Сады и парки церкви

История парковых садов православных храмов

Ландшафтно-архитектурный образ православных соборов и монастырей сложился на основе того, что подавляющее большинство их были не отгорожены от природного ландшафта, а напротив, сливались с местностью, даже в городской черте застройки. Часто они строились с учетом открывающегося вида на большую воду или на просторы русской природы. Близость водной стихии, ориентация храмов на реку, озеро являются типично русской чертой ландшафта близ храма, монастыря.

Сады в православных монастырях существенно отличались от западноевропейских и планировкой, и смыслом. Они, во-первых, были больше по размерам. При этом часть насаждений утилитарного назначения всегда оставалась в пределах монастырских стен.

Следует выделять три характерных типа садов при культовых сооружениях Православной Руси:

В разных сочетаниях эти сады присутствовали в монастырях и при храмах. Но, в отличие от монастырских садов Западной Европы, в садах православных храмов использовались совершенно другие растения-символы, и их было совсем не много. Это яблоня-полудичка, крупноплодная дичка или народный сорт с красивыми плодами, вишня и крыжовник (кружавник). Боярышник не считался символом страданий Христа, а относился скорее к кустарникам природного окружения. В каком-то смысле терновые рощи олицетворяли Христовы страдания. В образе рай-дерева в православном понимании выступает скромное растение из природного окружения ива-осокорь, по сути ива кустовая с душистой корой – разновидность ракитника, тальника. Большинство кустарников с ароматными цветками природного происхождения (калина, шиповник) всегда воспринимались не как растения-символы красоты, а как полезные в саду источники плодов или кулисные посадки. Культурная роза – символ Девы Марии у католиков, завезенная в Россию только в эпоху Петра I, никогда не была символом Богоматери и стала выращиваться в монастырских садах только с конца XVIII века, в пору активного обмирщения церкви.

Истинным символом Богородицы, в русском православном саду всегда была лилия (по церковному — крин). Высаженная у водного источника (криницы), она составляла главный элемент цветочной композиции. Там, где позволял климат, при храмах высаживали виноград – библейский символ священного дерева. В принципе висячие лианы, вьющиеся растения в монастырских садах Северо-Восточной Руси были редкостью, но использовались на Юге. Из обильно цветущих пород в ландшафте церквей использовались рябины, орешник, черемуха. Местные породы (вязы, дубы, липы, березы) всегда были формообразующими для рукотворных ландшафтов при храмах.

В русских монастырях обожествлялась сама природа, а не сад, продукт деятельности человека. Человеческая жизнь и ее потребности рассматривались как греховные и недостойные святости. Сады на новых, распаханных землях устраивались по преимуществу для утилитарного их использования. Они не были символами рая небесного или рая земного — Эдема. Рай — это окружающая, не измененная греховным человеком природа. Поэтому святой и праведник должны жить среди праведной же природы.

Читайте также:  Какие врачи для сада нужны

С продвижением монастырей на Север возник тип православного яблоневого сада полностью рукотворного, созданного на каменных островах (практически на насыпном грунте поверх скальной породы), так называемый «ботанический сад Русского Севера». В отличие от благоприятной для садоводства природы Соловецкого архипелага, Валаам отнюдь не был раем для деревьев. В этом типе монастырского сада на островах с особым суровым климатом, особенно ярко раскрылся талант преобразования природы и агротехническое творчество монахов. Монах Поисий прививкой развел 21 сорт яблони. Некоторые из них прожили 100-160 лет. Сад из 400 яблонь, дававший более 230 центнеров яблок в год, стал примером праведного труда монахов и умения понимать природу.

Другой своеобразный ландшафт представляют аскетичные церковные сады, характерные для деревянных храмовых комплексов Северной России. Одна-две яблони, растущие и радующие урожаем, являют собой еще один, особый тип сада при православном храме.

В Петровскую эпоху в монастырских садах появляются все признаки обмирщения (секуляризации) ландшафта: мосты, гроты, мельницы, мощение дорожек. Ориентир на Европу стараниями Петра и его сподвижников определили регулярный стиль планировки главных монастырей Петербурга, в основном с оглядкой на голландские сады. К 1722 г. было высажено более 20 тыс. единиц саженцев клена, односторонние аллеи из рябин, берез, плодовые кустарники (смородина, вишня). Цветники включали тюльпаны, гвоздики, фиалки, шалфей. В цветниках же размещались клубника, салат, майоран. По сути, смешивались декоративный сад и огород.

Более того, многие огороды между церковными зданиями и домами, примыкающие к проездам участки в административном порядке заменялись цветниками, посадками рябин, сирени. Размывалась граница утилитарного и декоративного.

Показательно, что вопреки обмирщению церкви в конце XIX века, несмотря на появление элементов регулярного оформления территорий монастырей, скромность и простота декорации ландшафта сохранялись в большинстве архиерейских дворов. Подстригались деревья и кустарники, все чаще в монастырях устанавливались штакетники, простые деревянные ограждения, которые организовывали движение по территории.

Монастырские сады конца XIX века сильно различались по богатству и в зависимости от их политической значимости по-разному благоустраивались. Появилась ориентация на английские пейзажные сады-парки с характерным для них уютом и обжитым характером. Широкие прямые мощеные аллеи прокладывались от монастырских келий к главному храму, так что в конце XIX века ландшафт, к примеру, Александровско-Невской Лавры приобрел парково-романтические черты. В современных ландшафтных работах на территории малых дворов при храмах стали все чаще реализовываться композиции-инсталляции с элементами символизма. Их применение уместно, если прихожане хотят на продолжительный период сохранить данный символ-сюжет во дворе своего храма.

