Сад у казанского собор

Сквер на Казанской площади — Казанский сквер

фото

Сквер на Казанской площади создан в 1899-1900 гг. по инициативе петербургского градоначальника Н. В. Клейгельса. Создание сквера осуществлялось на городские средства «Комиссией по устройству сквера-цветника на Казанской площади» под председательством товарища городского головы С. А. Тарасова.

Площадь — 0,43 га (Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 19 сентября 2007 г.)

*) в законе «О зеленых насаждениях общего пользования» назание сквера — Казанский сквер

Площадь у Казанского собора (Казанская площадь)

Ранее на месте нынешнего сквера находилась церковь Рождества Богородицы, построенная в 1733-1737 гг. арх. М. Г. Земцовым. В храме хранилась самая чтимая в столице чудотворная икона Казанской Божией Матери (список привезен в Петербург в 1708 году). По этой иконе храм стал в народе именоваться Казанской церковью. Здание церкви располагалось вдоль Невской Першпективной улицы (ныне Невский проспект). Южнее храма, на месте нынешнего газона, находился церковный сад, окруженный оградой. К началу XIX века церковь Рождества Богородицы значительно обветшала, решено было строить новый, величественный Казанский собор .

Согласно проекту А. Н. Воронихина площади должны были сформироваться напротив каждой из сторон Казанского собора. Перед западным фасадом планировалось устройство площади «для стоянки экипажей и разъездов» (см. Воронихинский сквер ). Парадная роль отводилась северной площади, обращенной к Невскому проспекту.

Судя по рисункам и гравюрам, изображающим Казанский собор в 1810-х и 1820-х годах, на площади перед собором размещался обелиск. В делах построения Казанского собора не имеется дела или упоминания о построении этого обелиска. Существует предание, что указанный обелиск был сделан из дерева и выкрашен под гранит. К освящению храма на пьедесталы были поставлены ангелы, отлитые из гипса и выкрашенные под бронзу, что вводило в заблуждение современных описателей, считавших фигуры отлитыми из бронзы.

Читайте также:  Группа пик ботанический сад

Обидной потерей для искусства является отсутствие двух статуй архангелов Гавриила и Михаила, которые тринадцать лет стояли впереди собора на гранитных пьедесталах у проездов колоннады, изображения которых помещены на всех картинах и гравюрах того времени, статуи, о которых вспоминает каждый описатель собора, современник его построения и освящения. Из истории построения собора известно, что первоначальная композиция статуй по рисунку Воронихина принадлежала Иванову, но не получив утверждения, это задание было передано Мартосу. Когда в лепке статуи были готовы, Мартос сообщил Комиссии, что академическая литейная мала для отливки его ангелов. Комиссия за счет строительных сумм собора переустроила мастерскую. Медь для отливки была доставлена в Академию художеств, но так и осталась неиспользованной. Думается, что причина здесь кроется в недостаточном оборудовании академической мастерской для отливки больших фигур, высотою около 7 аршин каждая.

В 1910 г. Юбилейная Реставрационная Комиссия Казанского собора через своего председателя соборного настоятеля протоиерея Соснякова делала попытку восстановления мартосовских ангелов, но из-за материальных причин этот вопрос так и остался неразрешенным.

(Казанский собор. Историческое исследование о соборе и его описание.

Составил архитектор Андрей Аплаксин. 1911. С. 62-66)

Сохранились набросок перспективы и план собора, выполненные А.Н. Воронихиным, которые исследователи датируют 1800 г. и относят к варианту проекта, утвержденному Павлом I. В утвержденном варианте проекта А.Н. Воронихин показал на площади перед зданием обелиск; судя по планам, этот обелиск должен был стоять на главной оси северного портика, где-то возле кромки современного сквера перед колоннадой. Поместив обелиск перед колоннадой, Воронихин как бы зафиксировал центр тяжести того обширного пространства, которое образовалось перед зданием, слившись с Невским проспектом. Вертикаль обелиска «притянула» к себе колоннаду, зрительно связав ее с центром площади. Архитектор, вероятно, опасался создать впечатление чрезмерного «растекания» его композиции по горизонтали. Именно поэтому колоннада и была завершена тяжелыми портиками, как бы останавливающими это движение. Обелиск должен был играть подобную роль.

Читайте также:  Земляника зеленая в саду

У подножия боковых портиков колоннады должны были находиться колоссальные статуи архангелов. Об этом напоминают сохранившиеся до сих пор массивные гранитные пьедесталы, украшенные полосой крупного геометрического орнамента. Ко дню освящения собора фигуры архангелов, исполненные в гипсе по моделям И. П. Мартоса и В. И. Демут-Малиновского, были поставлены на свои места. Но перевести скульптуры в бронзу так и не удалось – казна не дала на это средств. Гипсовые изваяния через несколько лет после окончания постройки собора были сняты с пьедесталов «за ветхостью».

Архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора получил свое завершение уже в 30-х годах XIX в.. 29 декабря 1837 года состоялось открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли , поставленных перед боковыми портиками наружной колоннады. Бронзовые фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Б. И. Орловского, а гранитные пьедесталы сделаны по проекту архитектора В. П. Стасова.

Памятники заняли такое положение, что значение крыльев колоннады в общей композиции, несомненно, усилилось, а связь их с центром ослабла. И хотя головы статуй слегка повернуты по направлению к центру площади, это легкое движение не может, конечно, уравновесить усилившееся «стремление» колоннады в стороны. Таким образом, можно говорить о том, что памятники были включены в композицию собора скорее вопреки первоначальному замыслу Воронихина. Но в то же время мы уже не можем представить себе Казанский собор без памятников Кутузову и Барклаю де Толли. Эти монументы окончательно закрепили за Казанским собором роль памятника русской воинской славы. Именно так воспринимали творение Воронихина современники зодчего.

(Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. 1971. С. 52-94)

На площади перед Казанским собором 6 декабря 1876 г. прошла первая в России политическая демонстрация, организованная народнической группой «Земля и воля». В ней участвовали студенты и рабочие, революционную речь произнес Г. В. Плеханов. И в дальнейшем это место оставалось ареной революционных выступлений.

Читайте также:  Сквозь листву виден сад

(Кириков Б.М. и др. Невский проспект. Дом за домом. 2013. С. 104)

В память от этих событиях 6 октября 1923 г. площадь была названа именем Плеханова. В 1924 г. на площади был установлен гипсовый макет памятника Г. В. Плеханову работы И. Я. Гинцбурга, выполненный в натуральную величину. В 1925 году этот памятник, отлитый из бронзы, установили напротив Технологического института . Постановлением Ленгорисполкома 13 января 1944 г. площади перед Казанским собором было возвращено историческое название – Казанская площадь.

Источник

Оцените статью