Сад на крыше эрмитажа

Сад на крыше эрмитажа

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Малый Эрмитаж начался с Висячего сада, который в 1765 году построил архитектор Юрий Фельтен. Сначала это было двухэтажное строение, на первом этаже которого расположился дровяной склад, а на втором были высажены растения. В те годы внутренние сады, или вертограды, были популярны среди знати. Но, в отличие от других, сад Эрмитажа подогревали снизу. Между ним и манежем находился специальный этаж с шанцами — короткими столбиками, между которыми проходили каналы. По ним вверх поднимался нагретый воздух. Благодаря этому в саду всегда было теплее, растения зацветали раньше, чем во всем Петербурге, а листья с деревьев опадали позже.

Читайте также:  Обработка сада кальцинированной содой

Еще через год Екатерина распорядилась возвести здесь Южный павильон — покои для своего фаворита, графа Григория Орлова. Фасад Фаворитского корпуса, как его еще называли, выходил на Миллионную улицу. Сегодня здесь располагается Научная библиотека Государственного Эрмитажа.

В 1769 году по проекту Жан-Батиста-Мишеля Валлена-Деламота достроили Северный павильон с окнами на Неву. Вскоре Екатерина II повелела возвести «музеум» — закрыть боковые части сада длинными галереями. Здесь она планировала разместить свою коллекцию картин. Таким образом Висячий сад оказался с четырех сторон окружен дворцовыми постройками.

В 1839 году из-за обильных осадков вода подмыла перекрытия, и в нижнем ярусе Малого Эрмитажа в кладовых обрушился свод. Поэтому в 1840-х годах Висячий сад реконструировали по проекту архитектора Василия Стасова, чуть позже — Андрея Штакеншнейдера. Именно его планировку можно увидеть в открытой части сада в наши дни. Сегодня в сад туристов не пускают, но его можно рассмотреть из окон прилегающих залов и галерей.

По задумке Штакеншнейдера пространство предваряла закрытая оранжерея — Зимний сад. До наших дней он не сохранился, но сотрудники музея восстановили его границы. Из окон Северного павильона в саду можно увидеть низкий парапет — именно здесь находилась стена, которая отделяла Зимний сад от открытого. На основание парапета нанесена гравировка, по которой понятно, где располагались несущие колонны и окна, а на одной из стен под защитным стеклом открыта историческая кирпичная кладка.

В центре сада находится фонтан, который в XIX веке создала женщина-скульптор из Флоренции — Фелиция де Фаво. В те годы женщин среди деятелей искусств было мало и работы их ценили ниже, чем произведения их коллег-мужчин. Однако императорская семья после визита во Флоренцию заказала несколько скульптур «девицы Фаво» для своих резиденций.

Читайте также:  Сад наро фоминск куркоткина

Сад украшают несколько скульптур, в том числе — «Аполлон», «Юнона», «Диана» и «Венера» итальянца Антонио Тарсиа. Все фигуры в саду — точные копии произведений, оригиналы хранятся в запасниках Эрмитажа.

Цветники в саду тоже восстановлены по рисункам архитектора Андрея Штакеншнейдера. Они выполнены в викторианском стиле: здесь можно увидеть и симметричные ряды растений, и хаотичные группы. В саду высажены те же цветы, что и в середине XIX века. Сегодня они кажутся обычными, но для позапрошлого столетия это были новые, модные сорта: фритиллярии, розы, туи, дерен, жимолость, лапчатка и удивительная для середины XIX века белая сирень. Украшать шляпки веточкой белой сирени могли только очень состоятельные дамы: многим эти цветы были не по карману. Некоторые садовники шли на хитрость и помещали сирень в подвал: из-за недостатка света цветки получились бледные, почти белые.

Во время блокады Ленинграда в Висячем саду Эрмитажа выращивали овощи: картошку, капусту, корнеплоды, и эти заготовки спасли не одну жизнь.

В наши дни цветущие растения здесь высаживают два раза в год: в начале лета — розы сортов Эрмитаж и Эден Роуз, а осенью — тюльпаны Эрмитаж и фритиллярию Аврора.

Источник

Оцените статью