Функции садов при общественных зданиях
Каждое общественное сооружение занимает определенную территорию, на которой имеются участки, свободные от застройки. Благоустройство и озеленение этих участков производится по принципу зависимости от функциональных особенностей общественного здания. Такие сады могут носить общественный, ограниченно доступный и закрытый характер.
В закрытых садах можно высаживать отдельные экзоты, устраивать полужесткие покрытия дорожек, устанавливать дорогостоящую скульптуру, устраивать декоративные гидроформы. В общественных садах лучше предусматривать лаконичные решения ландшафтных элементов и высаживать устойчивые виды растений. Покрытия следует предусматривать из жестких материалов: бетонной плитки, камня.
Функциональное содержание садов при общественных зданиях должно соответствовать их назначению.
Сады при театрах лучше использовать как открытые фойе: предусматривать широкую прогулочную аллею вокруг водоема, цветника или партера со скульптурой. Возможно устройство зеленых кабинетов, установка стендов с афишами.
Сад при музее можно трактовать как продолжение экспозиции на открытом воздухе. В таком саду могут устраиваться передвижные выставки. Планировку садов при музеях лучше делать регулярной, с низкими боскетами или зелеными партерами. Цветовые акценты не должны отвлекать посетителей от основной экспозиции.
Сад при административном здании целесообразно выполнять как зеленую приемную. Здесь могут быть устроены площадки со скамьями. Сад должен быть хорошо изолирован от уличного шума и пыли, рядом с ним необходима автостоянка.
Сады при торговых предприятиях функционально организуются как система площадок для отдыха, связанных широкими дорожками с рекламными витринами. Такие сады при необходимости трансформируются в ярмарки или в развлекательные сады с аттракционами. У торговых предприятий предусматривается автостоянка.
Сады при учебных заведениях – это рекреации для отдыха учеников, студентов и преподавателей. Там организуются игровые площадки, мемориалы, информационные стенды, демонстрационные участки, уголки для тихого отдыха. Центром композиции может быть площадь для собраний.
При проектировании Садов при исторических общественных зданиях необходим тщательный анализ истории существования памятника и его окружения для создания органического соединения новой функции
исторического сооружения и окружающего сада.
Источник
Проект недели: Сад как картина в художественном музее Адачи
Этот музей в Йонаго — одна из главных достопримечательностей юго-запада Японии. Сады музея 14 лет подряд занимали первое место по мнению журнала Sukiya Living: the Journal of Japanese Gardening’s и завоевали три звезды гида Мишлен, посвященного садам (Michelin Green Guides’ Travel Guide Japan).
Художественный музей Адачи расположен вдали от городов и автомобильных трасс. Он окружен горами и зеленью. Наблюдать за изменениями в природе здесь можно не только от сезона к сезону, но и с утра до вечера. А главное — музей наполнен тишиной и покоем.
Основал музей Дзенко Адачи ( Adachi Zenko ) на том самом месте, где когда-то родился. Адачи был успешным бизнесменом и поклонником современного искусства, коллекционировал работы известных японских мастеров. По задумке Дзенко Адачи, посетители музея, прежде чем насладиться произведениями искусства, должны пройти через сады, погрузившись в красоту. Сам основатель считал, что сады подобны искусно написанному свитку.
Сад мхов
Первое, что встречает при входе в музей — сад мхов. Главное место здесь отведено мху политрихуму можжевельниковидному (Polytrichum juniperinum), известному также как кукушкин лен. В этой части сада есть и сосны с красными стволами (Pinus densiflora), и клены дланевидные (Acer palmatum). Бродить по дорожкам сада мхов посетителям не разрешается, можно лишь любоваться им с галереи.
Обычно с японским садом ассоциируются камни и миниатюрные сосны, которым намеренно придают сферическую форму. Но в этом саду уважают естественный рост растения. Здесь соснам позволено расти в хаотичном порядке, под разными углами, как в природном ландшафте.
В центре на песке стоит одинокий фонарь. Каменное навершие делает его похожим на маяк, обозревающий гладь вод. Глядя на него, внезапно ощущаешь себя очень маленьким посреди океана песка.
Сад у чайного домика Juryu-an
После сада мхов длинная каменная дорожка ведет к первому из чайных домиков — Juryu-an. Это копия чайного домика Shokintei императорской виллы Кацура в Киото. Здесь воплотилась концепция изменчивости форм Shin-Gyo-So. Изначально она возникла в каллиграфии, а потом распространилась на искусство сада, икебану, дизайн и даже архитектуру. Согласно этой концепции shin — это истинная форма, so — глубинная суть формы, а gyo — промежуточная позиция между первыми двумя. То есть это путь от застывшей формы к полной свободе самовыражения. По отношению к саду Shin означает строгое следование правилам, gyo тяготеет к их более свободной интерпретации, а so знаменует полную свободу, хотя часто можно увидеть соединение всех трех составляющих в одном саду.
Дорожка нобедан (nobedan), ведущая к чайному домику, состоит из крупных плит и мелких природных камней. И представляет отличный пример принципа gyo. Чем ближе мы подходим к чайному домику, тем меньше становится мелкой речной гальки.
