Садово парковые ландшафты китая

Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.

Мировоззрение китайцев, их представление о функционировании природы и месте человека в ней (обусловленные, в частности, даосизмом и чань-буддизмом ) диктовали своеобразный подход к сооружению зданий, их планировке, декору и включению архитектурных строений в окружающую среду.

Определённое символическое значение имели цвета, в которые окрашивались детали зданий и само местоположение построек, согласно учению у-син . Главным же для строителей было требование — чтобы всё созданное человеческими руками, ни в коем случае, не нарушало естественной гармонии природы. Таким образом, задачей строителей становилось создание ландша́фтной архитектуры .

При сооружении пагоды, храма, усадьбы или дворца, архитекторы, по возможности, стремились «вписать» строение в окружающую среду, максимально сохраняя и используя естественные холмы, реки и деревья. Иногда ландшафт дополняли искусственно созданные объекты, почти не отличавшиеся от природных. Наличие ландшафтного парка рядом с постройкой создавало определенную эмоциональную атмосферу, а также выражало философскую концепцию о содержании «Великого в Малом» . Согласно этой идее, отдельные деревья, валуны, водоёмы должны были символизировать всю полноту и гармонию мироздания, занимая архиважное место в этом рукотворном кусочке Вселенной. Искусство создания таких садов прошло долгий путь, в результате стало отражением философии и мировоззрения китайцев.

Сады, создаваемые в средневековом Китае отличались по предназначению и размеру. Они были императорскими и частными. Естественно, что императорские отличались большими масштабами и помпезностью.

Частные же сады, за которыми закрепилось название «сады учёных» или «философские» были более скромными по размерам и интимными. Их предназначением было дать возможность поэту, художнику или учёному, затеряться в ландшафте, уединится, и в слиянии с природой, открывая внутренне Дао или чаньскую Истину, наслаждаясь гармонией и красотой, поразмышлять о жизни и мироздании. Не случайно, в какой-то период истории, такие сады стали сосредоточием культуры — там проходили поэтические встречи, музыкальные вечера, учёные беседы и т.п.

Обычно, китайский сад обносился стеной, внутри которой были высажены деревья и цветы, разбиты водоёмы с непременными мостиками, перекинутыми через них, с валунами и группами камней. Наличие камней и воды было обязательным. Они воплощали идею гармонии вселенной и символизировали собой два главных элемента мироздания — ян и инь.

Своеобразным символом китайских садов стало украшение их особым видом камней, добываемых со дна озера Тай-ху . Они отличались размерами (до 10-15 метров в высоту) своей причудливой фактурой — с множеством отверстий и полостей в теле камня, и особым звуком, подобным колокольному, рождаемым даже при ударе. Камни Тай-ху называли «божественными», в том числе и потому, что китайцам их форма и вид напоминали каллиграфию — священные даосские письмена.

Согласно китайским воззрениям, камень тай-ху должен был обладать пятью главными качествами , делающими его идеальным: шоу — узкий, чжоу — морщинистый, лоу — продырявленный, тоу — проникающий, сю — красивый.

Однако, «божественные камни» имели не совсем природное происхождение. Как говорят исследователи, такие камни добывали из озера, затем делали в них отверстия, придавая нужную форму, а затем вновь на несколько лет помещали в воды, чтобы они скрыли следы инструмента мастера. Таким образом, даже здесь проявлялась философская мысль, что человек, как неотъемлемый элемент мироздания, может и должен усовершенствовать природу, придавая ей эстетическое завершение .

Немалую роль играли здесь у-син и фэн-шуй . Все объекты искусственного ландшафта должны были располагаться определенным образом относительно друг друга, чтобы взаимовлияние их было максимально позитивным и для функционирования сада, и для человека, попавшего в такой сад.

Особенностью китайских садов было то, что пространство делилось на различные зоны — «зеленые комнаты» и «дворики» внутренними стенами, павильонами и галереями. Изначально, такие перегородки, разделяющие сад на отдельные участки, создавались в связи с верой в их магические функции — защиты от злых духов.

Позже, они приобрели чисто эстетическое, художественное значение. Посетитель или хозяин сада не мог охватить взглядом всё пространство целиком. Но прогуливаясь по парку, он каждый раз открывал для себя новые виды и ракурсы, которые давали новые, разнообразные впечатления.

