Сады индии их особенности

Индийский сад

Издавна Индия славилась своей любовью к природным ресурсам — дереву, камню, растениям. Наверное, поэтому и до наших времен индийский ландшафтный дизайн пользуется большой популярностью и спросом. Садовое искусство в Индии это не способ украсить внешнее пространство, это особый культ, знак мудрости. Историю садов Индии можно разбить на три основных периода.

С II по IV век нашей эры приходится первый период истории и по праву называется Золотым. Сады начинают плотно входить в жизнь индусов, деревьям слагаются различные трактаты, женщины включают дерево в предметы своего туалета.

Издавна Индия славилась своей любовью к природным ресурсам — дереву, камню, растениям. Наверное, поэтому и до наших времен индийский ландшафтный дизайн пользуется большой популярностью и спросом. Садовое искусство в Индии это не способ украсить внешнее пространство, это особый культ, знак мудрости. Историю садов Индии можно разбить на три основных периода.

С II по IV век нашей эры приходится первый период истории и по праву называется Золотым. Сады начинают плотно входить в жизнь индусов, деревьям слагаются различные трактаты, женщины включают дерево в предметы своего туалета.
Во дворцах разбивали сады четырех типов, и все они посвящались богу Индре.
Садовым растениям отводилось тоже особое место, они тщательно подбирались и устраивались в саду в особых местах, связанных с предназначениями. Садовая культура Индии – это удивительная история, которую можно найти в каждой стране, в каждом городе. О растениях можно читать долго с интересом на vandaflower.ru, который расскажет много познавательного в разных областях.

Довольно часто сад использовали и по практическому назначению — здесь проходили деловые встречи и разговоры, различные увеселительные программы. В тихих местах сада зачастую предавались любовным утехам, свидетельство этому — различные миниатюры тех времен. Все это требовало определенной оснащенности, поэтому сад в то время украшали беседками и качелями. Обязательным считалось присутствие воды в саду, поэтому сооружались водоемы, в которых плавали разнообразные водоплавающие птицы.

Вместе с развитием дворцовых садов развивались и буддийские сады. Для буддистов это искусство считалось религиозным актом, который позволял слиться воедино с природой. Поэтому буддийские монахи уделяли достаточно много времени разведению садов при монастырях.

Следующий период развития приходится на XVI—XVIII столетия. В этом периоде активно используется принцип Чор-Бак, по которому вся территория сада разбивалась на четыре квадрата, которые в свою очередь тоже делились на квадраты. Тропинки и дорожки не использовались, территорию разделяли при помощи каналов с водой. В этом периоде вода приобретает довольно весомое значение в индийских садах. Бассейны, водоемы и фонтаны были основой садов, все остальное всего лишь их дополнением.

Читайте также:  Сок фруктовый сад нектары

Результатом глобальных исторических изменений в стране, стал третий период развития садово-паркового искусства в Индии. Монгольская империя и центральная Индия объединились, вследствие чего объединились две культуры. Так появился абсолютно новый тип сада — раджпутский. Запад довольно сильно повлиял на дизайн индийских садов. В это время в качестве декора появляется мозаика, разнообразное искусственное освещение, скульптуры, территорию сада стали разграничивать решетками. Появились новые виды растений и птиц.

Стиль индийского сада главным образом заключается в строгой геометричности, в единстве сада и дома, открытом пространстве, сад подразумевает собой единую среду и не разбивается на отдельные участки. Все же, наиболее важная деталь — это вода. Фонтаны и бассейны, каналы и пруды — все это незаменимая часть индийского ландшафтного дизайна. Максимум использования воды в парковом строительстве — сад на воде, где предполагалось устраивать сушу посреди воды, а не наоборот. Строительство такого сада необычайно сложный процесс, который по достоинству оценен созерцателями и ценителями.

Источник

Сады Индии. Развитие ландшафтного искусства в Индии

В Индии сады никогда не были лишь способом организации пространства вокруг дворцов или других построек или тем более декоративным элементом. Садово-парковое искусство для жителей этой страны — это важнейшая часть духовной жизни, символическое выражение их представлений и верований. Один из древнейших индийских культов — культ дерева, которое считалось сакральным знаком мудрости и долголетия и воспевалось в народном эпосе и манускриптах индуизма. Почтение к деревьям вошло в буддийскую мифологию как важнейшая составляющая — каждый период жизни Будды связывается с определeнным деревом. По преданию Будда родился в саду Лумбини, предназначавшемся для прогулок жителей города Сакья. «Махабхарата» и «Рамаяна» — знаменитые эпосы Древней Индии — подробно описывают городские сады и парки и обитающие в них растения: манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос.

Что же такое индийский сад с точки зрения организации, композиции и концепции? История этого вопроса насчитывает как минимум три тысячелетия. Индийский сад — это не определенное направление, а лишь объединенное название всех садов страны безотносительно их стиля. Если классифицировать индийские сады, то в истории их строительства можно выделить три основных периода.

Первый период охватывает время со II по IV столетие нашей эры и считается «золотым веком» индийского садоводства. Именно тогда садово-парковое искусство проникает во все сферы жизни. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырeх типов: для царей, царской семьи, жрецов и царедворцев. Все они имели особый духовный смысл и были посвящены богу Индре. Вместе с тем у них было и совершенно практическое значение — в этот период сад становится местом, в котором разворачивается жизнь индийских аристократов. Именно в саду, а не в доме проходили и деловые переговоры, и светские увеселения. Обязательными его элементами были водоем, утопающий в кустах жасмина павильон, качели. На ветках манго и баньяна висели клетки с птицами, а в прудах плавали лебеди, гуси и утки.

