Сад огород живая земля

Умное земледелие на даче: думать, а не пахать

Типичный дачник всегда много работает на своем огороде. Весной он вспахивает или перекапывает участок, удобряет землю, проводит посевную, которая включает в себя неизменную посадку картофеля. Потом все лето он выпалывает сорняки, бегает к грядкам с тяжелыми лейками, рыхлит, окучивает, пасынкует… Такой подход к огородничеству на FORUMHOUSE прочно ушел в прошлое. В этой статье мы расскажем вам, какие современные методы применяют участники нашего портала.

Cоседи по даче копают, полют, поливают, а мульчирование, плоскорез и узкие грядки считают бредом и глупостями. Никого не хочу обидеть, но заниматься огородом, как это делали мои родители, очень тяжело.

Органическое земледелие на даче

Многие жители FORUMHOUSE – самые горячие сторонники метода органического земледелия, при котором выращивание плодов происходит в полном согласии с природой, по принципу «не переделывать природу, а помогать ей». Строгие последователи этого метода не пользуются лопатой и тяпкой, не удаляют сорняки, и работают несколько дней в течении сезона – в остальное время собирают урожай.

Основные принципы органического земледелия. Сторонники органического земледелия:

  • не пашут и не перекапывают землю, максимум, что допускается – взрыхлить почву плоскорезом Фокина на глубину 5-7 см.
  • никогда не применяют гербицидов. Хорошая агротехника – залог здорового растения, и на огородах известных органистов нет тли, грибных болезней, колорадского жука. А если болезни и вредители все-таки появились, их лечат микробными растворами, народными средствами или биопрепаратами.
  • не используют минеральных удобрений: можно использовать только компост, перепревший навоз, мульчу, теплые грядки и т.п.
  • стараются привлечь на свой участок как можно больше дождевых червей и стимулировать работу почвенных микроорганизмов.
  • активно мульчируют и грядки, и дорожки. Агроном Николай Курдюмов, автор системы «умный огород», говорит, что совсем от сорняков мульчирование не избавит, но проще «выдрать один истощенный борьбой за укоренение сорняк», чем все время дежурить с тяпкой. Но главное назначение мульчи – даже не борьба с сорняками, а сохранение влажности, повышение плодородности почвы и улучшение ее структуры.

Придерживаясь этих принципов на своем участке, дачник преследует три цели:

  1. повысить плодородность почвы (с каждым годом она становится все лучше и лучше);
  2. выращивать исключительно полезные и вкусные плоды без всякой химии;
  3. сократить время, потраченное на работу на грядках, облегчить труд.

Но ОЗ в хозяйстве требует исключительной последовательности и высокой технологической дисциплины! А без этого лучше и не начинать.

Пермакультура Зеппа Хольцера

Пермакультура – направление в органическом земледелии, которое основал известный австрийский натуралист Зепп Хольцер вместе с двумя друзьями.

Пермакультурологи ставят перед собой задачу создать сад-огород, который будет сам заботиться о себе. Для этого они подбирают растения, которые стимулируют рост друг друга, не конкурируют за питательные вещества в почве и отпугивают друг от друга вредителей.

Искусство ленивого Хозяина! Вот как я охарактеризовал бы понятие пермакультуры применительно ко всем нам.

Участник нашего портала с ником ShadeXXX с помощью принципов пермакультуры пытается оживить свой участок в степях Казахстана. Сейчас на его глинистом участке нет ничего живого, кроме сухой чахлой травы и комаров, но он уверен, что через несколько лет там будет сад и водоем.

Ленивый огород Бублика

Один из самых известных пермакультуролгов постсоветского пространства – Борис Бублик. Он считает, что любые работы с тяпкой и лопатой вредят огороду: нужно просто не мешать природе, а еще лучше помогать ей, высаживая рядом подходящие растения.

Он не удаляет сорняки, работает в огороде всего несколько дней за сезон, и практически не ухаживает за ним. Огород растет по принципу «съедобный лес», сам, без вмешательства человека. На фото – огород Бориса Бублика.

“Живая земля” для аграриев

“Живая земля” для аграриев

Компания «Органик Лайн» (Московская область) приняла участие в 10-й юбилейной Международной научно-практической конференции «Биологическая защита растений – основа стабилизации агроэкосистем. Становление и перспективы развития органического земледелия в России», которая прошла 11-13 сентября в Краснодаре на базе ВНИИБЗР.