В стенах, делящих пространство сада на отдельные зоны, часто проектировались «проникающие» окна, или небольшие, «дверные» проёмы, прихотливой формы.

Например, входу придавалась форма бананового листа, круглое окно, напоминало полную луну, а решетки на окнах, декорировались геометрическим, бегущим, текущим, бесконечным орнаментальным узором. Такие отверстия в стенах, создавали своеобразный эффект «картины в раме» — тому, что открывалось взору зрителя.

Нужно сказать, что создание философских садов, во многом уподоблялось занятиям живописью и поэзией. Неслучайно, такие идеальные ландшафты нередко переносились художниками в свои пейзажи, и наоборот, некоторые идеи при создании сада, могли быть заимствованы из картин. Ну и, конечно, немало стихов посвящено таким садам, прогулкам в них, и мыслям, которые навевали эти ландшафты поэтам.

Бывали случаи, когда ландшафт формировался искусственно не только для удовольствия и красоты, а вследствие практической необходимости. При этом, врождённое стремление китайцев к гармонии с природой, делало такие объекты не только утилитарно-полезными, но и эстетически прекрасными. Именно таковы рисовые террасы Хунхэ-Хани , включённые в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО летом 2013 года.

Читайте также:  Чем обшить фасад беседки

В китайской провинции Юньнань, на огромной территории площадью свыше 16 тыс. гектар, раскинулись рукотворные рисовые поля, созданные народностью хани ещё в эпоху Тан (примерно 1300 лет назад). Террасы, образованные сделанными вручную земляными насыпями, удерживающими воду, каскадами спускаются по склонам гор Айлао к руслу реки Хуанхэ. Местные жители с давних пор, называют их «лестницей в небо».

Это красивейшее, захватывающее дух зрелище – удивительный пример, как утилитарный сельскохозяйственный объект может стать настоящим произведением искусства! Рисовые террасы Хунхэ-Хани прекрасны практически во все времена года и суток и в любую погоду. Но особенно хороши они, когда эти чаши, созданные невероятными усилиями китайских крестьян, заполнены водой – тогда в них отражается, дробится, переливается множеством оттенков вся окружающая их природа и небесный свод, делая это зрелище поистине волшебным и завораживающим.

В послании ЮНЕСКО об этом культурном ландшафте говорится следующее: «Эффективная система рационального землепользования, используемая на рисовых террасах Хунхэ-Хани, является образцом удивительной эстетической и экологической гармонии между человеком и окружающим миром, основанной на уникальных и проверенных временем социальных и религиозных структурах» . А директор Управления культуры провинции Юньнань Хуан Цзюнь добавляет: «Народность Хани создала уникальный шедевр, интегрировав рисовые поля в этот природный ландшафт. Это торжество гармонии человека с природой».

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/imaginereview/filosofiia-sada-i-landshaftnaia-arhitektura-srednevekovogo-kitaia-5f3e6734b368b614be59fecf

Отличие садово-паркового искусства Китая от других

Многими тысячелетиями культура Китая приобретала свои индивидуальные составляющие, основываясь на двух религиях — даосизма и буддизма.

Это повлекло ряд очень важных процессов, которые отразились в мировоззрении жителей китайских стран.

Одно из немаловажных аспектов в китайской культуре является уважение и любовь к природе. Показывают эти прекрасные чувства китайцы разными способами. Например, известные ландшафтные дизайны садов и парков.

Садово-парковое искусство ее с древних время придерживается особой философии: Инь, женское начало, и Янь, мужской путь. Эти две части единого «Я» наполняют Землю, Воду Воздух и Огонь бесконечной энергией Ци.

Целью создания китайских садов является духовное общение человека с природой. Утренние, дневные и вечерние прогулки, медитации, созерцание красоты служили отдохновением для души и тела.

Ещё в XIX веке в Европе огромное признание получили китайские ландшафты. Тонкое понятие физического и духовного мира китайские мастера изобразили в своих ландшафтных работах

Лунные и входные ворота.

Лунные ворота — это один из самых загадочных и манящих явлений в китайском дизайне. Про эти небольшие проемы разных форм в человеческий рост ходят придания. Например, в одной рассказывается, что «лунные ворота» являются защитой от злых духов.

