Блог учителя русского языка и литературы Барбазюк Ольги Рудольфовны
Упражнение 1. Распространенные и нераспространенные определения относятся к личному местоимению. Подчеркните определения. Расставьте знаки препинания.
Образец. Мир знает их / веселых и влюбленных /.
1. Я наученный горьким опытом буду внимательнее к ней. 2. И утомленный своим счастьем он заснул. 3. Усталый с лирою я прекращаю спор. 4. Осененная реющей влагой распустила ты пряди волос. 5. Сердитый на вид он был добряк в душе.
Упражнение 2. Определение стоит после определяемого слова. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.
1. Сад огражденный высоким забором молчаливо облетает. 2. Ее лицо мокрое от слез улыбалось. 3. Там оказался переулок не замеченный с корабля. 4. Поляны усыпанные березовым листом были полны солнца. 5. Отряд вышедший рано утром прошел уже четыре версты. 6. Иван бледный от гнева вышел в коридор.
Упражнение 3. Определение стоит перед определяемым словом, но имеет обстоятельственное значение. Подчеркните оборот, укажите слово, к которому он относится. Задайте к определению обстоятельственный вопрос, расставьте знаки.
1. Талантливо написанная книга обычно живет дольше автора . 2. Подавленный воспоминаниями Василий надолго замолчал. 3. Разбуженная их голосами мать вышла из дома. 4. Потрясенная чудовищной картиной бегства рота остановилась у спусков в порт. 5. Принужденный к бездействию император упустил минуты переправы русских через Неман.
Упражнение 4.Два и более одиночных однородных определения стоят после определяемого слова. Выполните по образцу. Берег, \ плоский и песчаный \,был хорошо виден.
1. Парк угрюмый и печальный тянулся вдоль реки. 2. Глаза внимательные и добрые смотрели на меня. 3. Иван бледный и взволнованный выбежал в коридор. 4. Мысль простая и я ркая крепко легла в его голову.
Источник
Блог учителя русского языка и литературы Барбазюк Ольги Рудольфовны
1) В этой водяной черноте жили по рассказам престарелых словоохотливых колхозников караси величиной «с поднос от самовара» (К.Г. Паустовский).
2) Без сомнения проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения (Н.В. Гоголь).
3) Представьте я вчера ночью написала огромное письмо моей кузине –шестнадцать почтовых листов кругом и мелко-мелко, как бисер. И это вообразите в какой-нибудь час! (А.И. Куприн.)
9) Появилась во множестве гусеница, которую работники и даже Егор Семёнович и Таня к великому омерзению Коврина давили прямо пальцами (А.П. Чехов).
10) Я уснул в полночь. Значит за два часа так необыкновенно изменилась земля за два коротких часа поля леса и сады заворожила стужа (К.Г. Паустовский).
12) Но во-первых больная действительно находилась в отчаянии; а во-вторых надо правду сказать я сам чувствовал к ней расположение (И.С. Тургенев).
вторник, 16 апреля 2019 г.
(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:
– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит. (16)Очень красивый хвост.
(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.
– (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.
– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.
(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.
(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.
(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.
(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»
(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.
– (44)Ты же видишь, какая погода? – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.
(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.
(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!
(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.
* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.
Источник
Русский язык 11 класс.
Упражнение 2. Определение стоит после определяемого слова. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.
Образец. Утро, \ясное под лучами солнца\, расцветало. (Цветом выделены определения)
1. Сад огражденный высоким забором молчаливо облетает. 2. Ее лицо мокрое от слез улыбалось. 3. Там оказался переулок не замеченный с корабля. 4. Поляны усыпанные березовым листом были полны солнца. 5. Отряд вышедший рано утром прошел уже четыре версты. 6. Иван бледный от гнева вышел в коридор.
Это материал 8-го класса. В 10-м и 11-м классах идёт повторение пройденного по русскому языку за первые 9 лет обучения в школе.
1. Сад, |огражденный высоким забором|, молчаливо облетает.
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, – |ОГРАЖДЕННЫЙ ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ|. Обособляется, так как стоим после определяемого слова САД.
2. Её лицо, |мокрое от слёз|, улыбалось.
Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом, – |МОКРОЕ ОТ СЛЁЗ|. Обособляется, так как стоим после определяемого слова ЛИЦО.
3. Там оказался переулок, |не замеченный с корабля|.
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, – |НЕ ЗАМЕЧЕННЫЙ С КОРАБЛЯ|. Обособляется, так как стоим после определяемого слова ПЕРЕУЛОК.
4. Поляны, |усыпанные березовым листом|, были полны солнца.
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, – |УСЫПАННЫЕ БЕРЕЗОВЫМ ЛИСТОМ|. Обособляется, так как стоим после определяемого слова ПОЛЯНЫ.
5. Отряд, |вышедший рано утром|, прошёл уже четыре версты.
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, – |ВЫШЕДШИЙ РАНО УТРОМ|. Обособляется, так как стоим после определяемого слова ОТРЯД.
6. Иван, |бледный от гнева|, вышел в коридор.
Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом, – |БЛЕДНЫЙ ОТ ГНЕВА|. Обособляется, так как стоим после определяемого слова ИВАН.
.
Источник