Сад космических размышлений Чарльза Дженкса
Сад космических размышлений, расположенный в городе Дамфасе в юго-западной части Шотландии, носит статус одного из самых оригинальных и интересных на планете. Данное произведение ландшафтного искусства было создано двумя талантливыми людьми — известным архитектором постмодернистом Чарльзом Дженксом и его женой, ландшафтным дизайнером Мегги Чесвик. Когда в 1988 году Мегги унаследовала поместье Портрэк Хаус, у супругов зародилась идея создания миниатюрного сада-Вселенной, в котором абсолютно все будет посвящено процессу ее рождения и развития, месту человека в этом необъятном пространстве, и тому, что наука – это всего лишь маленький лучик в темном царстве неопознанного. Работая над проектом, Чарльз вдохновлялся фрактальной геометрией, а Мегги, будучи специалистом в области китайской садовой традиции, черпала вдохновение в китайской философии, привнося в парк гармонию и мудрость. Реализация проекта закончилась в 1989 году. В результате на территории площадью 16,2 га раскинулся сад, в котором среди плавных, волнистых и кривых линий рельефа, словно на китайской миниатюре, отражаются размышления о космосе, возникновении Вселенной и смысле жизни.
Чарльз Дженкс, один из самых авторитетных архитектурных критиков и теоретиков современности, продумывал дизайн Сада космических размышлений так, чтобы у человека задействовался не только интеллект, но и все органы чувств и при этом он ощущал бы себя первооткрывателем мира. Ведь здесь все олицетворяет Вселенную, более того, сад наполнен формулами, теориями и формами самоорганизующихся структур. В каждом уголке сада прослеживаются символы различных научных открытий и достижений.
Диковинный ландшафт сада состоит из пяти областей, заполненных водоемами разнообразных геометрических форм, необычными изумрудными холмами, долинами и странными скульптурными композициями, отображающими сложные научные мысли. В парке можно увидеть различные научные феномены, такие как черные дыры в виде причудливых алюминиевых цветников, воплощения последовательности Фибоначчи, мосты эволюционных скачков и фракталы (геометрические фигуры, составленные из нескольких частей, подобных всей фигуре целиком). Помимо этого, в парке есть многочисленные спирали, олицетворяющие цепочку ДНК, форму галактик и даже атмосферные явления (торнадо, ураганы). Металлические скульптуры очень органично влились в природный ландшафт сада. Их автором является Смит Джон Гибсон, талантливый мастер по металлу, который более 15 лет рука об руку с Дженксом работал над воссозданием всех идей дизайнера.
Ступени, как символ эволюционного развития, представлены в парке в самых разнообразных вариациях. Самая большая лестница, состоящая из 25-ти пролетов, является воплощением последовательности и периодичности развития Вселенной. Каждый из пролетов олицетворяет определенную стадию эволюции. Зигзагообразная лестница спускается с холма и заканчивается у пруда, символизирующего первозданный хаос, главный источник Вселенной. Прогуливаясь по огромным пролетам лестницы можно рассмотреть иллюстрации, изображающие формы жизни — от простейших до высших.
Если посетитель устал от такого своеобразного «мозгового штурма», он может посетить беседку бессмысленности, где ничего не помешает расслабиться и побыть наедине со своими мыслями.
К сожалению, жена Дженкса, Мегги, умерла в 1995 году, но сад не остановился в своем развитии, с каждым годом он все больше разрастается. Дженкс стал вкладывать в свое детище еще больше глубоких размышлений.
Вот что говорит Чарльз Дженкс о своем творении: “Когда мы начали работу над созданием парка, никто не думал о глобальных космических проблемах. Но по происшествие нескольких лет эти проблемы стали более отчетливо проявляться, и я взял их за основу, в качестве своеобразной «шпаргалки». Я часто размышлял о происхождении Вселенной и о природе, и в этом отношении сад является частью меня. Кроме того, это отпечаток длинной исторической традиции. Если вспомнить про японские сады в стиле «дзен», персидские «райские сады», французские и английские парки эпохи Возрождения – все они создавались для размышлений о смысле жизни. Поэтому главная идея Сада космических размышлений – микромир, миниатюрная модель Вселенной. Как по мне, то лучшей идеи для создания сада не придумаешь”.