Читайте также:  Мой сад интересный дизайн

Следующей вехой в истории ландшафтного строительства Индии становятся сады Могольской империи XVI-XVIII вв. В это время в мелодию традиционных индийских садов органично включаются мотивы мусульманского Востока. Главным образом это нашло выражение в использовании принципа Чор-Бак, что в переводе означает «четыре квадрата» и, в соответствии с названием, представляет собой многократное деление сада на квадраты. В качестве разделительных полос использовались не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивались фонтаны или бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, именно в этот период начинает играть главную роль в индийском саду. Всё остальное — мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки — становится дополнением, цель которого оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сад Пинжор — даже сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии, сад Нишат. Величайший же образец могольского сада — парк при мавзолее Тадж-Махал, который спланирован как своеобразная водная дорога, ведущая к мечети, — без этого невозможно представить главный символ Индии.

Со временем Могольский сад преобразуется в Раджпутский сад. Этот тип сада возникает в результате слияния двух культур: Раджастана (Центральной Индии) и культуры Могольской империи. Характеристикой садов этой эпохи является чрезмерная декоративность: появляются мозаика, искусственное освещение, помимо фонтанов и бассейнов сады украшают скульптурой, ажурными мраморными и деревянными решётками, по аллеям и дорожкам садов гуляют павлины. Помимо местных растений, начинают сажать и экзотические: гампу, гранат, яблони, бананы, могра, чамаили, королеву цветов — бара-машу, которая цветёт круглый год, за что её справедливо прозывают «12 месяцев». Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад, разбитые в те давние времена.

Первый период распространения буддизма в Индии началось строительство загородных дворцов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха. Позже под влиянием магометанства назначение этих сооружений изменилось. Участок за городской чертой окружали стенами, и в центре воздвигали четырехугольное или восьмиугольное (в плане) здание, перекрытое куполом. Его строили на высокой террасе, от которой начинались широкие аллеи, окаймленные мраморными колоннами и рядами фонтанов. Прямоугольники сада были украшены вечнозелеными и плодовыми деревьями. При жизни владельца центральное здание использовали как летний дворец, в котором проводили шумные празднества. После смерти владельца назначение здания менялось. Тело владельца хоронили под центральным куполом, и с этого дня здание превращалось в мавзолей.

Читайте также:  План оздоровительной работы на лето в саду

Выдающимся сооружением такого типа также является мавзолей Тадж-Махал. Это усыпальница жены Шах-Джахана (недалеко от города Агры).

Климат и культ воды явились основополагающими факторами для развития в индии водных систем, приобретающих в отдельных случаях доминирующее значение и превращающих ансамбль в сады на воде. В этом заключается характерная особенность садов Индии. Очевидно, на такое направление в садово-парковом искусстве повлияли древние плавучие сады в Кашмире (всего садов в Кашмире было более чем 700. Они посвящались одному цветку или существовали для «созерцания при лунном свете» и пр.).

Плавающие сады создавались на узких плотах длинной 9 м и шириной 2-3 м. Их устраивали следующим образом. Растущую траву срезали у основания косой. Всплывшую траву связывали в маты, которые прикрепляли к шестам, вбитым в дно озера. По краям мата устраивали заборчик из растущего тростника. Маты покрывали землей, взятой со дна озера. Из земли на плотах делали грядки высотой 60-70 см. На грядках выращивали цветы, а также огурцы, дыни и другие овощи. Сады были разделены каналами и рвами, окаймлены осокой и камышом. Каналы были настолько узкими, что по ним едва могла пройти лодка.

Кроме того, в Индии и Тибете издавна создавали сады с лекарственными растениями. Там выращивали канифольные, гранатовые деревья, чёрный перец и др., из которых составляли снадобья, исцелявшие 404 недуга и «приводившие в доброе согласие 8000 немощей»

Таким образом, можно выделить характерные черты ландшафтного строительства Индии:

  • 1) строгая геометричность в композиции садов;
  • 2) доминирующая роль воды;
  • 3) использование нюансов и контрастов по форме кроны и окраски листвы деревьев;
  • 4) сходство с персидскими (иранскими) садами;
  • 5) основная тема — тема плавающего острова;
  • 6) единство внутреннего и внешнего пространств, сада и дома.

А здесь приведём характеристику, которая касается современного исламского (восточного) сада из справочника по ландшафтному дизайну. Итак, восточный сад имеет такие отличительные черты:

  • 1. Геометрический стиль планирования, основная форма — квадрат как символ бытия;
  • 2. Обязателен фонтан, так как журчание воды очищает сознание;
  • 3. Сад преимущественно тенистый, если деревья молодые, широко применяется вертикальное озеленение с помощью лиан;
  • 4. В цветники, часто углубленные в газон, высаживают пряные и ароматические растения, царица исламского сада — роза;
  • 5. От внешнего мира отгораживают высокой стеной, стриженными «зелёными стенами»;
  • 6. В качестве дополнительных элементов декора используют фрески и мозаичные панно.

Источник

Оцените статью