Сад радости и печали

Русский музыкальный аристотелизм: «Сад радости и печали» С. А. Губайдулиной в свете семиотики М. И. Лекомцевой

Хотя «Сад радости и печали» относится к самым известным произведениям С. А. Губайдулиной, функция речитативной коды и ее общий смысл не вполне ясны. В данной статье доказывается, что данное произведение Губайдулиной относится к своеобразному русскому аристотелизму, интерпретации «золотой середины», который сам нуждается в реконструкции как интеллектуальное течение. Подробно анализируются особенности такого аристотелизма на примере исследований М. И. Лекомцевой – одного из видных представителей Тартуско-московской семиотической школы, до сих пор остающегося в тени ее основателей. При всем своем рационализме, Тартуско-московская школа исходила из соединения учения Платона о форме как выражении с учением Канта о границах разума, при этом Аристотель оставался в стороне. Лекомцева не просто обратилась к философскому и риторическому наследию Аристотеля для отдельных интерпретаций поэтики, но разработала оригинальную трактовку учения Аристотеля о топосе, «пересобрав» аристотелианство. Эта «пересборка» резко порвала с привычным образом Аристотеля как энциклопедиста, создателя различных наук и вписала его в контекст модернистской поэзии и модернистской музыки, где поэтика, риторика, логика и топика могут исходить из одних интуиций или обобщенных символов, таких как «граница», «пересечение границы», «область», «сад» и другие. Изучение работ Лекомцевой, дающей оригинальное истолкование языковых явлений на основании аристотелизма, позволяет уточнить смысл частей произведения Губайдулиной. В статье также доказывается, что главным сюжетом произведения является недостаточность эвристического понимания бинарных оппозиций и поэтических образов модернизма, необходимость преодолеть высокий модернизм ради более прямого высказывания, что может быть осуществлено благодаря новому прочтению «золотой середины» Аристотеля не как посредничества между оппозициями, но как провокации, направленной на утверждение нового статуса и понимания творчества.

Ключевые слова

Аристотель, C. Губайдулина, М. Лекомцева, топика, рецитация, кода, символ, семиотика, Тартуско-московская семиотическая школа.

Читайте также:  Ваз 2107 зеленый сад 307
Для цитирования

Марков А. В. Русский музыкальный аристотелизм: «Сад радости и печали» С. А. Губайдулиной в свете семиотики М. И. Лекомцевой // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 12–19.

DOI
  • Читать всю статью

Источник

Сад радости в мире печали Документальный фильм

24 октября 2016, 20:10 24 октября 2016, 21:10 24 октября 2016, 22:10 24 октября 2016, 23:10 25 октября 2016, 00:10 25 октября 2016, 01:10 25 октября 2016, 02:10 25 октября 2016, 03:10 25 октября 2016, 04:10 25 октября 2016, 05:10 25 октября 2016, 06:10

Фильм построен как своеобразный диалог прежней и сегодняшней Софии Губайдулиной. Использованы фрагменты архивных съемок, которые чередуются с новыми кадрами: репетиции, общение с музыкантами, с публикой.

Популярное видео

Художественный фильм

Художественный фильм

Информация о телеканалах и радиостанциях на сайте ВГТРК

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК).

Главный редактор: Максименко В. В. Адрес электронной почты редакции: info@smotrim.ru, телефон редакции: +7(495)232-63-33.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78574 от 08.07.2020. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

ВГТРК/ГТК «Телеканал «Россия»
ИНН 7714072839
ОГРН 1027700310076
115162, город Москва, улица Шаболовка, дом 37

© 2023 Сетевое издание «Смотрим».

Источник

24 октября 2016 года — 85 лет Софии Губайдулиной

24 октября 2016 года — 85 лет Софии Губайдулиной

Министерство культуры Российской Федерации
Московская государственная академическая филармония
Сезон 2016/2017
Камерный зал
26 октября 2016 года
При поддержке национальной газеты «Музыкальное обозрение»

К 85-летию Софии Губайдулиной

«De profundis» («Из глубины») для баяна (1978)
Посвящается Фридриху Липсу
Айдар Салахов (баян)

«Сад радости и печали», трио для флейты, альта и арфы (1991)
Посвящается поэту Франциско Танцеру
Иван Бушуев (флейта)
Ирина Сопова (альт)
Лилиана Сафиханова (арфа)

«Ritorno Perpetuo» («Вечное возвращение») для клавесина (1997)
Посвящается клавесинистке Элизабет Хойнацкой
Михаил Дубов (клавесин)