Компания представила в рамках конференции продукцию и комплексные программы по защите и питанию растений украинского производителя микробных и ферментных препаратов для сельского хозяйства – ГК «БТУ-Центр», эксклюзивным представителем которой она является с 2011 года в РФ. Корреспонденту аграрной газеты «Земля и Жизнь» удалось взять комментарий непосредственно у представителей завода-изготовителя, приехавших на конференцию в Россию из Украины.

– Мы представили линейку биопрепаратов для всех групп сельхозкультур: полевых, овощных, садовых, – прокомментировал кандидат сельскохозяйственных наук, научный консультант, агроном компании «БТУ-Центр» Владимир Александрович Силенко.

В арсенале компании есть линейка биофунгицидов, инсектицидов, биоактиваторов, инокулянтов, биопрепаратов для животноводства. Каждый наш продукт – это тщательно подобранные высокоэффективные штаммы микроорганизмов. Наша продукция (40 биопрепаратов) разрешена для использования в органическом земледелии, что подтверждается международным сертификатом Organic Standart. В портфеле компании есть биокомплексы, выполняющие универсальные функции по защите и питанию растений. Это БТУ Био-NPK® (микробиологическое удобрение), БТУ Органик-баланс® (разложение растительных остатков, обеспечение сбалансированного питания, уменьшение инфекционного фона и стимуляция роста растений), БТУ МикоХелп® (лечение и профилактика грибных заболеваний). В этих биокомлексах содержится ряд бактерий, – Bacillus subtilis, Enterobacter, Azotobacter, и др. – оздоравливающих почву и оптимизирующих почвенное питание растений.

Читайте также:  Лунный календарь 2021 для сада огорода

В рамках конференции Владимир Силенко выступил с двумя докладами. Один из них был посвящен теме «Сад без пестицидов: миф или ближайшая перспектива?». Второй –о правильной подготовке почвы перед закладкой новых садовых насаждений или ягодников.

По словам агронома компании «БТУ-Центр», благодаря наличию биологических препаратов, у земледельцев есть возможность выстроить всю технологическую цепочку защиты и питания растений от начала вегетации до урожая без применения ХСЗР.

– Мы не исключаем интегрированных схем защиты, которые предусматривают применение как биологических препаратов, так и химических, – уточнил Владимир Силенко. – Но при постепенном переходе к биологической защите, вся система будет нацелена на сокращение использования пестицидов.

В своем выступлении В. Силенко подробно рассказал о том, с какими вредными объектами чаще всего приходится сталкиваться и бороться аграриям в Украине и, как оказалось, там проблемы у садоводов те же, что и в России.

– Самые распространенные заболевания на семечковых культурах – яблоне и груше – это парша, мучнистая роса, разные виды пятнистостей, – отметил Владимир Силенко. – В последнее время также очень много проблем приносят фитофторозы, которые с привычной для них среды обитания пасленовых, переключились на садовые насаждения. Особенно сильно это заражение происходит в условиях переувлажнения. При фитофторозе наблюдается загнивание корневой шейки плодовых растений. В таких садах обильно опадают листья, усыхают однолетние приросты, опадают завязи. Фитофтороз также затронул посадки земляники, на малине – пурпурная пятнистость. В ягодниках распространены гнили, антракнозы.

Владимир Силенко объяснил участникам конференции, что происходит с садовыми биоценозами при насыщении их полезной микрофлорой.

– Сегодня садовый биоценоз без грамотного управления агрономом формирует накопление патогенов, которые могут сохраняться в почве и окружающей среде много лет, – прокомментировал ученый. – Патогены более устойчивы к сложным условиям перезимовки, неблагоприятным летним условиям – засухе, переувлажнению. Поэтому есть острая необходимость в насыщении садовых биоценозов полезными микроорганизмами, что мы и делаем с помощью внесения биопрепаратов. Возникают своеобразные весы: чем больше антагонистов (полезной микрофлоры), тем меньше будет патогенов. Та же самая ситуация и по биоинсектицидам – биопрепаратам против вредителей. В состав биопрепаратов входят бактерии, потребляя которые вредитель погибает либо становится неактивным и нежизнеспособным.

По словам основного докладчика, представлявшего «БТУ-Центр», в эффективности применения биопрепаратов большое значение имеет системность.

Как уже говорилось выше, второй доклад касался вопроса правильной подготовки почвы, необходимой перед закладкой новых плодово-ягодных насаждений. По словам В. Силенко, посадке сада, закладке ягодников должно обязательно предшествовать агрохимическое и фитопатологическое обследование почвы.