Читайте также:  Декоративная пальма в саду

За последние два века принципы садов эпохи барокко по-своему переосмысливались монастырским садоводами России. Так, сложный рисунок партеров, устроенных на территории Смольного монастыря Петербурга со стороны р. Невы, несмотря на его нарочитую симметричность, усложнялся по мере удаления от центральной аллеи, такой прием придавал монастырской территории элемент динамики, так характерный, для всей русской ландшафтной архитектуры.

Источник

Монастырские парки: где можно погулять в Москве

монастырский парк

Прогулка в парке снова становится одним из любимых способов отдыха москвичей. Но помимо актуальных светских мест, есть более камерные – монастырские сады и скверы. Здесь тоже можно погулять с детьми или посидеть на лавочке с книгой. Вниманию читателей предлагаем небольшой обзор.
В Марфо-Мариинской обители милосердия

Парк Донского монастыря

Территория парка Донского монастыря большая. Деревья старые, высокие и тенистые. Пожалуй, это самый дикий, в хорошем смысле слова, монастырский парк Москвы. Здесь много укромных уголков, правда, мало скамеек. На территории парка есть кладбище – очень уютное и самое древнее на территории столицы. В монастыре долгие года располагался архитектурный музей, поэтому на территории есть, что посмотреть помимо надгробий.

Туристов не очень много, зато много студентов-художников, которые пишут этюды. По этой причине на девушек в брюках и без платков никто не обращает внимание, но если есть желание зайти в храм, можно взять платок на прокат. В трапезной продают местные квас, морс и пирожки. В монастыре есть экскурсионное бюро для тех, кто не любит гулять сам по себе.

Вход на территорию бесплатный, любителям фотографировать придется заплатить 100 рублей, но есть и закрытая территория – ходить можно не везде. Перед входом в монастырь есть парковка.
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк

Парк Новодевичьего монастыря

Территории Новодевичьего монастыря большая и ухоженная. Деревьев не так много, но газоны аккуратно подстрижены, и на них можно сидеть. Впрочем, в парке есть и скамейки. Можно затеряться между сестринскими кельями, игуменскими и архиерейскими палатами, но уютных и тихих уголков почти нет. Очень много туристов, они приезжают целыми автобусами.

Вся монастырская территория открыта, гулять можно везде. Слева от входа есть макет монастыря и схема, где что находится. Можно купить билет и осмотреть музеи самостоятельно, также можно заказать экскурсию. Для посещения всегда открыт Успенский храм. Смоленский – по билетам.

Читайте также:  Где в саду посадить фундук

Вход в парк бесплатный, фотографировать можно за 100 рублей. Вокруг территории монастыря, за его стенами есть замечательный, ухоженный парк с прудами. Хотя, к монастырю он не относится, но гулять там одно удовольствие. Самый красивый вид на монастырь открывается с противоположной стороны пруда, если обходить его справа. В парке есть скульптурная композиция утки с утятами, которую очень любят дети.
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк

Парк Марфо-Мариинской обители

Парк Марфо-Мариинской обители воссоздан таким, каким он был при жизни основательницы преподобномученицы Елисаветы – аллеи, горки, клумбы, фонтан, беседка. Есть несколько больших деревьев, которые помнят святую настоятельницу. В целом, парк небольшой, хотя очень уютный и ухоженный. Тут много укромных скамеечек, где можно отдохнуть от городской суеты, почитать книгу, подышать воздухом. Кстати, на территории обители есть хороший книжный магазин. Для детей есть современная детская площадка.

Территория открыта для посещения в дневные часы, ежедневно открыт и Покровский храм. Туристов почти нет. Женщинам гулять по территории можно без платка и в брюках, но на входе в храм платок вам предложат взять напрокат. В обители есть кафе, где кроме полноценного обеда можно купить деревенские молочные продукты с подворья обители.

И посещать парк, и фотографировать можно бесплатно. Дом-музей святой прмч.Елисаветы открыт только для посещения с группой и экскурсоводом, такие экскурсии проводятся ежедневно для всех желающих.
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк

Парк Спасо-Андроникова монастыря

Монастырь не действующий, вся территория – это музей прп.Андрея Рублева. Деревьев немного, в основном, газоны (ходить по ним нельзя, сидеть тоже) и клумбы, но погулять в стенах древней обители, тем не менее, очень приятно. Собственно туристов в парке не очень много, но в обеденный перерыв тут прогуливается немало офисных работников. Для прогулок есть круговая дорожка вдоль стены вокруг собора. Он действующий, на входе женщинам предложат повязать платок.

Вход на территорию бесплатный. Посещение экспозиций музея – по билетам. Внутри монастыря есть трапезная с традиционной русской кухней.

Перед входом в монастырь есть небольшой сквер, есть так же и тропинка вокруг монастыря с внешней стороны. Но ходить там не очень приятно, хотя отсюда и открывается красивый вид на город – монастырь находится на холме, у реки. Соседство с Курским вокзалом привлекает в уютный сквер бездомных.
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк
монастырский парк

Фото: Екатерина Степанова. Текст: Екатерина Степанова, Анастасия Отрощенко

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

Источник

Оцените статью