Сад камней название сада камней

Японский сад камней: ландшафтный дизайн по-буддийски

Японский сад камней, или сухой сад, – это разновидность японского сада, в котором главными элементами ландшафта являются группа камней, а также песок или мелкая галька, которые выражают течение воды. В Японии такой сад называется 石庭 сэкитэй, или исинива, «сад камней». Ещё одно распространённое название для такого сада – 枯山水 карэсансуй «сухие горы и воды».

История и эволюция сухого сада

В V веке китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Древние даосские верования об островах, где обитают бессмертные, вдохновляли создателей садов в Японии (эти сады даже называли 島 сима «остров»). Типичный японский сад V–VIII веков обычно состоял из большого пруда, окружённого деревьями с пышной листвой. В центре пруда находился по крайней мере один островок, а иногда просто большой камень, напоминающий гору, что символизировало остров неувядающей молодости и вечной жизни.

Период Хэйан (794–1185 гг.)

Когда в 794 году столица Японии была перенесена в Хэйан-кё (современный Киото), художники и создатели садов начали отвлекаться от китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады были организованы таким образом, чтобы изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя пруд и островки оставались неотъемлемой частью японских садов в этот период, все остальные элементы были подобраны и организованы гораздо более тщательно. Например, постройки, окружающие сад, должны были быть соединены между собой длинными крытыми галереями. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, формы и цвета которых менялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбы в пруду считались частью композиции сада.

Период Муромати (1336–1573 гг.)

Примерно в конце XI века каменные ландшафты стали создавать как часть обычных садов. Профессиональных ландшафтных дизайнеров сухих садов тогда называли 石立僧 иситатэсо: «монахи-садовники». В те времена буддизм играл крайне важную роль в садовом искусстве, поэтому неудивительно, что именно монахи отвечали за проектирование и создание садов. Бурное развитие и популярность сада камней пришлись на период Муромати, когда в Японии дзэн-буддизм серьёзно укрепил своё положение, и мастера садового искусства стали отдавать своё предпочтение идеям дзэн. Мусо Сосэки, великий дзэнский монах, считается отцом дзэнского садового искусства, который создал одни из самых старых садов камней и принёс популярность этой загадочной технике ландшафтного дизайна.

Если сады периода Хэйан отражали превратности жизни, то сады камней периода Муромати полностью отвергали временные явления и бессмысленные фасады материального мира. Садовники этого периода «оголяли» природу и создавали сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную суть жизни и природы. Изредка добавлялись небольшие вечнозелёные кустарники, но они не были центральным элементом сада.

Читайте также:  Вальдорфский сад нижний новгород

Все сухие сады, появившиеся после периода Муромати, являются развивающейся частью его наследия. По сей день в Японии и разных странах продолжают появляться новые сады камней. Существует бесчисленное множество вариантов, порождённых воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров. Но тем не менее, сады камней, построенные в период Муромати, до сих пор почитаются как древние прототипы этого уникального искусства.

Философия сухого сада

Сухой сад предназначен не для прогулок, а для созерцания и размышлений о значении этого пространства. Сад – это не только горы, реки и природа, но и буддийский взгляд на мир и Вселенную. Погрузившись в эти мысли, можно прийти к философии дзэн-буддизма, которая ведёт к состоянию небытия. Привлекательность сухих садов заключается в том, что здесь можно провести время в тишине вдали от звуков и поразмышлять о себе и мире.

Например, камни отображают горы, деревья и животных. Песок символизирует течение воды или водопад, стекающий с горы. Однако в действительности камни – это просто камни, а песок – просто песок. Это в глубоком смысле отражает то, как мы, люди, наделяем окружающие нас вещи значениями и в процессе этого обманываем себя, становясь одержимыми ими. Размышляя над простотой сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы.

