Сады дворцов и монастырей

Возникновение и развитие монастырских садов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие монастырских садов»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНАСТЫРСКИХ САДОВ

Т.П. СМИРНОВА, выпускница МЛТИ, ландшафтный архитектор

В русском народе всегда жила особая любовь к природе, во всем ее многообразии и изменчивости.

Русский пейзаж в основном формировался самой природой и человеком, организующим (вначале стихийно) природную среду. Так строительство монастырей, церквей сопровождалось выездом на место князя или высокого духовного лица. Выбиралось господствующее местоположение с открывающимися просторами.

Внутри монастырских стен высаживались овощи, лекарственные травы, плодовые деревья и кустарники. Первоначально сад или, по древнеславянски, «вертоград» был, прежде всего, овощником, необходимым для утилитарного использования. Вместе с тем, одновременно с таким назначением плодов, лекарственных трав, соседствует эстетическое восприятие растений, присутствует момент «любования», что мы можем проследить по изображению деревьев, цветов на иконах; последнее подтверждает также существование садов уже в начале зарождения христианской религии и образования православных монастырей. От западноевропейских монастырей восприняты крестообразные аллеи и дорожки, часто с церковью посередине.

Об облике старинных русских садов и огородов дает довольно определенное понятие «Домострой»: «. домашнее, семейное наставление, составленное попом Сильвестром в молодые годы Ивана Грозного» в пересказе А. Регеля — «Двор или усадьба . располагались по возможности на возвышенном месте, кругом стоял острый «замет» или «тын» (частокол), а то и, просто, ряд вязов; в сад выходил «рундук» — терраса, огороженная балясами; что в саду, что в огороде — помещавшемся рядом -росли фруктовые деревья, . да ягодные кустарники; между деревьями копались грядки, на которых сеялось огородное зе-

лье: лук, чеснок, огурцы, редька, свекла, репа и морковь; около забора обыкновенно сажали капусту и свеклу; вперемежку с подсолнечником и калиной, пестрели шапочки и ноготки; встречались иногда и парники, крытые слюдой: тут выводили дыни; кроме фруктовых деревьев, попадались изредка и лесные, но либо пахучие (например, черемуха), либо особенно нарядные (рябина, калина); под липой или черемухой ставились улья.

В саду помещалась баня, на краю пруда; у богатых людей прудов имелось по нескольку, чаще всего по четыре: для катанья, купанья, поливки, полосканья, а главное для содержания рыб. Для питья и стряпни вода добывалась из колодцев. Весьма существенною принадлежностью сада был земляной погреб. ».

А. Регель пишет, что садострои-тельная деятельность византийских монахов началась с центра православия, с Киева уже в XI в.

Читайте также:  Во саду ли прослушать

Возникли сады, в которых монахи и обученные ими послушники выводили вишни, груши, сливу, смородину, малину, «бер-сеню» (крыжовник) и прочее. «Особой знаменитостью пользовался Киево-Печерский «яблонный сад», один из старейших во всей России, т.к. монастырь основан в 1051 г.».

В первой половине XII столетия, когда Юрию Долгорукому не удалось занять Киевский престол, и он удалился в Москву, начинает преобладать северо-восток Руси. Долгорукий привез с собой греческих монахов, опытных в различных промыслах — зодчестве, иконописи, литейном деле и каменном, в торговле и садоводстве. С этих пор монастырские сады и угодья появляются во Владимиро-Суздальских землях (при сыне Юрия, Андрее Боголюб-ском). Там росли вязы, липы, но «особою славою, до сих пор не утраченною, пользуются «вишенники», т.е. вишневые сады».

В Пскове, в Опочецком уезде, церкви Св. Николая Чудотворца, посадили яблонный сад в 1473 г.

Московское садоводство начинается с эпохи перенесения великокняжеского престола и водворения метрополии в Москве, расцвет приходится на ХУ1-ХУИ вв. Тогда, вместе с монастырями стали распространяться сады в Москве и под Москвой. Митрополиты развели у себя сады», прославившиеся своей красотой, т.е. изобилием роскошных плодов и множеством благоухающих цветов, которыми были засажены келии и ограды. Известны были такие сады, как митрополичий в Кремле, на Спасо-Семеновом подворье у Никольских ворот; Кудринский патриарший сад, Троице-Сергиевский, Воробьевский, Московско-Донской, Новоспасский и другие, «но красой всем садам были Крутицкие вертограды, с цветниками и прудами до того изящными, что сад этот, . был «аки некий рай». Этот сад «хотя и не был лишен общепринятого утилитарного характера, так как в нем водились овощи и фрукты, «чердаки» и теремки, «за утешение и от труда преставшим за успокоение и оградою огради ради прохлаждения, яко ихний рай, и по труде хотящим вкусити пищу и питие, и служащие одному приготовлением», но, тем не менее, сад этот, в прогулочных частях, уже носил характер современного парка, отличался богатством и роскошью цветов и содержал несколько живых ключей и нарочно выкопанных источников». Монастырские сады дали толчок возникновению царских и боярских садов, а также развитию плодоводства и огородничества в крестьянских усадьбах и наделах.

