Садово парковые композиции элементы паркового ландшафта

Содержание
  1. Ландшафтно-парковый дизайн
  2. Регулярные парки
  3. Пейзажные парки
  4. Мавританские парки
  5. Где узнать больше о парковых стилях?
  6. Садово парковые композиции элементы паркового ландшафта
  7. Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
  8. Вы здесь
  9. Основы ландшафтной композиции
  10. Виды парковых насаждений
  11. Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород
  12. Типы пространственной структуры
  13. Соотношение типов пространственной структуры
  14. Композиции открытых пространств (полян и партеров)
  15. Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований
  16. Пейзажно-пространственная композиция
  17. Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений
  18. Группы из деревьев и кустарников
  19. Формы применения воды в ландшафтном проектировании
  20. Виды цветочного оформления
  21. Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика
  22. Ярусная композиция парка
  23. Парки на сложном рельефе
  24. Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве

Ландшафтно-парковый дизайн

Ландшафтно-парковый дизайн имеет несколько основных направлений, каждое из которых имеет свои особенности планировки и композиции. О том, как отличить одно направление от другого и как правильно выбрать стиль для оформления парка, рассказываем в нашем материале.

Регулярные парки

Регулярный (французский) стиль можно узнать по ровным дорожкам, симметричным линиям, одинаково подстриженным деревьям. Главная идея регулярного стиля – рационализм и порядок. Территория рассматривается как единая композиция, в которой природа подчинена человеку.

Характерные элементы стиля:

рабатки – клумбы строгой геометрической формы. Цветы часто образуют узор;

живые изгороди (могут использоваться для создания зелёных лабиринтов);

искусственные водоёмы и фонтаны правильной геометрической формы;

деревья с пирамидальными и шаровидными кронами;

террасы с подпорными стенками;

зонирование сада с помощью пешеходных дорожек;

уже при входе можно увидеть всю композицию парка.

Ландшафтный дизайн парка во французском стиле требует тщательного ухода: необходимо постоянно подстригать деревья, обрабатывать цветники. Регулярные парки можно встретить при дворцах или резиденциях. В этом стиле также оформляют частные территории, владельцы которых хотят подчеркнуть свою статусность. Некоторые элементы регулярного ландшафтного дизайна (например, рабатки или живые изгороди) используются в благоустройстве бульваров, площадей, подъездных дорожек. Всемирно известные образцы этого стиля – дворцовые сады Версаля, сады Петергофа, усадьба Кусково.

Пейзажные парки

Ландшафтно-парковый дизайн в пейзажном стиле полностью противоположен регулярному – отсутствуют строгие геометрические формы, линии плавные, зоны ассиметричные. Идея таких парков – слияние с природой, гармония архитектуры и окружающей среды. Пейзажный стиль — самый востребованный в современном ландшафтном дизайне. Его можно узнать по следующим особенностям:

нет сложных клумб, рабаток. Цветники смотрятся максимально естественно;

отсутствие экзотических растений. В зелёных насаждениях используются виды деревьев, характерные для данной местности;

неровный ландшафт – горки, холмы, искусственные насыпи;

несколько видовых точек, много мест для отдыха;

групповая посадка деревьев и кустарников.

Планировка пейзажного парка всегда свободная, поэтому на первый взгляд может показаться, что деревья выросли сами, а водоёмы образованы природой. Такие парки проще в уходе, не требуют регулярной стрижки кустарников. Выбор территории также не ограничен – пейзажный дизайн хорошо смотрится как на небольших участках, так и в просторных парках. Знаменитые образцы – Павловский парк в Петербурге, Монрепо в Выборге, Царицыно.

Популярным направлением пейзажного дизайна является японский стиль. В нём каждый элемент композиции имеет символическое значение, а идея заключается в единении человека и природы. Парки, оформленные в этом стиле, отличаются гармоничным сочетанием камней, растений и воды, создающим причудливую и изысканную композицию. Территория делится на неравные зоны. Обязательно присутствие водоёмов, хвойных деревьев, садов камней. Скамьи в японских парках простой формы, над прудом и сухими ручьями обычно размещают слегка изогнутые мостики.

Ландшафтный дизайн парка в японском стиле имеет следующие черты:

стремление к асимметрии;

сдержанная цветовая гамма, преобладающие цвета – серый, коричневый, зелёный;

особое внимание к освещению, японские фонарики в разных точках парка;

основные деревья – клёны, кипарисы, вишни, яблони;

отсутствие акцента на цветах.

Парк в японском стиле – это искусство, требующее от дизайнера опыта и развитого художественного видения. Японский дизайн хорошо смотрится как на больших территориях, так и на малых участках. В России подобные парки находятся в Сочи (сад Русско-японской дружбы), Новочеркасске («Гингко-парк»), Москве (Японский сад в Ботаническом саду).

Мавританские парки

Восточный ландшафтно-парковый дизайн легко узнать по наличию арабских мозаик, плодовых деревьев, фонтанов. В нём важна строгая планировка и симметрия, которую подчёркивают ровные дорожки или каналы с водой. Мавританские парки отличаются яркими красками и обилием цветов, а их задача – создать атмосферу уединения и умиротворения. Ландшафтный дизайн парка в арабском стиле обычно используют для оформления небольших территорий (3-9 соток). Если же участок большой, его разбивают на отдельные зоны.

Для придания территории восточного колорита используют следующие элементы дизайна:

мощёные дорожки, яркая плитка;

преобладание красных, жёлтых, белых и розовых цветов;

большое количество ярких многолетников;

беседки, напоминающие по форме шатёр.