– В нашем портфеле есть препараты, которые обеззараживают почву и одновременно оптимизируют питание растений, – рассказал агроном компании «БТУ-Центр». – Например, комплексный препарат Экостерн®. Помимо обеззараживающего эффекта (бактерия Bacillus subtilis), этот препарат за счет наличия бактерий Azotobacter обеспечивает фиксацию азота и доступность его для растений. Бактерия Enterobacter мобилизует калий и фосфор из почвы. Кроме того, препарат Экостерн®, благодаря наличию в нем целлюлозоразрушающих бактерий, способен эффективно разлагать стерню, послеуборочные остатки кукурузы и подсолнечника. Экостерн® – один из препаратов, который уже давно и успешно применяется в российских хозяйствах. Он особенно необходим тем аграриям, которым предстоит использование залежных, заброшенных земель, а также почв, на которых был стерневой предшественник.

Также, для подготовки почвы под закладку садов можно использовать препарат МикоХелп®, который эффективно обеззараживает почву.

– В следующем году нашей компании-производителю исполнится 20 лет, – подытожила беседу Валентина Антоновна Болоховская, директор по перспективе и развитию «БТУ-Центр», стоявшая у истоков создания предприятия.

Участие в подобной конференции для нас очень интересно. Здесь собрались ведущие ученые и разработчики в сфере биозащиты и прикладного развития рынка биотехнологий, которые востребованы не только в интегрированной системе земледелия, но и при производстве органической продукции. Мы всегда готовы поделиться собственным опытом. Наши разработки позволяют аграриям получать хорошие урожаи и устойчивую прибыль. Кредо нашей компании – системность. Мы считаем, что к хорошему результату можно прийти, если решать проблему заблаговременно, а не в режиме тушения пожара. Именно к такой системной работе с использованием биозащиты мы постепенно приучаем земледельцев.

Инна БОКАНЧА для газеты «Земля и Жизнь»

Познавательно-исследовательский проект «Почва — живая земля»

Вера Крашенинникова
Познавательно-исследовательский проект «Почва — живая земля»

Познавательно-исследовательский проект

«Почва – живая земля»

Руководитель проекта: Крашенинникова В. Г.

Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.Срок реализации: 3 месяца.

Читайте также:  Если у вас песчаный огород

Участники проекта: дети старшей группы «Радуга», родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 — 6 лет.

Проблемные вопросы проекта:

Основопологающий вопрос: Что такое почва?

1)Что содержится в почве?

2)Какая бывает почва?

3)Для чего нужна почва?

4)Какие животные и насекомые живут в почве?

5)Почему нужно беречь почву?

Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, что есть жизнь в почве.

1)Дать представление о почве, ее значении.

2)Развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы).

3)Развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности.

1)Сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли.

2)Учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности.

3)Учить фиксировать результаты исследований.

4)Учить формулировать выводы.

5)Формировать интерес к явлениям окружающего мира.

Продукт проекта.

Публичная защита проекта «Есть ли жизнь в почве

Лэпбук «Почва»; изготовление макета.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, художественное творчество, социализация.

Материально – техническая база для реализации проекта:

1. Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем, торф, хвойная почва)

2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования

3. Тематическая подборка слайд-шоу;

4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.

5. Емкости с водой для проведения опытов;

6.Семена: горчица для посадки.

7. Коллективная работа «Подземное царство»

8. Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)

10. Микроскоп, лупа

Ход проекта:

Подготовительный (разработка проекта)

— определение проблемы, постановка цели и задач;

— определение методов работы;

— подбор методической и художественной литературы;

— оформление информационной копилки по данной тематике;

— составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы в свободной деятельности.

Совместная деятельность с детьми:

— ввести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.

Совместная деятельность с родителями воспитанников:

— введение родителей в проблемную ситуацию;

— определение круга актуальных и посильных задач.

Исследовательский. Выполнение проекта.

Работа с детьми.

Раздел программы. Формы, методы и приемы работы.

Познавательнаядеятельность:

— Занятие «Что такое почва

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

1. Есть ли в почве вода?

Влажность почвы мы определяли спустя неделю после дождя. Для этого взяли образец почвы из клумбы дошкольного участка. Пыли не было и образец показался нам теплым и прогретым, значит почву сухой назвать нельзя. После этого мы положили образец в фильтрованную бумагу и сжали его. То место, где была почва, стало влажным. На этом основании мы сделали выводы о том, что почва на учебно-опытном участке влажная.