Для монахов дзэн сад камней является важнейшим местом, в котором они ежедневно практикуют медитации. Японское слово 庭 нива, которое сегодня означает «сад», в древности обозначало «ритуальное пространство». В дзэн-буддизме чтение священных писаний и молитв считается поверхностным занятием. Чтобы достичь просветления, человек должен пройти долгие периоды сидячей медитации, а также совершать физическую работу. В саду камней дзэнские монахи созерцают природу и ищут максимальную свободу разума. Истинная цель создания волн на песке с помощью граблей – это не создание чего-то эстетически привлекательного, а тренировка собственной мысли. Другими словами, это скрытая форма подвижной медитации. Бороздки песка разрушаются, когда идёт дождь или на поверхность приземляются птицы, поэтому монахам приходится регулярно переделывать этот рисунок.

Основные элементы сада камней

Сухие сады – это, по сути, сады с прудами без воды. Поверхность сада засыпана песком или галькой, по которой с помощью граблей создаются волнистые узоры, имитирующие волны и течение воды. Камни в саду также представляют собой элементы, встречающиеся в обычных японских садах: островки, горы, деревья, мосты и даже животные. На первый взгляд кажется, что камни расположены хаотично, однако они размещены согласно правилам, основанным на идеях и концепциях дзэн-буддизма. Камни располагаются группами таким образом, чтобы созерцатель видел равное количество камней, находясь в любой точке сада.

Существует шесть стилей японского сада камней:

  1. Стиль хиранива (平庭 «плоский сад») – сад, сооружённый на плоском участке земли.
  2. Стиль дзюн хиранива (準平庭 «полуплоский сад») – сад на плоском участке с небольшой невысокой горой.
  3. Стиль цукияма (築山 «насыпной холм») – сад, расположенный на склонах, которые изображают водопады и ручьи.
  4. Стиль карэикэ (枯池 «сухой пруд») – сад, где камни располагаются таким образом, чтобы образовывать форму пруда.
  5. Стиль карэнагарэ (枯流れ «сухое течение») – сад, где с помощью гальки и песка изображается поток воды.
  6. Особый стиль – сад только с белым песком или сад, не подходящий под классификации, указанные выше.
Читайте также:  Неделя талантов в саду

Сад Рёан-дзи

Сухие сады камней расположены по всей Японии, но самым известным является сад храма Рёан-дзи в Киото. Сад Рёан-дзи, сооружённый в стиле хиранива, представляет собой прямую площадку с белым гравием и 15 камнями разных размеров. Его особенность заключается в том, что при наблюдении композиции абсолютно с любой точки один камень всегда будет скрыт другим: это означает, что все 15 камней одновременно увидеть невозможно. Считается, что пятнадцатый камень может увидеть тот, кто достиг просветления.

Сады камней можно увидеть не только в исторических японских храмах, но и в ботанических садах, парках и даже жилых домах по всему миру, где требуется немного спокойствия – не говоря уже о миниатюрных садах камней, которые можно собрать самостоятельно с помощью специальных наборов. Независимо от размера, цель сухого сада остаётся неизменной: позволить зрителю очистить свой разум и погрузиться в медитативное состояние расслабленной сосредоточенности.

Источник

Что такое настольный сад камней и как он помогает справиться с неприятностями

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Прогуляться по лесу, послушать пение птиц, погладить спящую на коленях кошку – вот некоторые эффективные способы привести сознание в порядок, вернуться к душевному равновесию, отстраниться от тревог. Есть еще один хороший путь к быстрому достижению спокойствия и умиротворения – заняться маленьким настольным садом камней, воспроизводящим – пусть вольно и не без отступлений от традиций — идеи сада большого, который уже больше тысячи лет создается и поддерживается японцами и считается одним из лучших способов достичь внутренней гармонии.

Японские сады камней – для созерцания и отрешения от забот

Создать свой собственный сад камней в миниатюре – дело не очень сложное, в отличие от устройства настоящего «сухого сада», для которой потребуется специалист, знакомый с тонкостями этого искусства. Но есть смысл прислушаться к тем основным принципам, на которых строится организация таких пространств, ведь именно эти старинные правила вот уже много веков раскрывают потенциал японской философии и японского мировоззрения.