Мавританский (восточный) дизайн сочетает в себе черты и регулярных, и пейзажных парков. Самый известный образец этого стиля – сады Альгамбры в Испании.

Читайте также:  Растения для северной стороны огорода

Где узнать больше о парковых стилях?

Ещё больше о ландшафтных стилях вы узнаете на наших курсах « Ландшафтный дизайн и проектирование » и « Садово-парковое строительство ». Под руководством преподавателей вы создадите свой собственный дизайн-проект, составите предпроектную документацию и выполните эскизы будущего сада или парка. После окончания курса вы сможете воплотить в жизнь свои идеи по оформлению загородного участка, а также освоите новую профессию и получите московский диплом государственного образца, дающий право работать ландшафтным дизайнером официально.

Источник статьи: http://pentaschool.ru/news/landshaftno-parkovyj-dizajn

Садово парковые композиции элементы паркового ландшафта

Экология и элементы паркового ландшафта

Для того, чтобы, из множества естественных и искусственных форм, создать единую парковую композицию, необходимо знать, из каких элементов состоит парк, постичь тайны их биологического и эстетического взаимодействия, приёмы пространственных решений.

Это — сложная задача, но своеобразие труда паркостроителя в том и состоит, что он имеет дело с живым, постоянно меняющимся объектом, обладающим волшебной силой воздействия на человека.

С помощью садово-паркового искусства, человек преобразует ландшафт по законам красоты, решая, при этом, комплекс специфических, функциональных и идеологических задач.

В процессе строительства парка (сада), возникает синтез естественных элементов ландшафта (растительности, рельефа, воды, воздуха) и искусственных форм, то есть, создаётся новый вид ландшафта.

По значению для паркового строительства, элементы ландшафта можно расположить в таком порядке: рельеф, вода, растительность и животный мир.

Основой природного или искусственного ландшафта является рельеф. Он может быть равнинным, холмистым и горным. Характер рельефа, в значительной мере, влияет на архитектурно-планировочное решение парковой территории и её объёмную композицию.

Наиболее живописные и разнообразные парковые композиции можно создать на пересечённом рельефе. Этим и объяснятся особое внимание паркостроителей к бросовым землям — холмам, откосам, оврагам, карьерам.

Важную роль играют также факторы, влияющие на процесс роста растений: экспозиция, уклон, состав почвы. Экспозиция и уклон влияют на инсоляцию склона, а, следовательно, и на температуру почвы.

В связи с этим, для зелёных насаждений, наиболее благоприятны склоны южной, восточной и западной экспозиции. Иногда, в частности, в южных районах, лучшие условия для отдыха людей и роста растений бывают на северных склонах.

Почва на вершинах и склонах холмов, вследствие стекания воды, постепенно теряет плодородие, а внизу формируются более влажные и богатые места произрастания. Паркостроитель, создавая зелёные насаждения, должен учитывать этот важный фактор.

На равнинной местности формирование живописного паркового пространства затруднено, поэтому необходимо использовать малейшие складки местности и различные по высоте, колориту и очертаниям кроны деревьев и кустарников.

Подбор растительности для того или иного объекта, должен осуществляться, с учётом климатических условий: температуры и влажности воздуха, количества осадков, силы и направления ветра и т.п.

Климатические условия влияют не только на подбор видов растительности, но и на количество и характер зелёных насаждений.

Так, в парках северных районов, преобладают открытые газонные поляны, в южных — закрытые пространства с древесной и кустарниковой растительностью, в районах с умеренным климатом чередуются открытые и закрытые участки, что придаёт парковым пейзажам особую динамичность.

При современном уровне развития агротехники, физический и химический состав почвы можно изменять, но, только на небольших участках, так как, осуществление подобных мероприятий на большой территории обходится слишком дорого.

Источник статьи: http://www.1-sovetnik.com/articles/article-277.html

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Основы ландшафтной композиции

Виды парковых насаждений

Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры. Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.

Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород

Типы пространственной структуры

Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).

Читайте также:  Как установить стропила беседки

Соотношение типов пространственной структуры

Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.

Композиции открытых пространств (полян и партеров)

Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).

Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований

В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа. Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10. 30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10. 15 лет; у лиственницы 20. 30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.

Пейзажно-пространственная композиция

Свойства растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры играют важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков. Характер пейзажа определяется прежде всего соотношением объемных растительных элементов и плоскостных, образуемых поверхностью земли и водоемами. Под термином «пейзаж» следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия «пейзаж», а крупный массив насаждений или сложная система водоемов — за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид — фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя-тремя группами деревьев, беседка в парке и т. п.).

Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений

Садово-парковая растительность организуется в виде лесных массивов и рощ, групп деревьев и кустарников, аллейных посадок, живых изгородей, стриженых стен, боскетов, полян, декоративных газонов и различного типа цветников. Массивы насаждений лесного типа применяют, чтобы воссоздать естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. В зависимости от господствующих древесных пород массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), по составу — на чистые, составленные из одной породы, и смешанные, по структуре — одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте). Выбор главных пород массива определяет его облик — ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствением образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений.

Группы из деревьев и кустарников

Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

Читайте также:  Оформление ландшафт для коттеджа

Формы применения воды в ландшафтном проектировании

В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяемым, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.

Виды цветочного оформления

Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Различаются следующие виды цветочного оформления.

Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика

Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях. Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий, а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.

Ярусная композиция парка

Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т.е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архитектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа. Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т.п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины.

Парки на сложном рельефе

Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер. Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина.

Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве

Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива.

Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/fundamentals_landscape_composition

Оцените статью