Сады при монастырях пример

Монастырский садовый стиль

Монастырский стиль в садовом дизайне в последние годы переживает всплеск интереса у владельцев загородных участков. И это понятно: современный горожанин, устав от грохота и суеты мегаполиса, стремится к уединению и тишине. Невозможно представить лучшего места для размышлений и душевного покоя, чем сад в монастырском стиле.

В этом саду все дышит спокойной размеренностью благодатного физического труда на природе. Подчеркнуто аккуратный и ухоженный, но лишенный декоративных изысков, сад в монастырском стиле располагает к созерцанию и мыслям о возвышенном.

Монастырский стиль оформился в средние века в эпоху активного строительства монастырей и крупных храмовых комплексов. Особенной отличительной чертой монастырского сада всегда была его практическая польза: он служил не только для эстетической радости, но и доставлял овощи и фрукты к столу монашествующих.

Если вы хотите создать на своем участке тихую, уединенную атмосферу, полную простоты и сдержанного благородства, сад в монастырском стиле — для вас.

Основные акценты монастырского сада

Для сада в монастырском стиле обязательна четкая крестообразная планировка: символ христианства должен визуально просматриваться в разметке садовых дорожек. Можно применить очень эффектный прием – в центре пересечения лучей креста высадить куст с красными розами. Верующему человеку этот знак будет напоминать о кровавых муках Спасителя человечества. Ну, а для неверующего розовый куст внесет яркую ноту в спокойный пейзаж. Крест также может просматриваться не во внутренней разметке, а во внешних очертаниях участка.

Нечеткая планировка сада, характерная для пейзажного стиля, иногда встречающаяся в русских монастырских садах – славянская «изюминка», для чопорной Европы это недопустимо.

Аскетизм монастырской жизни исключает богатый садовый декор: массивные устойчивые скамьи, простые колодцы, водопады, максимально приближенные к природным, беседки строгих форм – здесь все напоминает человеку о суетности и незначительности богатства. Часто используются скульптуры, отражающие библейские сюжеты.

Монастырский сад почти всегда включает огородные посадки. Ровные, прямые гряды с овощами: капустой, свеклой, редькой; картофельные полосы, посадки гороха и фасоли – огород может занимать значительную часть сада.

Растения в монастырском саду

  • Большую часть монастырского сада занимают плодово-ягодные деревья и кустарники, характерные для местного климата. Для прихожанина монастырское яблоко всегда было ценным подарком.
  • Невозможно представить сад в монастырском стиле без ухоженных, аккуратно сформированных кустов роз – их шипы напоминают христианину о терновом венце Христа, а роскошная красота утешает надеждой на посмертную райскую жизнь.
  • Виноград – еще одно символическое библейское растение, упоминаемое во многих евангельских притчах. Если позволяет климат, пергола или арка с виноградом станут замечательным дополнением сада.
  • Обязательны для такого сада посадки лекарственных растений: в древности в монастырях устраивали больницы для бедняков, а многие монахи славились умением готовить старинные лекарственные снадобья. В любой монастырской библиотеке можно было найти древний фолиант с рецептами.
  • Почти каждый известный монастырь знаменит своим святым источником и поэтому водные акценты очень характерны для монастырского садового стиля. Это может быть фонтан либо узкий длинный бассейн, оформленный суровым камнем. Вокруг высаживаются душистые кустарники: сирень, жасмин, розовые кусты.
  • Из декоративных растительных элементов в монастырских садах часто можно увидеть зеленый лабиринт из подстриженного кустарника – традиционный знак непростого пути человеческой души к Богу.
Читайте также:  Адреса садов кореновского района

Строгостью линий, аскетизмом и сдержанной красотой монастырский сад всегда призывал посещающих его прихожан к скромному образу жизни, полезному для души и тела физическому труду и отказу от безудержной роскоши и увеселений. Оформленный в монастырском стиле садовый участок станет для хозяина истинным островком покоя и прибежищем для раздумий о самых важных вещах: доброте, любви и милосердии.

Источник

Возрождение монастырских садов как часть культурно-исторического наследия

Возрождение монастырских садов как часть культурно-исторического наследия

В духовной жизни современного общества происходит изменение мировоззренческих и ценностных ориентаций. Религия и церковь занимает все большее значение в рамках общественного и личностного сознания людей. Наблюдается тенденция возрождения культурно-исторического наследия, в том числе и тех памятников, которые были созданы в рамках православной традиции. В этом ряду особое место занимают монастырские сады как часть отечественного культурного наследия.

В последние годы возрождаются многие монастыри – восстанавливается прерванная на десятилетия духовная связь веков и поколений. На территории бывших союзных республик восстановлено и функционирует около 700 монастырей, из более 1200 монастырей, действовавших на территории России до 1917 г. Из них в России 208 мужских и 235 женских; на Украине 89 мужских и 84 женских; в странах СНГ и Прибалтике 38 мужских и 54 женских; в зарубежных странах 2 мужских и 3 женских. Статистика приведена по данным Московской епархии на декабрь 2006 года.

Монастырский сад

Монастырские сады и парки — неотъемлемая часть монастырских комплексов. Поэтому при восстановлении монастырских комплексов необходимы знания по истории монастырского садоводства. Монастырские сады появились в далеком средневековье вместе с монастырями и существовали все последующие века, пройдя значительный путь развития — от небольших внутренних двориков с крестообразным расположением аллей до садово-парковых комплексов значительного размера. Основными чертами садов монастырского типа были уединенность, созерцательность, тишина и утилитарность. В садах устраивались пруды, каскады, бассейны, фонтаны, беседки, павильоны. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками и невысокими стенами для отделения одного участка от другого. В монастырских садах широкое распространение получило плодоводство. Здесь культивировались апельсины, лавры, фиги, яблони, вишни и другие плодовые деревья. Кроме плодовых деревьев в садах разводили виноград, овощи, цветы и розарии, а также лекарственные и декоративные растения.

