является прекрасным началом для дальнейшего образования.
Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов детей здоровых и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. В инклюзивных детских садах специалисты очень много времени должны проводить внутри группы. Занятия строятся на взаимодействии внутри. Основная идея — наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритетом в работе с особыми детьми являются, скорее всего, не конкретные знания и навыки, а самочувствие и развитие личности.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. Оно предоставляет возможность коммуникации в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем, успешная социализация и получение образования детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами, обеспечивает им полноценное участие в жизни общества.
Скачать:
Источник
7 ответов на популярные вопросы об инклюзии в детском саду
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Российский закон дает право на образование детям с любыми потребностями и возможностями. Но на деле организовать настоящую инклюзию в саду или школе очень сложно: не хватает знаний и практики, нет понимания, окупятся ли все эти усилия. Фонд «Обнаженные сердца» отвечает на самые популярные вопросы об инклюзии.
1. Какие трудности ждут ребенка с особенностями развития в детсаду?
Их может быть много, но главных — две: изоляция и неподготовленная среда.
- Изоляция. Даже если ребенка в саду сопровождает тьютор или другой специалист, воспитатели должны следить за тем, как складываются его отношения со сверстниками. Малышам с РАС, как правило, не хватает социальных навыков, чтобы самим инициировать и поддерживать общение с другими детьми. Им тяжело функционировать в неструктурированной среде, когда нет четких правил и графика: например, во время прогулок, переменок или свободных игр. Дети просто теряются: слоняются по комнате или игровой площадке, занимаясь различными самостимуляциями.
- Среда — проблема комплексная. Это и воспитатели, которые часто не подготовлены к работе с особенными детьми (или используют «авторские методики» и непроверенную информацию из вебинаров и лекций). Это и родители типично развивающихся детей, у которых до сих пор сохраняется множество устаревших стереотипов про детей с РАС.
2. Нужно ли ребенку знать о своем диагнозе?
Далеко не все дети с особенностями развития знают о них. Но исследования показывают, что понимание и принятие этих особенностей позитивно влияют на самооценку ребенка и помогают ему справляться с трудностями. Поэтому, чем больше ребенок знает о себе и своих индивидуальных потребностях, тем лучше. Важно только, чтобы информация и навыки, которые он получает, соответствовали его возрасту и коммуникативным способностям.
3. Как рассказывать об особенностях развития другим детям?
Детям стоит с самого раннего возраста рассказывать о различиях, которые делают нас уникальными. Можно начать с физических особенностей: например, люди бывают высокие и не очень, со светлыми и с темными волосами; кто-то любит вставать пораньше, а кто-то попозже и т. д. Различия в работе мозга точно такие же: у всех он устроен по-разному, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Аутизм — это просто еще одна особенность развития, которая так же нормальна, как и любая другая.
Затем можно рассказать ребенку об особенностях, характерных для РАС (расстройства аутистического спектра). Нужно объяснить, почему поведение некоторых детей может выглядеть странно — например, они начинают махать руками или повторять одну и ту же фразу: такие действия помогают им успокоиться, взять эмоции под контроль. Можно предложить нейротипичным детям обсудить, что они сами делают в стрессовых ситуациях: может быть, кто-то вертит в руках карандаш, трясет ногой или ерзает на стуле?
Нужно рассказать, с какими трудностями сталкивается аутичный ребенок: например, ему могут быть неприятны громкие звуки. Дети могут подумать о том, как учесть эту особенность сверстника: например, не хлопать дверцами шкафчиков в раздевалке.
Отдельно стоит остановиться на том, почему ребенку с РАС нужны особые условия обучения и особая поддержка (например, на групповых занятиях его может сопровождать тьютор; или он может взять перерыв и позаниматься с преподавателем индивидуально). Важно, чтобы другие дети не воспринимали такую помощь как привилегию и понимали, почему она необходима.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
4. Как помочь детям наладить взаимодействие с аутичным сверстником в саду?
Воспитатели и тьюторы в саду должны обучать коммуникации не только ребенка с РАС, но и всех остальных детей. Им стоит объяснить следующие правила:
- В разговоре с детьми с РАС лучше использовать простые, короткие фразы.
- Нужно помнить, что детям с РАС требуется больше времени, чтобы ответить на вопрос или совершить какое-то действия (в игре, во время совместного занятия и т. п.).
- Нужно вовлекать аутичных детей в игру, не дожидаясь, пока те сами проявят инициативу
- Нужно спокойно реагировать, если ребенок с РАС обращается к другим детям при помощи средств альтернативной коммуникации — например, карточек PECS, коммуникативной доски или программы на планшете.
Обычно дети хорошо усваивают подобную информацию, если она дается в простой и доступной форме и сопровождается позитивным подкреплением.
5. Зачем ребенку с РАС нужен наставник среди сверстников?
Не стоит рассчитывать на то, что у ребенка с особенностями сразу появится много друзей. Но благодаря коллективным усилиям специалистов и группы они обязательно появятся в будущем. Для этого и нужны наставники — типично развивающиеся дети, которые помогут сверстнику с РАС избежать изоляции, сориентироваться во время игр и других общих активностей.
На роль помощников подойдут активные, но спокойные и эмпатичные дети. Стоит заранее, еще до прихода в группу ребенка с РАС, рассказать им об аутизме и его характерных особенностях, заручиться их поддержкой.
6. Что такое «игровые подгруппы» и как они работают?
Еще одна форма социализации детей с особенностями — игровые подгруппы. Взрослый (воспитатель или тьютор), который хорошо знает особенности аутичного ребенка, помогает детям организовать коллектив, разработать и разучить правила игры. Это может быть общеизвестная игра — активная (например, бросание мяча в корзину) или спокойная настольная игры (сборка конструктора или лото). Или же воспитатель вместе с детьми-наставниками могут придумать игру, которая будет интересны детям с РАС.
Постепенно взрослый снижает уровень своего участия в игре. Но активно поощрять общение детей все равно необходимо.
7. Чем инклюзия полезна для типично развивающихся детей?
Инклюзия учит эмпатии и терпимости, вниманию к окружающим и ответственности. Дети начинают больше уважать и ценить индивидуальность окружающих людей, улучшают свои коммуникативные навыки. Иными словами, инклюзия — это отличный тренажер для развития soft skills, «мягких навыков», жизненно важных в 21 веке.
При этом важно помнить, что, что бы ни происходило в детском саду, дети всегда берут пример со своих родителей. Поэтому работа со взрослыми очень важна для инклюзивной модели образования. Родителей нужно заранее проинформировать об аутизме и его особенностях, важности и пользе инклюзии, о том, какие навыки могут приобрести их дети, когда учатся играть, дружить и общаться с детьми с РАС. А администрация и сотрудники сада должны быть абсолютно открытыми и готовыми к обсуждению всех аспектов жизни коллектива и работы инклюзивных групп.
Подробнее о том, как организовать инклюзию в детском саду читайте в книге Фонда «Обнажённые сердца» «Как организовать инклюзию в детском саду». Ее можно бесплатно скачать здесь.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник