Садово-паркового искусства Римской империи
Актуальность темы состоит в том, что садово-парковое искусство, наиболее ярким представителем которого является римская империя, является одной из важнейших сфер деятельности ландшафтного дизайнера. Ландшафтное искусство это не только паркостроительство, но и формирование открытых пространств городов и других населенных мест на основе тщательного изучения ландшафта.
Римская империя берет свои истоки на Апеннинском полуострове в 27 до н. э., в последующие века превратилась в огромную рабовладельческую державу (рабовладельческой была Римская республика), простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.
1.Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов .
В истории Древнего Рима выделяют три эпохи.
-Эпоха царей (VIII-VI вв. до н.э.) характеризуется формированием рабовладельческого строя.
-Эпоха республики (VI-I вв. до н.э.) — Рим выделяется как город-государство. Его территориальные завоевания завершились накоплением огромных богатств, позволивших широко развернуть строительство.
— Эпоха империи (I-V вв. н.э.) — определяется значение Рима как государственного центра.
Начинается градостроительство: строительство ансамблей, общественных форумов, стадионов, театров, императорских дворцов, патрицианских вилл. Улучшается композиционное решение архитектурных ансамблей. Из-за упадка рабовладельческой системы в конце III в. н.э. начался кризис империи. В 410 г. н.э. Римская империя пала под ударами вестготов.
Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э. Климат Апеннинского полуострова мягкий и не слишком засушливый. Характерны обилие воды (реки и ручьи), гористый рельеф, наличие строительного материала (мрамора и известняка) и множество древесно-кустарниковых и цветочных растений. Здесь произрастают кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые и различные виды сосен, дубов. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке — буксус, лавр, мирт. Из цветочных — лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.
К I в. н.э. сформировались несколько типов садов. Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь. Городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были разных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись деревьями или крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой. Городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома. В Древнем Риме сформировался атриумно-перистильный тип жилого дома, где находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветами и снабженные водой. Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных мотивов. Такие внутренние дворы получили название сада-перистиля. У садов при виллах и дворцах было различное назначение — от чисто хозяйственного до увеселительного. Последние украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Элементы сада размещались случайно. На примере этих объектов можно сделать вывод, что в садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы — перголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые композиции — сад-ксист и сад-ипподром.
Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома. Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое значение как место спортивных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Примеры таких садов приводятся в описаниях вилл Плиния-младшего. Интересна также вилла императора Адриана (117-138 гг. н.э.), она располагалась недалеко от Рима и занимала большую обширную территорию. Сад представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений.
Из парков Древнего Рима следует отметить парк императора Нерона, созданный на месте пожарища, возникшего в Риме в 1 в. н.э. Парк удачно сочетался с сельской местностью, на которой были выкопаны озера, большое место занимали луга и поля.
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
— совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);
— создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);
— отсутствие композиционного единства в садах.
После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время напоминали сады Древнего Востока. Традиции римского садово-паркового искусства стали использоваться в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.
2 . Современный ассортимент декоративных растений для создания малого сада .
Размеры малого сада делают его архитектурно-художественный, а декоративный облик не такой как в традиционных парках и садах. В малом саду преобладают искусственные мотивы. Здесь пространство ограничено, человек ощущает всё разнообразие и контрастность форм, из которых состоит сад.
В малом саду достигается наибольшее разнообразие в размещении растительности. Особую роль приобретают фактура и цвет листьев, ствола, ветвление каждого дерева, яркие тона цветов. Большую роль играют покрытия, малые формы, свет, тень, блеск воды.
Современные стили малого сада — это эстетика и индивидуальность. Планировка, использование растительных форм и сочетаний, типа мощения и оборудования, определяют выбор и характер современного стиля малого сада. Садовый стиль следует за изменением архитектурных стилей, но значительно отстает от них.
Большую роль при разработке проекта малого сада играет рельеф. Каменная горка с цветами или зеленый холмик с мягкими склонами, плоские террасы геометрических форм или просто отдельные заниженные площадки придадут разнообразия в пространстве малого сада. При разнице в уровнях важным элементом являются лестницы. Так же как и покрытия, они могут быть сделаны из различных материалов — кирпича, каменных блоков и дерева. В сочетании с камнем, цветами, стелющимися растениями такие лестницы будут украшать сад, и придавать ему живописность.
Круглых деревянные торцы отлично подойдут как для лестниц, так и для небольших участков, предназначенных для детских игр. Нарезанные круглые бревна, уложенные на песчаное основание, создают прекрасное покрытие. Оно может служить для игр, на нем можно сидеть, оно хорошо сочетается с поверхностью земли, стволами деревьев, фактурой листьев и цветов.
Большой декоративный эффект в малом саду имеет устройство каменистых участков, создающих очень интересную пластику рельефа. Для этого можно использовать откосы и подпорные стенки или насыпать искусственные горки и холмы. Каменистые сады лучше устраивать на освещенных солнцем склонах. На каменистых участках высаживаются кустарники, луковичные, многолетние цветочные растения, папоротники, мхи и почвопокровные растения. Следует избегать особо высокорослых и пышно цветущих растений.
На малой площади можно сконцентрировать большое количество растений с разнообразными листьями и цветами. Достоинство каменистых садов заключается в том, что неудобные по рельефу участки (откосы, выходы каменной породы и пр.) можно сделать интересными, применив сочетания травянистых растений и кустарников. Кроме того, такое озеленение является и экономичным, так как основу его составляют неприхотливые многолетники. Природные факторы должны подсказать решение каменистого сада. Искусственное террасирование склона может дать интересный фон в виде каменных стен. Размещая камни, следует учитывать рельеф и стараться придать их группировкам естественный характер. Камни должны быть разнообразными по типу и величине, но не слишком мелкие.
Источник
Как выглядели сады Древнего Рима?
Правила создания ландшафта в Древнем Риме отвечали традиционную укладу жизни владельцев особняка . Территория парка густо засаживалась деревьями и цветами . К виридариумому — месту для пиров и отдыха в вечернее время — вели многочисленные дорожки из камня . В садах велись оживленные разговоры, проводились пиры, назначались тайные свидания .
Уход за садом осуществляла целая команда работников , осуществляющих ежедневный полив растений . Они следили за чистотой и порядком , облагораживали зеленые насаждения , стригли деревья и кустарники . Особое влияние на обустройство садов оказывали древнеегипетские и персидские техники .
Типы садов Древнего Рима
Римские сады , обычно , делились на три разновидности ;
Каждый парк состоял из всех трех видов .
Самые известные сады Древнего Рима
Сады Рима отличались великолепными формами и оформлением . С других стран завозились редкие образцы семян . Владельцы угодий гордились своими парками и демонстрировали их роскошь и неповторимость гостям . Римляне преуспели в мастерстве создания зеленых оазисов и перегнали даже древних греков , отличающихся любовью к природе .
Многие приемы обустройства садов Древнего Рима используются при создании ландшафтов и сегодня .
Особенностью парковых территорий Рима являлась возможность разведения зеленых насаждений на гористой местности . Даже в таких условиях римляне умудрялись создавать уникальные искусственные водоемы , где водились рыбы . Ручейки объединялись в пруды , а пруды — в водопады .
Парковые насаждения обязательно должны были гармонировать с постройками и общим видом усадьбы . В саду создавалась определенная атмосфера — развлечений или спокойного времяпровождения . Особый стиль придавали скамейки на всей протяженности дорожек , ведущих от основного здания , например , к фонтану или качелям . Иногда они образовывали лабиринт .
Сохранились легенды о самых известных садах Древнего Рима :
- Cады Цезаря.
- Orto Botanico . Орто Ботанико .
- Giardino degli Aranci . Сад апельсиновых деревьев .
- Janiculum Park . Парк Яникул .
- Rose Garden . Розарий .
- Gardens at Villa Aurelia . Сад виллы Аврелия .
- Villa Doria Pamphili . Вилла Дориа Памфили .
Сады Цезаря в Древнем Риме
Традиция стрижки зеленых насаждений зародилась впервые в саду императора Древнего Рима Юлия Цезаря . Придворный полковца по имени Калвен однажды аккуратно подравнял верхушку кустарника . Цезарю очень понравился новый вид растения . Легенда об этом случае поведана в труде Плиния « Естественная история ».
Список литературы по садам Древнего Рима
- Рекомендованный список книг о садах Древнего Рима :
- Зелинский Ф . Ф . История античной культуры , СПб , 1995 .
- Кнабе Д . С . Древний Рим : история и повседневность . Очерки . М ., 1986 .
- Лосев А . Ф . Эллинистически — римская эстетика I — II вв . н . э . М ., 1979 .
- История Этрусков и Древнего Рима . Авторы текста Ю . Д . Колпинский , Н . Н . Бритова . М ., 1982 .
Созданные в эпоху существования древнего Рима сады сегодня принято называть « итальянскими ». Прибегнув к традициям старейшей культуры можно создать великолепный зеленый уголок в любом месте мира .
Источник