Существует мнение (Д.С. Лихачев), что возможно «в развитии монастырских садов в России существовал перерыв, который падает на период Х1У-ХУ вв.». «Развивается скитское монашество, строительство монастырей уходит все дальше на север, они располагаются среди дикой природы. Этот выбор объясняется развившимися в XIV в. на Руси представлениями,

Читайте также:  Сады вилландри сад любви

что только первозданная природа, устроенная самим Богом, гармонирует со стремлением к совершенствованию монахов. Такие представления проповедовались в учениях Нила Сорского, Григория Нисского, который написал «Слово о первозданной красоте мира».

В XVI в. с развитием общежительных монастырей вновь возродилась идея внутримонастырского сада. Монастырские сады, по примеру Библии, символизируют рай. В описаниях можно встретить наряду с названием «рай» еще «рай-город». Монастырские стены, ограда несет в себе символ райской замкнутости монастырской жизни в самой себе; помимо того и, прежде всего ограда выполняет оборонные функции. Итак, все, что находилось внутри ограды, было «раем».

В отличие от западноевропейских монастырских садов на Руси, по свидетельству иностранцев, даже в XVI в. роза отсутствовала; здесь имелся лишь шиповник. Символом Богоматери (среди многих других) в Древней Руси была белая лилия. Не было в русских монастырях и лабиринтов.

Сады имели не только декоративные растения, но и плодовые, ибо рай — это место, где нет труда, где обилие всего, где поют птицы и цветы не только украшают, но и распространяют благовоние.

Существовали также сады за пределами монастырских стен, как, например Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря. Д. С. Лихачев предполагает, что, возможно, такой тип сада-рощи близок к языческим священным рощам. Следует подчеркнуть, что по иконописным источникам видно отдаваемое предпочтение в садах цветам, также существенное значение имеют плоды, птицы.

С XVI в. начинается период вмешательства человека в окружающую природу; особенно в монастырях, следующих религиозным концепциям Иосифа Волоцкого. Вначале благоустройство имело утилитарно-эстетическую направленность: строительство плотин, прудов (в том числе сад-

ков для рыбы), каналов, устройство огородов и фруктовых садов. При Никоне в XVII в. проявляются устройства чисто эстетические и символические: в Ферапонтовом монастыре на Бородаевском озере Никон строит остров в форме креста — как бы «христианизирует» природу. Эти приемы являлись также отражением западных тенденций в садово-парковом искусстве. По описям садов XVII в. наряду с плодовыми деревьями, ягодными кустами разводились цветы и душистые травы: сажались деревья, имеющие не только утилитарнйе значение, а деревья — символы, как, например кедр. Последние несли и большое эстетическое значение. Сад являлся также местом для отдыха, размышлений и был уже в то время насыщен беседками, теремцами, небольшими постройками уединенного характера для молений.

Читайте также:  Пионы в садах коллекционеров

Сочинение на философские темы, в котором присутствует упоминание о садах, где «в немногом пространстве многое заключается» встречаем у Симеона Полоцкого, написанного в 1578 г.

Характерная особенность русских садов XVII в. — висячие сады; такой сад был устроен в Ростове Великом при митрополите Ионе Сысоевиче. Для разведения садов привлекаются не только западные мастера, но и «старцы» монастырей, видимо, именно там умели «водить сады» .

На XVIII в. приходится царствование Петра I и Екатерины II, известных своими переменами и нововведениями. Петр I рос среди садов Измайлова, Коломенского, Кремлевских садов. В своем стремлении сделать Россию передовой, приблизить ее к западу, большое внимание придавал и этой стороне, посылал учиться голландскому садовому искусству.

Развитие пейзажных парков мало повлияло на монастырские сады. Планировка внутри них составлялась по преимуществу геометрической; особенно в

монастырях с небольшой площадью, т.к. такая планировка наиболее рациональна, обеспечивая кратчайшую функциональную связь между церквями и различными службами.

Символ креста в планировке монастырских садов остается и в последующие столетия, до XIX в. Крестообразная планировка в различных вариациях прослеживается во многих монастырских и церковных территориях.

Так восьмилучевая планировка плодового сада в Борисоглебском монастыре, около Ростова Великого, представляет по сути два стилизованных, наложенных друг на друга креста. Планировка у южного фасада Благовещенской церкви также повторяет православный крест.

Пейзажное направление нашло свое выражение: во-первых, в садах, прилегающих к основной монастырской территории за пределами монастырских стен — как, например, в бывшем Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, где имитировался пейзаж и характерные символические места Иерусалима; во-вторых, в отдельных частях монастырских садов, где создаются сады в период XVIII-XIX вв. Так, настоятельский сад в Ростовском Борисоглебском монастыре, заложены в 1829 г. при архимандрите Рафаиле в северо-западной части монастыря, по всей вероятности, имел пейзажную планировку. Основанием для такого суждения является рельеф местности: перепад высот, склоны различной крутизны; наличие пруда в самом «углу», у стыка монастырских стен; в пользу этого утверждения говорит и время его создания, когда пейзажные светские парки стали преобладающими.

Таким образом, монастырские сады имеют свои специфичные особенности; вместе с тем в садах появились в XVIII-XIX вв. различные направления, характерные для светских садов этого периода.

Источник

Оцените статью