Сад камней Реандзи. Источник: commons.wikimedia.org

Придуманный когда-то дзен-буддистами, сад камней, или карэсансуй, служил местом медитации, обретения спокойствия, а достигалось это состояние благодаря единению с окружающей природой: она всегда была гармонично вписана в жизнь японцев, служила одновременно и пространством, которое окружало человека, и предметом созерцания. Терапевтический эффект естественных ландшафтов буддисты открыли задолго до терапевтов нынешних времен, измеривших и зафиксировавших благотворное влияние природы на показатели здоровья человека.

Сад камней можно организовать даже на очень маленьком пространстве

Эволюция правил создания японских садов для медитации привела к появлению «сухих» садов, то есть лишенных водоемов и вообще воды – точнее, ее роль в данном случае играли другие природные материалы – песок, гравий. Действительно, ровная поверхность песка, особенно белого, особенно выровненная и упорядоченная, может восприниматься как зеркало водной глади, в этом случае камни, установленные в саду, могут «играть роль» островов или гор, или мостов, или кораблей, или черепах – в зависимости от своего внешнего вида и способа размещения в саду.

Читайте также:  Грусть ночь лес сад

Сад, по которому не прогуляться

Знаменитые японские сухие сады, которые давно уже оценили и за пределами Японии, воплощают эстетику «ваби-саби», то есть простоты, подлинности, естественной красоты. Эти сады не для прогулок, они для созерцания – но зрение не перегружают, как не перегружают и остальные органы чувств. Размеры сада камней могут варьироваться – от обширных пространств до совсем небольших цубо-нива, занимающих площадь в два татами (около 3,3 кв. м) – такие устраивают около дома, ими заполняют «ненужное» пространство между двумя зданиями или любое другое, где сад камней может послужить украшением, дать глазам отдохнуть, а мыслям – успокоиться.

Можно украсить сад камней в том числе и фигуркой Будды. Источник: pinterest.com

Совсем маленький сухой сад не требует и площади одного татами – а со своими функциями все равно справляется превосходно. Строгих правил создания сада камней в миниатюре нет – но есть некоторые рекомендации, например, та, что касается материалов, используемых в работе: они должны быть натуральными. Песок, мелкий гравий, галька, камни естественного происхождения; можно дополнить дзен-сад мхом, растением, глиняной фигуркой Будды – но это совершенно не обязательно.

Настольный сад камней. Источник: pinterest.com

Пустота, не заполненное камнями пространство в данном случае будут настолько же важны, насколько и украсившие садик камни, которых тоже не требуется много. Лучше всего подходят камни одной цветовой гаммы, разной формы, сгруппированные по три (или по пять). Их глубинный смысл заключен в неизменности, постоянстве, камни символизируют вечность. В отличие от них, песок или гравий подвержены изменениям, они в сухом саду визуально как бы заменяют воду. В «общении» с мини-садом задействовано и осязание – маленькими инструментами вроде граблей можно приводить песок в упорядоченный вид, создавая на поверхности полосы, или окружности, или рябь, напоминающую морское дно или облака.

Сад камней: гармония с природой, душевное равновесие, способ медитации

Маленький сад карэсансуй становится как будто микро-миром, в котором нет ничего лишнего, который дарит спокойствие и силу, в котором, наконец, просто наводить порядок с помощью несложных, но затягивающих, медитативных манипуляций. Можно «причесывать» поверхность песка, можно переставлять камни или заменять их, дополнять садик новыми элементами или убирать имеющиеся, в зависимости от собственного желания. Настольный сад камней – что-то вроде легального и признанного обществом способа для взрослого «поиграть», прикоснуться к поверхностям, которые хорошо знакомы каждому ребенку.

Специальными инструментами разглаживается песок, создаются узоры, имитирующие волны или морскую рябь

Благотворное влияние такого сада на психологическое состояние человека подтверждают и исследования, предлагающие разве что неодинаковые версии объяснения такого воздействия. Завести себе мини-садик неподалеку от компьютера означает повысить работоспособность в течение дня или, как минимум, сделать этот рабочий день более приятным и лишенным стресса. А вот воспроизвести чайную церемонию во время перерыва не получится, уж слишком она традиционна и наполнена ритуалами: Вот как она появилась и в чем ее тайный смысл.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оцените статью