Сад у чайного домика — классический пример нидзу родзи (niju roji) или сада, состоящего из двух частей: внутренней и внешней. Территорию этого сада посетителям разрешается исследовать самостоятельно. Согласно традициям чайной церемонии, прогулка по саду позволяет оставить суетные мысли и встретиться с хозяином церемонии с чистым сердцем. Поэтому в саду у чайного домика Juryu-an нет ничего показного и броского.
Пройдя через средние ворота, посетитель должен омыть руки и рот водой из небольшого каменного колодца цукубаи (tsukubai), прежде чем приблизиться к низкому входу в чайную комнату. Правила чайной церемонии очень строгие.
Колодец цукубаи состоит из двух квадратных чаш, поставленных друг на друга. Он также повторяет форму цукубаи чайного домика Shokintei: так посетители могут почувствовать атмосферу, царящую на императорской вилле Кацура. В музее есть еще один цукубаи — каждый колодец отличается необычной формой.
Только очистив тело и разум у цукубаи, можно войти в чайную комнату. Чтобы пройти через проем нидзири-гути (nijiriguchi), нужно сильно наклониться. Ниши в комнате украшены традиционными свитками и цветами в вазах, соответствующими определенному времени года. Простое оформление этого пространства позволяет хозяину продемонстрировать вкус, выбирая акценты для чайной церемонии.
Стены домика сделаны из глины с нанесенным поверх рапсовым маслом. Со временем глина темнеет, придавая стенам черный оттенок.
Внешние стены дома на японском называются « стены светлячка »: все благодаря железу, содержащемуся в глине. Со временем железо окисляется, напоминая сверкание светлячков. Поэтому все здания здесь постепенно меняются. И хотя иногда кажется, что они находятся в стадии разрушения, их внешний вид полностью соответствует эстетике ваби-саби. В ней на первом месте — несовершенство каждого предмета.
Сад камней
Это главный сад на территории музея Адачи. На японском он называется karesansui, что буквально означает « сухой ландшафт » или сад камней. Чтобы полностью оценить красоту и масштаб этого сада, любоваться им нужно с галереи: отсюда видны горы, которые теряются в дымке на заднем плане. Именно тут становится понятно, почему основатель музея сравнил красоту сада со свитком, который постепенно разворачивается перед глазами зрителей.
З аимствованному пейзажу — в данном случае горам на заднем плане — в японских садах отводят большое значение: с его помощью можно наблюдать за постоянными изменениями в природе. Именно этого добивался основатель садов Дзенко Адачи: донести мысль о величии изменений, происходящих вокруг нас.
Так выглядит сад камней весной. Каждый год в июне растения тщательно обрезают: когда отцветают азалии, их превращают в бонсай (Rhododendron indicum и Rhododendron eriocarpum). Примерно 10 раз в год проводят дополнительную обрезку. Садовники удаляют лишние бутоны, позволяя оставшимся цвести в полную силу.
Это сад камней зимой, укрытый снежным покровом.
Сад белого песка и голубой сосны
Этот сад — живая реплика шедевра японского художника Ёкоямы Тайкана ( Yokoyama Taikan) « Прекрасный сосновый пляж » . Адачи очень любил работы Тайкана: в собрании музея есть около 120 его картин.
Черные сосны растут здесь справа, а красные — слева, создавая интересный контраст.
Черные сосны постоянно обрезают, чтобы сохранить небольшой размер, который вводит зрителя в заблуждение: человеческий глаз воспринимает их соснами-великанами на фоне бескрайних просторов. Именно так принято в искусстве бонсай.
В глубине справа течет небольшой ручей, превращенный в искусственный водопад под названием Кикаку. На самом деле это еще одна реплика работы художника Ёкоямы Тайкана — « Водопад в Начи » . Обе работы находятся в собрании музея, и у посетителей есть возможность сравнить оригинал с живой копией. Правда, картины не являются частью постоянной экспозиции, так что, планируя посещение, сверьтесь с календарем выставок на сайте музея.
Рядом с садом белого песка и голубой сосны есть еще один чайный домик — Juraku-an. Высокие окна, через которые можно любоваться садом, напоминают развернутые свитки. Вместо картин на них « изображен » пейзаж за окном, который становится своеобразной живой картиной.
Именно в художественном музее Адачи родилась идея любования пейзажем сквозь узкие окна-свитки. По рассказам, когда основателю музея Дзенко Адачи пришла в голову эта идея, он тут же схватился за молоток и стал прорубать окно в стене.
Дзенко Адачи питал невероятную страсть к садоводству. Говорят, что каждую ночь ему снился идеальный сад, а каждое утро и вечер его видели прогуливающимся по дорожкам сада в своем музее, претворяющем сны в реальность. Новые садовники музея уловили его настрой и заботятся о садах с таким же вниманием, как если бы это был сам основатель.
Originally posted 2017-11-14 20:19:44. Republished by Blog Post Promoter
Источник