Космический сад настолько необычный и вдохновляющий, что ему даже посвящена симфоническая композиция, созданная Майклом Гандольфи для Бостонского симфонического оркестра и Танглвудского Музыкального центра. В 2009 году это произведение было номинировано на звание «Лучшей современной классической композиции» на премии «Грэмми».
Так как сад является частной собственностью, он открывает свои двери для посетителей только один день в году. Если повезет, экскурсию будет проводить сам Дженкс, правда, это случается крайне редко и по предварительной записи. Все вырученные средства передаются в благотворительный фонд помощи онкологическим больным имени Мэгги Кесвик, покойной жены ученого.
Источник
САД КОСМИЧЕСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ — загадочное место в Шотландии
А ведь и правда… Созерцание красоты природы не только умиротворяет, расслабляет, но и невольно приводит к мыслям о главном. Особенно в таких местах, как «Сад космических размышлений».
Это удивительное место появилось в Шотландии в городке Дамфрис в 1989 г. Вместо экзотических цветов и обилия кустарников там алюминиевые цветники, вместо бьющих ввысь фонтанов – чёрные дыры, а ландшафт просто заворожит вас своими необычными формами и загадками.
Это уникальный в своём роде сад, прогуливаясь по которому вам покажется, что создал его не человек, а внеземная цивилизация. Но у него очень даже реальный создатель, а точнее их двое – это архитектурный критик и практикующий архитектор, автор многих книг, монографий и статей в области постмодернистской архитектуры Чарльз Дженкс и его супруга ландшафтный дизайнер, автор книги «Японский сад» Мэгги Кесвик-Дженкс.
В 1988 г Мэгги досталось от матери в наследство имение Portrack House с достаточно большим участком земли – 16 гектаров. Это было самое обычное имение: овощи, ягоды, оранжерея с коллекцией бегоний. Но Мэгги предложила разбить на этом участке парк, непохожий ни на один другой в мире.
Курганы — Змея и Улитка
Разрабатывая проект, им пришла в голову идея воспроизвести на этом клочке земли Вселенную в миниатюре.
Через садовые формы, ландшафты, скульптуры Чарльз и Мэгги решили показать не только красоту Вселенной, её микро- и макромиров, но и её законы, парадоксы, её рождение и эволюцию развития. А также показать, что все науки вместе взятые – это всего лишь слабый луч света в тёмном мире непознанного.
Буквально весь парк пронизывает теория стадийности развития всего, что есть во Вселенной, в том числе и человека. Это можно увидеть в ландшафтных рельефах, сформированных из нескольких уровней; в многочисленных ступенях.
Но основным элементом в образе стадийности является зигзагообразная лестница в 25 пролётов, олицетворяющая ступени эволюционного развития Вселенной и человека.
Лестница — эволюция развития
Начинается лестница в тёмной глубине водоёма, что является символом зачатия жизни на Земле или таинственного происхождения Вселенной. Каждый пролёт олицетворяет определённый период эволюции и содержит изображения или скульптуры различных форм жизни, соответствующих данному периоду.
И поднимаясь по этой лестнице к дому, мы словно проходим сквозь миллиарды лет эволюции и попадаем в современное настоящее.
Как постичь суть Вселенной
Наша новая космическая «нанотехнологичная» эпоха позволила нам дотянуться до глубин Вселенной и увидеть спирали, солитонные волны, фракталы и другие формы мироздания.
Черная дыра
Особое место во Вселенной и в саду занимает спираль. Чарльз Дженкс видит её выражение повсюду: в уничтожающем танце ураганов, в цепочке ДНК, в нервных импульсах мозга и даже в сливном отверстии ванны.
Спираль ДНК
В самом центре сада находится скульптура спирали, к которой ведут все дорожки и аллеи. Но чтобы дойти до неё, а значит постичь суть Вселенной, придётся хорошо постараться: вычислить золотое сечение Фибоначчи, для пересечения пруда воспользоваться несколькими математическими формулами, решить пару логических задач, а также всевозможные ребусы и загадки.
Словом, просто так прогуляться по саду не получится, на то он и сад размышлений. Впрочем, те, кто устанет от разгадывания ребусов, могут отдохнуть и ненадолго забыться в «беседке бессмысленности». А потом с новыми силами отправиться созерцать колебания физических волн, скопления звёзд и всепоглощающие чёрные дыры.
Как «Сад космических размышлений» помогает решать реальные проблемы
Если задача садов и парков направить мысли в главное русло, то отображение в них Вселенной – действительно самый лучший вариант для создания сада.
Этот сад является частной собственностью Чарльза Дженкса, но на несколько дней в году он открывает его двери для всех желающих, и даже иногда сам проводит экскурсии.
Сад приносит реальную пользу – все вырученные деньги Чарльз перечисляет в благотворительный фонд имени его жены Мэгги Кесвик-Дженкс. Фонд оказывает помощь онкологическим больным и был создан в память Мэгги, скончавшейся от рака в 1995 г.
Так что все размышления в этом саду проходят не только с пользой для себя, но и для других.
Источник
felbert
Это необычное место находится в Шотландии в городке Дамфрис. Создали его в 1989 году два человека: архитектурный критик и практикующий архитектор, автор многих книг, монографий и статей в области постмодернистской архитектуры Чарльз Дженкс и его супруга ландшафтный дизайнер, автор книги «Японский сад» Мэгги Кесвик-Дженкс. Вместо экзотических цветов и обилия кустарников там алюминиевые цветники, вместо бьющих ввысь фонтанов – чёрные дыры, а ландшафт просто заворожит вас своими необычными формами и загадками. Это уникальный в своём роде сад, прогуливаясь по которому вам покажется, что создал его не человек, а внеземная цивилизация.
В 1988 г Мэгги досталось от матери в наследство имение Portrack House с достаточно большим участком земли – 16 гектаров. Это было самое обычное имение: овощи, ягоды, оранжерея с коллекцией бегоний. Но Мэгги предложила разбить на этом участке парк, непохожий ни на один другой в мире.
Разрабатывая проект, им пришла в голову идея воспроизвести на этом клочке земли Вселенную в миниатюре. Через садовые формы, ландшафты, скульптуры Чарльз и Мэгги решили показать не только красоту Вселенной, её микро- и макромиров, но и её законы, парадоксы, её рождение и эволюцию развития. А также показать, что все науки вместе взятые – это всего лишь слабый луч света в тёмном мире непознанного.
Буквально весь парк пронизывает теория стадийности развития всего, что есть во Вселенной, в том числе и человека. Это можно увидеть в ландшафтных рельефах, сформированных из нескольких уровней; в многочисленных ступенях. Но основным элементом в образе стадийности является зигзагообразная лестница в 25 пролётов, олицетворяющая ступени эволюционного развития Вселенной и человека.
Лестница эволюционного развития
Начинается лестница в тёмной глубине водоёма, что является символом зачатия жизни на Земле или таинственного происхождения Вселенной. Каждый пролёт олицетворяет определённый период эволюции и содержит изображения или скульптуры различных форм жизни, соответствующих данному периоду.
Наша новая космическая «нанотехнологичная» эпоха позволила нам дотянуться до глубин Вселенной и увидеть спирали, солитонные волны, фракталы и другие формы мироздания. Особое место во Вселенной и в саду занимает спираль. Чарльз Дженкс видит её выражение повсюду: в уничтожающем танце ураганов, в цепочке ДНК, в нервных импульсах мозга и даже в сливном отверстии ванны.
В самом центре сада находится скульптура спирали, к которой ведут все дорожки и аллеи. Но чтобы дойти до неё, а значит постичь суть Вселенной, придётся хорошо постараться: вычислить золотое сечение Фибоначчи, для пересечения пруда воспользоваться несколькими математическими формулами, решить пару логических задач, а также всевозможные ребусы и загадки.
Сад ДНК о органы чувств человека
Словом, просто так прогуляться по саду не получится, на то он и сад размышлений. Впрочем, те, кто устанет от разгадывания ребусов, могут отдохнуть и ненадолго забыться в «беседке бессмысленности». А потом с новыми силами отправиться созерцать колебания физических волн, скопления звёзд и всепоглощающие чёрные дыры.
Если задача садов и парков направить мысли в главное русло, то отображение в них Вселенной – действительно самый лучший вариант для создания сада.
Этот сад является частной собственностью Чарльза Дженкса, но на несколько дней в году он открывает его двери для всех желающих, и даже иногда сам проводит экскурсии.
Сад приносит реальную пользу – все вырученные деньги Чарльз перечисляет в благотворительный фонд имени его жены Мэгги Кесвик-Дженкс. Фонд оказывает помощь онкологическим больным и был создан в память Мэгги, скончавшейся от рака в 1995 г.
Так что все размышления в этом саду проходят не только с пользой для себя, но и для других.
Источник