Легенды есть легенды, но главная их задача — это отделять сады друг от друга.

Входные ворота, в отличие от «лунных», всегда прямоугольной формы, имеют небольшую крышу и окрашены в сочные цвета. По входным дверям гость может понять социальное положение хозяина. Если ворота небольших размеров, то владелец дома и сада не высокого статуса.

Обычно эти ворота являются главной деталью сада, поэтому многие мастера ландшафтного дизайна изощряются над деталями.

Главной чертой ландшафтного китайского дизайна являются небольшие проемы. Они совершают точно такую же функцию, что и знаменитые «лунные ворота».

На сегодняшний день существует два вида таких проёмов. Окна в форме тонкой рамы, которые прозвали «садовая картина». И окна, имеющие в своем виде кованую или каменную решетку, на которой точно и аккуратно изображены разные символы. Например, дерево или солнце.

Каждый уважающий себя китайский дизайнер никогда не оставит своих клиентов без уютного и милого водоёма!

Вода является символом женского начала, поэтому в мини-парках имеются прудики, в которых плавают карпы Кои. Как правило, вокруг таких водоёмов и начинается магия китайского садово-паркового искусства.

Если вода — это женское начало, то камни — это Янь, мужской путь.

Часто в китайских садах можно наблюдать некие «горы из камней». Такой творческий подход смотрится весьма необычно. Многие туристы не понимают, почему в столь сказочном месте стоит такое нагромождение. Это имеет свой логичный ответ. «Каменные горы» олицетворяют бессмертную жизнь. Чаще всего используют необычные камни, поднятые с глубин морей.

Бонсеки — это небольшие строение, сделанные из камней и растений. Такие творческие сооружения являются невероятным творчеством. Известно, что их размещают на небольшие столики или подставки.

Беседки и Павильоны.

Беседки и павильоны всегда создаются в строгом традиционном стиле. Крыши с изогнутыми краями, деревянные столбы, окрашенные в красный или светло-зеленый цвета. Как правило, они размещены возле или в центре водоёма.

Мосты в Китае всегда имеют разную форму: горбатые, изогнутые, зигзагообразные и т.д. Служат для того, чтобы соединять два водяных пересечения.

Читайте также:  Как выбрать насос для автоматического полива газона

Фонарики, сделанные из специальных тканей и тростников бамбука. Их всегда размещают на стенках или внутри беседок. Они выполняют функцию украшений.

Изысканные фигуры имеют одну и основных функций в ландшафтном стиле. Они, по древним легендам, защищают хозяина от неприятностей. Их часто размещают у входа в сад или дом.

Чтобы не испортить эстетику китайские дизайнеры часто используют для покрытия разноцветную гальку. Благодаря ей создают разные узоры. Например, орнаменты, картины, растения и т.д. Такой подход связывает между друг другом разные элементы декора в китайском саду.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/energysmi/otlichie-sadovoparkovogo-iskusstva-kitaia-ot-drugih-5c99f7a9633ee400b2762373

парки и сады

Парки и сады Китая

Китайская цивилизация оказала огромное влияние на развитие человечества. В Китае были изобретены шелк, фарфор, порох, но еще важнее достижения китайской философии, искусства, культуры. Китай на протяжении почти 2000 лет развивался замкнуто, благодаря чему китайская культура отличается самобытностью. Позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею, Японию.

В культурной истории Китая фигурируют два выдающихся вероучителя – Конфуций и Лаоцзы. Конфуций (Конфуцзы, или Жуцэяо) – легендарный китайский мудрец, основатель конфуцианства – одного из трех главных религиозных учений Китая. Конфуцию (551-479 гг. до н.э.) приписываются две книги – «Книга истории» и «Книга од». В первой он собрал изречение легендарных правителей, во второй – старинные баллады и песни. Конфуций сформулировал золотое правило: «Не делай другому того, чего ты не желаешь себе». Он проповедовал гармонию в жизни, а его религией была этика. Созданный им образ идеального человека имел в основе главные добродетели: ум, храбрость и добрую волю. Он считал самосовершенствование корнем социального развития, а искренность – той чертой, к которой должен стремиться каждый. Большое значение Конфуций придавал красоте, правдолюбию и верности.

Лаоцзы (Ли Эр) – древний китайский философ, основоположник даосизма, второй из трех основных религий Китая (третья религия – буддизм). Лаоцзы (604-517 гг. до н.э.) был хранителем императорской библиотеки при дворе Чжоу. Главный его труд – «Книга добродетели», в которой он призывает к самоуглублению и освобождению своего «я» от оков повседневности. Лаоцзы проповедовал добродетель во всех ее проявлениях «Отплати за обиду добром»; «Ко мне добры – добр и я. Но с недобрыми я все равно буду добр, чтобы сделать их лучше».

Для даоизма также характерны любовь к природе и проповедь покоя. Он оказал сильное влияние на поэзию, живопись, садово-парковое ландшафтное искусство.

Буддизм пришел в китай в 64 г.н.э., в царствование императора Мингти из династии Хань. В течение трехсотлетнего правления династии Тан (618-907 гг.) между Китаем и Индией существовала оживленная связь по «Великому шелковому пути». Буддизм оказал существенное влияние на общественную жизнь и политическую обстановку в Китае, на его архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое ландшафтное искусство.

Китайские исследователи считают, что история садово-паркового ландшафтного искусства насчитывает более трех тысячелетий. Наиболее известны императорские сады. Свободная ландшафтная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями дворцовых зданий, прямоугольных дворов. В наиболее важных в композиционном отношении местах размещались беседки, мосты, обычно покрашенные в яркие цвета – красный, изумрудно-зеленый, желтый и др.

Многие императоры были покровителями садово-паркового ландшафтного искусства. Так, император Цинь Шихуанди, по повелению которого в период «Воюющих государств» (475-221 гг. до н.э.) была построена для защиты от набегов кочевников с севера Великая Китайская стена, имеющая общую длину 6350 км, известен также как владелец огромного парка.

Знаменитый парк Ихэюань (Парк спокойствия) при летнем дворце китайского императора по окраине Пекина, построенный в XVIII в., занимает площадь 330 га, из которой только одну пятую часть занимают горы, узкие полоски земли и островки, а четыре пятых – акватории. В парке представлены все типичные ландшафты Китая и основные приемы садово-паркового ландшафтноо искусства.

В парке Бэйхай (Северное море), находящемся в центре Пекина, рядом с Запретным городом, из 104 га площади 54 га занимают озера. Над парком возвышается гора, расположенная на одном из островов, с которой открывается живописный вид на парк и Запретный город.

В Древнем Китае получили развитие три основных вида садово-парковых ансамблей: крупные императорские парки, сады монастырей и храмов и небольшие частные сады при жилых домах. В садово-парковых композициях творчески воссоздавались природные ландшафты Китая с применением принципов: инь – действовать в зависимости от местных условий; цзе – максимально использовать окружающую природу; определять главное и второстепенное; применять контраст – большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; в малом добиваться большого эффекта; стремиться к достижению гармонии пропорций, последовательному раскрытию видов; учитывать фактор времени при восприятии ландшафтных пейзажей.

Крупные императорские парки создавались в расчете на восприятие пространственной композиции ландшафтного дизайна в движении. В парках прокладывались специальные маршруту, при движении по которым последовательно раскрывались пейзажные картины. Малые сады создавались в расчете на восприятие со статичных видовых точек, с которых открывались красивые виды.

Читайте также:  Создание клумбы непрерывного цветения

В Китае с давних времен почитаются особенно выразительные природные ландшафты, такие, как, например, горный пейзаж на реке Лиянг близ города Гуйлина, получивший название «самое красивое место в мире». Своеобразная канонизация таких ландшафтов нашла отражение в садово-парковом ландшафтном искусстве.

В садах и парках создаются композиции ландшафтного дизайна их камней в сочетании с древесно-кустарниковыми группами, разнообразные водные устройства. Сады и парки украшаются беседками, павильонами, галереями, а также скульптурами львов и других животных, птиц, каменными стелами со стихами и изречениями мудрецов. У входов в парки, на видовых площадках и в других важных в композиционном отношении местах устанавливались «пайлоу» — богато украшенные ворота своеобразной формы.