2. Есть ли воздух в почве?

В стакан с водой бросим комочек почвы. Из почвы стали выходить пузырьки.На основании этого можно сделать вывод: это воздух, содержащийся в почве.

3. Есть ли в почве перегной?

Сначала рассмотрели перегной под лупой, увидели песок, камни, палки, иголки, а потом…

Значит это и есть перегной.

4. Узнаем свойства песка и глины

«Влажная почва. Ее свойства»

5. Влияние почвы на рост растений:

Почва – это верхний плодородный слой земли.

Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?

Чтобы проследить за ростом растений, мы провели опыты. Подготовили для эксперимента почвы разных видов и семена горчицы.

Горчица взошла дружно. В черноземной почве на 4 деньможно увидеть маленькую щетинку этого интересного растения, в глинистой на 7деньа песчаной на 5 день. В черноземной почве побеги гуще и выше, чем глинистой и песчаной рыхлой почве.

14 дней с начала эксперимента горчица дружно растёт в глинистойи черноземной почве, а впесчаной растёт плохо, едва всходит.

Результаты опытов через 20 дней.

Горчица в черноземной почве все же выросла на 2 смвыше чем в глинистой почве, в песчной почве без удобрений растение низкое и слабое и концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.

При более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов,мы пришли к следующим выводам:

— в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

— состав почвы влияет на рост растений;

— при благоприятных условиях растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;

— всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;

— при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают.

«Образование почвы»

«Как сохранить почву

«Что содержится в почве

Беседы🙁«Почва, чудесная кладовая», «Как человек ухаживает за землей, «Кто живет под землей, «Береги землю, «Что можно сделать из песка и глины?»

— Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы».

Читайте также:  Товары новинки для сада огорода

-Как растения пьют воду?

-Огород на окошке

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

— Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли, они составляют около 90% всех животных. Сегодня по подсчетам ученых число известных видов насекомыхдостигло уже почти двух миллионов различных видов. И каждый год в этот список добавляется около семи тысяч видов насекомых, о которых ранее зоологи даже не имели никакого представления. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 2 000 богомолов, 20 000 кузнечиков, 170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 82 000 клопов, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Общее количество разновидностей, включая еще не изученных, составляет от двух до пятидесяти миллионов; в результате последних исследований одобрена более низкая цифра – приблизительно от шести до десяти миллионов. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

— Наблюдения в природе.

1. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М., 1998 г.

2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

3. Ковинько Л. Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

4. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и экперименты в детском саду. М., 2007 г.

5. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.

6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.

7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.

8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.

9. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., 2002 г.

10. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.

11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. ,2005 г.

12. Нищева. Н. В. Познавательно — исследовательская деятельность опыты, эксперименты. 2013г.

Чтение сказок о почве (авт. Т. И. Попова).

Чтение стихов о почве (Рыжова Н.).

Просмотр мультфильмов «Дюймовочка», «Лунтик», «Урожай».

Игра — викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

— Рисование на тему: «Растительный мир глазами детей»

— Рисование на тему: «Животный мир»

— Выставка рисунков «Почва в природе»

Работа с родителями:

наглядная — Выставка книг «Почемучка».

— Рекомендации в родительском уголке.

-Изготовление папок по теме «Есть жизнь в почве»

Коллективная -Тематическая консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».

-Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».

«Как вести познавательную беседу».

«Как читать познавательную литературу».

«Как смотреть познавательное видео и программы».

Познавательная Творческая -Творческая мастерская»

Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», макета,

альбомов на темы: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Существа, которые живут под землей», «Цветы Урала», «Деревья и кустарники».

— Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

— обобщение результатов работы;

— презентация проекта «Есть жизнь в почве»;

Результаты работы над проектом дети узнают, что почва — верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.

Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

Взаимодействие с родителями.

Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничества участниками.

Диагностирование результативности реализации проекта.

Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий, удовлетворённость собственной деятельностью, реализация творческого потенциала.

Практическая значимость проекта

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-pochva_mge9k.pptx | 14883,01 Кб

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: » Микробы. Какие они?» Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект «Наш веселый огород» (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» (Для детей младшей группы общеразвивающей направленности) Вид проекта: познавательно-исследовательский. По количеству участников – групповой.

Оцените статью