- Ландшафтно-парковый дизайн
- Регулярные парки
- Пейзажные парки
- Мавританские парки
- Где узнать больше о парковых стилях?
- Садово парковые композиции элементы паркового ландшафта
- Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
- Вы здесь
- Основы ландшафтной композиции
- Виды парковых насаждений
- Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород
- Типы пространственной структуры
- Соотношение типов пространственной структуры
- Композиции открытых пространств (полян и партеров)
- Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований
- Пейзажно-пространственная композиция
- Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений
- Группы из деревьев и кустарников
- Формы применения воды в ландшафтном проектировании
- Виды цветочного оформления
- Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика
- Ярусная композиция парка
- Парки на сложном рельефе
- Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве
Ландшафтно-парковый дизайн
Ландшафтно-парковый дизайн имеет несколько основных направлений, каждое из которых имеет свои особенности планировки и композиции. О том, как отличить одно направление от другого и как правильно выбрать стиль для оформления парка, рассказываем в нашем материале.
Регулярные парки
Регулярный (французский) стиль можно узнать по ровным дорожкам, симметричным линиям, одинаково подстриженным деревьям. Главная идея регулярного стиля – рационализм и порядок. Территория рассматривается как единая композиция, в которой природа подчинена человеку.
Характерные элементы стиля:
рабатки – клумбы строгой геометрической формы. Цветы часто образуют узор;
живые изгороди (могут использоваться для создания зелёных лабиринтов);
искусственные водоёмы и фонтаны правильной геометрической формы;
деревья с пирамидальными и шаровидными кронами;
террасы с подпорными стенками;
зонирование сада с помощью пешеходных дорожек;
уже при входе можно увидеть всю композицию парка.
Ландшафтный дизайн парка во французском стиле требует тщательного ухода: необходимо постоянно подстригать деревья, обрабатывать цветники. Регулярные парки можно встретить при дворцах или резиденциях. В этом стиле также оформляют частные территории, владельцы которых хотят подчеркнуть свою статусность. Некоторые элементы регулярного ландшафтного дизайна (например, рабатки или живые изгороди) используются в благоустройстве бульваров, площадей, подъездных дорожек. Всемирно известные образцы этого стиля – дворцовые сады Версаля, сады Петергофа, усадьба Кусково.
Пейзажные парки
Ландшафтно-парковый дизайн в пейзажном стиле полностью противоположен регулярному – отсутствуют строгие геометрические формы, линии плавные, зоны ассиметричные. Идея таких парков – слияние с природой, гармония архитектуры и окружающей среды. Пейзажный стиль — самый востребованный в современном ландшафтном дизайне. Его можно узнать по следующим особенностям:
нет сложных клумб, рабаток. Цветники смотрятся максимально естественно;
отсутствие экзотических растений. В зелёных насаждениях используются виды деревьев, характерные для данной местности;
неровный ландшафт – горки, холмы, искусственные насыпи;
несколько видовых точек, много мест для отдыха;
групповая посадка деревьев и кустарников.
Планировка пейзажного парка всегда свободная, поэтому на первый взгляд может показаться, что деревья выросли сами, а водоёмы образованы природой. Такие парки проще в уходе, не требуют регулярной стрижки кустарников. Выбор территории также не ограничен – пейзажный дизайн хорошо смотрится как на небольших участках, так и в просторных парках. Знаменитые образцы – Павловский парк в Петербурге, Монрепо в Выборге, Царицыно.
Популярным направлением пейзажного дизайна является японский стиль. В нём каждый элемент композиции имеет символическое значение, а идея заключается в единении человека и природы. Парки, оформленные в этом стиле, отличаются гармоничным сочетанием камней, растений и воды, создающим причудливую и изысканную композицию. Территория делится на неравные зоны. Обязательно присутствие водоёмов, хвойных деревьев, садов камней. Скамьи в японских парках простой формы, над прудом и сухими ручьями обычно размещают слегка изогнутые мостики.
Ландшафтный дизайн парка в японском стиле имеет следующие черты:
стремление к асимметрии;
сдержанная цветовая гамма, преобладающие цвета – серый, коричневый, зелёный;
особое внимание к освещению, японские фонарики в разных точках парка;
основные деревья – клёны, кипарисы, вишни, яблони;
отсутствие акцента на цветах.
Парк в японском стиле – это искусство, требующее от дизайнера опыта и развитого художественного видения. Японский дизайн хорошо смотрится как на больших территориях, так и на малых участках. В России подобные парки находятся в Сочи (сад Русско-японской дружбы), Новочеркасске («Гингко-парк»), Москве (Японский сад в Ботаническом саду).
Мавританские парки
Восточный ландшафтно-парковый дизайн легко узнать по наличию арабских мозаик, плодовых деревьев, фонтанов. В нём важна строгая планировка и симметрия, которую подчёркивают ровные дорожки или каналы с водой. Мавританские парки отличаются яркими красками и обилием цветов, а их задача – создать атмосферу уединения и умиротворения. Ландшафтный дизайн парка в арабском стиле обычно используют для оформления небольших территорий (3-9 соток). Если же участок большой, его разбивают на отдельные зоны.
Для придания территории восточного колорита используют следующие элементы дизайна:
мощёные дорожки, яркая плитка;
преобладание красных, жёлтых, белых и розовых цветов;
большое количество ярких многолетников;
беседки, напоминающие по форме шатёр.
Мавританский (восточный) дизайн сочетает в себе черты и регулярных, и пейзажных парков. Самый известный образец этого стиля – сады Альгамбры в Испании.
Где узнать больше о парковых стилях?
Ещё больше о ландшафтных стилях вы узнаете на наших курсах « Ландшафтный дизайн и проектирование » и « Садово-парковое строительство ». Под руководством преподавателей вы создадите свой собственный дизайн-проект, составите предпроектную документацию и выполните эскизы будущего сада или парка. После окончания курса вы сможете воплотить в жизнь свои идеи по оформлению загородного участка, а также освоите новую профессию и получите московский диплом государственного образца, дающий право работать ландшафтным дизайнером официально.
Источник статьи: http://pentaschool.ru/news/landshaftno-parkovyj-dizajn
Садово парковые композиции элементы паркового ландшафта
Экология и элементы паркового ландшафта
Для того, чтобы, из множества естественных и искусственных форм, создать единую парковую композицию, необходимо знать, из каких элементов состоит парк, постичь тайны их биологического и эстетического взаимодействия, приёмы пространственных решений.
Это — сложная задача, но своеобразие труда паркостроителя в том и состоит, что он имеет дело с живым, постоянно меняющимся объектом, обладающим волшебной силой воздействия на человека.
С помощью садово-паркового искусства, человек преобразует ландшафт по законам красоты, решая, при этом, комплекс специфических, функциональных и идеологических задач.
В процессе строительства парка (сада), возникает синтез естественных элементов ландшафта (растительности, рельефа, воды, воздуха) и искусственных форм, то есть, создаётся новый вид ландшафта.
По значению для паркового строительства, элементы ландшафта можно расположить в таком порядке: рельеф, вода, растительность и животный мир.
Основой природного или искусственного ландшафта является рельеф. Он может быть равнинным, холмистым и горным. Характер рельефа, в значительной мере, влияет на архитектурно-планировочное решение парковой территории и её объёмную композицию.
Наиболее живописные и разнообразные парковые композиции можно создать на пересечённом рельефе. Этим и объяснятся особое внимание паркостроителей к бросовым землям — холмам, откосам, оврагам, карьерам.
Важную роль играют также факторы, влияющие на процесс роста растений: экспозиция, уклон, состав почвы. Экспозиция и уклон влияют на инсоляцию склона, а, следовательно, и на температуру почвы.
В связи с этим, для зелёных насаждений, наиболее благоприятны склоны южной, восточной и западной экспозиции. Иногда, в частности, в южных районах, лучшие условия для отдыха людей и роста растений бывают на северных склонах.
Почва на вершинах и склонах холмов, вследствие стекания воды, постепенно теряет плодородие, а внизу формируются более влажные и богатые места произрастания. Паркостроитель, создавая зелёные насаждения, должен учитывать этот важный фактор.
На равнинной местности формирование живописного паркового пространства затруднено, поэтому необходимо использовать малейшие складки местности и различные по высоте, колориту и очертаниям кроны деревьев и кустарников.
Подбор растительности для того или иного объекта, должен осуществляться, с учётом климатических условий: температуры и влажности воздуха, количества осадков, силы и направления ветра и т.п.
Климатические условия влияют не только на подбор видов растительности, но и на количество и характер зелёных насаждений.
Так, в парках северных районов, преобладают открытые газонные поляны, в южных — закрытые пространства с древесной и кустарниковой растительностью, в районах с умеренным климатом чередуются открытые и закрытые участки, что придаёт парковым пейзажам особую динамичность.
При современном уровне развития агротехники, физический и химический состав почвы можно изменять, но, только на небольших участках, так как, осуществление подобных мероприятий на большой территории обходится слишком дорого.
Источник статьи: http://www.1-sovetnik.com/articles/article-277.html
Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
Вы здесь
Основы ландшафтной композиции
Виды парковых насаждений
Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры. Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.
Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород
Типы пространственной структуры
Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).
Соотношение типов пространственной структуры
Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.
Композиции открытых пространств (полян и партеров)
Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).
Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований
В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа. Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10. 30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10. 15 лет; у лиственницы 20. 30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.
Пейзажно-пространственная композиция
Свойства растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры играют важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков. Характер пейзажа определяется прежде всего соотношением объемных растительных элементов и плоскостных, образуемых поверхностью земли и водоемами. Под термином «пейзаж» следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия «пейзаж», а крупный массив насаждений или сложная система водоемов — за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид — фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя-тремя группами деревьев, беседка в парке и т. п.).
Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений
Садово-парковая растительность организуется в виде лесных массивов и рощ, групп деревьев и кустарников, аллейных посадок, живых изгородей, стриженых стен, боскетов, полян, декоративных газонов и различного типа цветников. Массивы насаждений лесного типа применяют, чтобы воссоздать естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. В зависимости от господствующих древесных пород массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), по составу — на чистые, составленные из одной породы, и смешанные, по структуре — одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте). Выбор главных пород массива определяет его облик — ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствением образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений.
Группы из деревьев и кустарников
Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.
Формы применения воды в ландшафтном проектировании
В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяемым, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.
Виды цветочного оформления
Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Различаются следующие виды цветочного оформления.
Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика
Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях. Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий, а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.
Ярусная композиция парка
Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т.е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архитектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа. Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т.п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины.
Парки на сложном рельефе
Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер. Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина.
Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве
Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива.
Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/fundamentals_landscape_composition