«Quasi hoketus» («Как бы гокет»), трио для фортепиано, альта и фагота (1984)
Посвящается Михаилу Толпыго, Валерию Попову и Александру Бахчиеву
Михаил Дубов (фортепиано)
Ирина Сопова (альт)
Валерий Попов (фагот)

Читайте также:  Сад огород опрыскивание йодом

Московский ансамбль современной музыки

Ведущий — главный редактор национальной газеты
«Музыкальное обозрение» Андрей Устинов

«Сад радости и печали Софии Губайдулиной»

Министерство культуры Российской Федерации
Московский международный Дом музыки
Камерный зал
28 октября 2016 года
При поддержке национальной газеты «Музыкальное обозрение»

«Сад радости и печали Софии Губайдулиной»

«In croce» («На кресте»), для баяна и контрабаса (1979)
Посвящение Владимиру Тонха
Владимир Волков (баян)
Александр Суслин (контрабас)

«So sei es» («Да будет так»), для ударных, фортепиано, скрипки и контрабаса. Памяти Виктора Суслина (2013)
Александр Суворов (ударные)
Михаил Дубов (фортепиано)
Родион Замуруев (скрипка)
Александр Суслин (контрабас)

«Galgenlieder» («Висельные песни»), для меццо-сопрано, флейты, ударных, баяна и контрабаса на стихи Кристиана Моргенштерна (1996/1998)
Посвящение ансамблю «That».
Наталия Пшеничникова (голос)
Иван Бушуев (флейта)
Александр Суворов (ударные)
Владимир Волков (баян)
Григорий Кротенко (контрабас)

Ведущий — главный редактор национальной газеты
«Музыкальное обозрение» Андрей Устинов

24 октября 2016 года исполняется 85 лет выдающемуся композитору современности Софии Асгатовне Губайдулиной.

Один из безусловных лидеров отечественного музыкального авангарда 1960-х – 1980-х годов, сегодня она — признанный классик российского и мирового музыкального искусства, входит в число наиболее востребованных композиторов современности,

Творчество Софии Губайдулиной проникнуто пафосом и ореолом высочайшей духовности, несет благородные идеалы гуманизма, христианских ценностей, всеобъемлющей добродетели и любви. Человек широчайших творческих и философских воззрений, гражданин мира, София Губайдулина открывает в своей музыке горизонты великих смыслов, объединяет и синтезирует глубинные идеи, традиции и мышление Запада и Востока.

Творчество Софии Губайдулиной представлено во всех ведущих концертных залах мира и на крупнейших фестивалях (в Зальцбурге, Вербье, Штутгарте, Рейнгау, Люцерне, Лондоне и др.). Постоянно исполняются ее симфонические, камерные, кантатно-ораториальные произведения как прошлых лет, так и написанные в последнее время.

Софии Губайдулиной регулярно заказывают новые сочинения и исполняют их лучшие симфонические и камерные оркестры России, Европы, Азии, Америки: Мариинского театра, ГАСО России им. Светланова, Концертгебау (Нидерланды), оркестр Баварского радио (Германия), Чикагский симфонический, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический и многие другие; выдающие солисты: Юрий Башмет, Фридрих Липс, Гидон Кремер, Анне-Софи Муттер, Вадим Репин; дирижеры Валерий Гергиев, Даниель Баренбойм, Марис Янсонс, Владимир Юровский.

Читайте также:  Сад трудящихся в ленинграде

Творчество С. Губайдулиной является предметом пристального внимания и исследований ведущих музыковедов России и всего мира.

Проживая с 1992 года в Германии, София Губайдулина постоянно поддерживает связи с Россией. Ее предыдущие юбилеи (в частности, 70-летие и 80-летие) с большим размахом отмечались в нашей стране. Юбилейные концерты и фестивали стали событиями, вызвавшими огромный интерес профессионалов и любителей академической музыки, способствовали еще более широкому звучанию распространению музыки Софии Губайдулиной в России.

В этом году концерты, посвященные юбилею Софии Губайдулиной, пройдут в основном в Москве и Казани.

В Москве концерты пройдут в лучших камерных залах: 24 октября в Малом зале консерватории, 26 октября в Камерном зале филармонии, 28 октября в Камерном зале Московского международного Дома музыки.

Источник

Сад радости в мире печали (2011)

Сад радости в мире печали информация о фильме

Кино-Театр.Ру мобильное меню

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Андрей Торстенсен

Юрий Назаров (II) , Владимир Кузаков

София Губайдулина

Губайдулина — один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самая выдающаяся женщина-композитор современности . В её творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входит в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления. «Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление
связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (цит. по: В. Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3-4).

последнее обновление информации: 26.10.12

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Источник

Оцените статью