Читайте также:  Костюм весны в саду

Монастырские сады

Историю отечественного садово-паркового искусства следует рассматривать со времен крещения Руси. Несмотря на то, что садоводческая деятельность существовала и в древней Руси, она носила преимущественно утилитарный характер. Так, каждый древний славянин имел свой огород. Монастыри же изменили отношение к саду. Они пытались воссоздать Рай на Земле, — «Сотворих ми вертограды и сады», Экклез. XI, 5. Назначение монастырского сада преимущественно – утилитарно-художественное. Его образ, как и образ самого монастыря, обусловлен представлениями Рая на Земле – проявления преображенного мира, его красоты, в создании которой принимает участие человек. Образ монастыря-сада присутствует в воспоминаниях паломников, в древних иконах, на литографиях начала XX в.

Монастырский сад, в отличие от светского сада, является более сдержанным в использовании декоративных элементов. Для него характерна гармония рукотворных элементов в естественном природном окружении. Монастырские сады как элемент планировочной структуры монастыря были привнесены на Русь из Византии и распространились вместе со строительством монастырей. Деятельность византийских монахов началась с центра православия Российского Государства — Киева. Московское садоводство начинается с XIV столетия, когда был перенесен великокняжеский престол и водворена в Москве метрополия.

В истории монастырских садов можно выделить три периода развития:

В XI веке, при каждом монастыре, даже при пустынях, возникали сады, в которых монахи и обученные ими послушники выводили вишни, яблоки, груши, сливы, смородину, малину, крыжовник и пр. Отсюда, садоводство распространилось и в монастырские вотчины, где только позволяла почва, также строились сады и при княжеских теремах.

В средневековой России, до XVI в., как и на Западе, до итальянского Возрождения монастырские сады занимали первое место в ряду садов, так как церковь, в этот период, играла ведущую роль в жизни общества.

Особенно активное строительство и благоустройство территории во многих русских монастырях велось с середины XIX — начала XX вв. Об этом можно судить по изданным литографиям и гравюрам с видами монастырей «с птичьего полета».

За годы советской власти монастырские комплексы подверглись разорению. Многие посадки — середины XIX века, находятся уже в возрасте своего предельного существования. Усугубляет это состояние неправильная эксплуатация монастырских садов на протяжении многих лет советской власти. Нарушены аллейные посадки деревьев. Утрачены некоторые декоративные деревья и кустарники и сорта плодово-ягодных культур, которые выращивались в монастырских садах. Разрушены монастырские питомники и нарушена историческая традиция: обычно монастыри имели свои питомники, саженцы из которых использовались не только для нужд обители, но и за ее пределами.

Читайте также:  Пример отказа от сада

Описания монастырских садов можно найти у Н. Дубенского, Н. Тонина, А. Регеля, Т. Дубяго, А. Вергунов и В. Горохова, С. Ожегова. В монографии А. Регеля «Изящное садоводство и художественные сады» говорится о том, что русским монастырям принадлежит главная роль в деле становления садоводства на Руси.

Монастырский сад

Сады русских монастырей, в отличие от западноевропейских, имеют большую связь с природным окружением; больший размер сада по отношению к размерам зданий, большую свободу и живописность в размещении строений. Архитектурно-ландшафтный ансамбль монастыря формировался в зависимости от типа монастыря, его места расположения, времени постройки и перестройки, а также материальных возможностей. В зависимости от места расположения монастыря либо на больших островах вдали от берега либо на небольших островках близко к берегу либо находящиеся в труднодоступной местности вдали от населенных пунктов сады имели различный состав планировочных элементов.

Идеальной моделью монастырского сада являются сады островных монастырей.

Русские монастыри – это особые архитектурно-ландшафтные комплексы, в которых сад и монастырь представляют собой единую композиционную систему. Монастырский сад не ограничивался стенами монастыря. Планировочная структура монастырских садов с основным центром – монастырем: включает пространство в пределах монастырских стен, прилегающие к монастырю сады и монастырские земли с подчиненными центрами — скитами, пустынями и хозяйственными постройками.

Все монастыри имеют общие характерные черты, связанные с единством уклада монастырской жизни и в тоже время каждый монастырь отличается индивидуальностью. Сад и монастырь представляют собой единую композиционную систему. Способы достижения этого единства композиции в разных монастырях различны. В одних монастырях преобразования ландшафта было связано с повседневной и хозяйственной деятельностью, с последующей эстетизацией, в других, создание ландшафта, происходило по каким-либо образцам (например, создание подобия Святой земли).

Монастырские сады — значительная часть национальной художественной культуры они требуют изучения, осмысления и восстановления.

При реставрации монастырских комплексов необходимо учитывать:

  • сложившуюся архитектурно-ландшафтную композицию монастырского комплекса;
  • общие, и индивидуальные характерные черты каждого монастырского ансамбля;
  • эстетическую значимость монастыря в формировании окружающего пространства;
  • место и роль монастырских садов в планировочной структуре монастыря;
  • социальные и утилитарные функции монастырских садов.

В восстанавливаемых монастырях необходимо создавать монастырские питомники, в которых выращивался бы местный посадочный материал для будущей реконструкции и воссоздания садов.

Также на эту тему можно почитать:

Источник

Оцените статью