«На небе есть рай, на земле – Сучжоу и Ханчжоу» — эта китайская поговорка пришла из XII в. в описании Марко Поло, посетившего город Сучжоу в 1276 г., много восторженных впечатлений. Уже тогда в городе было 6000 мостов, множество пагод и храмов. В период расцвета в Сучжоу было более 100 садов и парков. Исторические карты свидетельствуют, что своих современных размеров город достиг уже в XII в. Старая часть города окружена стеной, которая частично сохранилась. Сучжоу – один из самых древних городов не только Китая, но и всего мира. Расцвет города связан с завершением в XIII в. строительства Великого китайского канала, который протянулся с севера (Пекин) до города Ханчжоу на 1782 км и составил альтернативу ненадежным морским путям. Канал, столь же грандиозное сооружение, как и Великая китайская стена, в отличие от последней, продолжает активно использоваться до сих пор. Сучжоу, расположенный вдалеке от моря, стал крупным портом и центром торговли, в котором разместились зерновые склады, было налажено производство шелка. В XIV в. город стал ведущим в Китае центром по производству шелка. Это был город китайской аристократии, знаменитых ученых, художников и архитекторов. Вершины своего развития город достиг в XVI в.

В богатых торговых городах сады и парки строили не только императоры и их наместники, но и торговцы, промышленники, государственные чиновники, ушедшие в отставку. В Сучжоу и Ханчжоу сохранились шедевры китайского садово-паркового ландшафтного искусства, созданные в XII-XVI вв., включенные в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В них нет официальной парадности императорских парков.

Сад Ваншиюань (сад Рыбака) в г. Сучжоу создан в XII в. как частный сад. На площади 0,4 га имеется пруд площадью 400 кв.м, живописные искусственные горы, композиции ландшафтного дизайна из деревьев, кустарников, цветов. Тщательная композиционно-пространственная организация ландшафта сада позволяла его владельцам любоваться красотой природы во все времена года. В настоящее время это памятник всемирного культурного наследия, который ежегодно посещают миллионы туристов.

Сад Чжочжэнъюань (сад Скромного чиновника) в г. Сучжоу, созданный в XVI в. на площади 4,1 га как частное владение. Сад является памятником садово-паркового ландшафтного искусства, включенным в Список всемирного культурного наследия. Водное пространство занимает три пятых площади сада. Главные сооружения фасадами обращены к водоемам. В северной части сада построены два острова с искусственными горками и гротами. На островах и на берегу водоемов расположены беседки, с которых открываются живописные виды на воду с лотосами. Острова соединены с берегами мостиками, по которым приятно гулять. В воде и на берегу растут цветы, травы и деревья, которые создают выразительные ландшафтные композиции.

В садово-парковом ландшафтном искусстве Китая широко применялись постулаты Фэншуй (фэн — воздух и шуй – вода) – традиционного китайского искусства гармоничного формирования жизненной среды на основе изучения закономерностей природы. Постулаты Фэншуй используют и развивают древнюю философию даосизма, проповедовавшую примат природы, необходимость ее познания, учет происходящих в природе процессов при организации среды жизнедеятельности людей.

Влияние Фэншуй на садово-парковое ландшафтное искусство проявлялось в выборе местоположения садов и парков, включении в их ландшафтную композицию природных комплексов – рек и озер, гор и холмов. Парковые ландшафтные композиции формировались не только по законам гармонии и красоты, но и с учетом законов движения энергии. Большое внимание уделялось изменениям, происходящим в природе (движение воды, ветер, свет и тень, туман, дождь, снег и т.п.) и человеческим ощущениям (радость, печаль, др.), что связано с идеей единения природы и человека.

Только глубоко понимая природу можно правильно обобщить ее закономерности и повторить ее типичные виды при ландшафтном строительстве садов и парков.

Китайцы считают, что вода вселяет в сад жизнь. Даже в районе, богатом водными ресурсами, водоемы в садах выкапывались искусственно. На воде обязательно плавали лотосы и другие гидрофиты, чтобы наполнить водоем жизнью, при этом возбранялось закрывать растениями всю водную поверхность, иначе создавалось препятствие для отражения построек в воде. Берега водоемов делались извилистыми и оформлялись камнями так, чтобы, стоя на них, можно было любоваться ландшафтным пейзажем или поиграть с водой.

Источник статьи: http://www.ozelenitel-stroy.ru/parki-i-sady-kitaya

Оцените статью