Сад итальянского домика кусково

Музей Музей-усадьба «Кусково». Итальянский домик

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Итальянский домик был выстроен в 1754—1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова — тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой.

В художественном образе Итальянского домика, его архитектурном облике и связи с парковым окружением нашло отражение своеобразие культуры того времени, легкое ощущение непринужденной игры, поэзия природы и искусства. Остается только удивляться, насколько тонко понял сущность итальянской культуры, никогда не выезжавший за границу (за исключением Рейнского похода в молодости), но чуткий к эстетическим нюансам русский граф Петр Борисович Шереметев, создавая «свою Италию» с ее ярко выраженным художественным складом жизни, где роскошью считалось обладание прекрасным, а не изнеженный комфорт.

Фотографии и идея: Вадим Разумов
Аудио и сведение: Александр Телицын

Особая благодарность за сотрудничество и помощь в работе над гидом заместителю директора по научной работе Сягаевой Людмиле Венадьевне, а также экскурсоводу Гаянэ Аветян за озвучку.

Рассказ об усадьбе и аудиогиде: deadokey.livejournal.com

Официальный сайт музея-усадьбы Кусково: kuskovo.ru

Источник

Итальянский домик в Кусково

Вход в Итальянский домик в Кусково

Одной из архитектурных изюминок и вместилищ художественных шедевров графской усадьбы Шереметевых в Кусково является Итальянский домик. Компактная двухэтажная постройка расположена рядом с небольшим прудом, носящим аналогичное название.

Классического стиля здание украшено неброскими декоративными элементами, окрашенными в неяркие тона. Наиболее видной и приметной выглядит балюстрада с вазами, украшающая карниз крыши.

Проектировал парковую постройку близкий доверенный приближенный Петра Первого, потомок боярского рода Кологривов, который скончался до завершения строительства. Он за казенный счет постигал точные науки в Голландии и архитектуру в Италии, выбирал зодчих и художников для работы в России. Итальянский домик стал интерпретацией его воспоминаний о виллах южной страны.

Итальянский домик – расположение и облик

На обзорной фотографии, где Итальянский домик указан стрелкой, есть и другие павильоны, выполненные с участием Кологривова. Ближайшим из таковых является Грот, находящийся в нескольких метрах, тоже возле Итальянского пруда. Мы уже посещали некоторые строения, выполненные в национальном колорите – это Швейцарский домик и Голландский домик в Кусково.

Вид с высоты птичьего полета на Итальянский домик в Кусково

Положение этих зданий высотное фото не демонстрирует, слишком обширна усадьба Кусково. По вышеприведенным ссылкам можно это узнать из наших статей. Достопримечательности, вошедшие в кадр камеры коптера, в большинстве своем уже названы, а часть их описана. Это прежде всего церковь Спаса Всемилостивого в Кусково, последуют и новые публикации. Пока вернемся к предмету обзора.

Читайте также:  Беседки перголы в саду

Вид со стороны восточного входа в усадьбу на Итальянский домик лучше прочих отражает его особенности и красоту.

На заглавной фотографии статьи Итальянский домик показан видом из парка в направлении Большого пруда и дворца Шереметевых. Со стороны восточного входа в парк здание смотрится более внушительно и живописно. Видна застекленная веранда и балконом, над которой балюстрада выполнена уступом внутрь. Восточная часть территории украшена упорядоченными цветочными клумбами, предваряющими регулярную центральную аллею.

Внутренний осмотр павильона

Помещения нижнего этажа павильона задумывались как хранилища произведений искусства, исторических редкостей и других коллекций графского семейства. Поэтому высота потолков здесь минимальна, отсутствует пышность в оформлении, отделка относительно скромная. Итальянский домик встречает посетителей небольшим холлом, ведущим в прихожую.

Холл перед прихожей Итальянского домика украшен бронзовыми стенными подсвечниками и женским бюстом на постаменте.

Углубленная в стену ниша украшена колонной из поделочного камня с установленным на ней женским бюстом. По бокам ниши в простенках помещены подвесные подсвечники из бронзы, выполненные в виде растительных стеблей. Отделанная белым кафелем отопительная печь мало заметна, на ручке дверцы повешена информационная табличка об экспонатах.

Далее посетители попадают в прихожую, где объектов для обозрения уже побольше. Это массивные напольные часы с римскими цифрами, в высоту достигающими уровня люстры на цепных подвесках. По сторонам от хронометра старинные — гравюры с итальянскими видами. Угол занят объемистым нагревателем, топку которого мы видели в холле.

Итальянский домик выставляет в своей прихожей несколько любопытных экспонатов, от большой картины до старинных часов.

На нагревателе несколько ваз, рассмотрение которых затруднено. Рядом примечательный комод, ящички которого инкрустированы мозаичными изображениями зверей и пейзажей. Сверху – изделие из декоративного камня в форме цветочного горшка с искусственным деревцем. Изготовлено оно из металла мастерами ковки, на листьях даже гусеницы показаны. На стене справа – картина с устрашающим названием Торжество смерти, но это не копия Брейгеля.

Весьма примечательный экспонат помещен под лестницей на второй этаж, это прекрасное произведение неизвестных мебельщиков. Секретер с опущенной столешницей густо украшен рельефной резьбой по дереву. Многочисленные и разнообразные фигурки, почти скульптуры по объему, размещены по всем ребрам и плоскостям изделия.

Исключительно тонкой работы резной деревянный секретер со скульптурной резьбой почему-то установлен под лестницей Итальянского домика.

Они же в сочетании с узорами выполнены на дверцах внутренних ящичков и на створках нижних дверок секретера. Наверняка многим посещающим Итальянский домик приходит на ум мысль о том, что подобный образец достоин быть помещенным на более почетное и видное место. Однако указывать музейным работникам вне компетенции публики.

Переходим на второй этаж

Подъем по лестнице, ведущей на верхний этаж, производит впечатление, что Итальянский домик не столь мал, каким кажется. После приземистого первого яруса наверху оказывается гораздо просторнее, высокие окна дают прекрасную освещенность даже при спущенных занавесях. Белый и салатный цвета стен хорошо сочетаются.

 Преодолевая лестницу Итальянского домика, попадаешь в помещения с гораздо более высокими потолками.

Лестница здесь довольно узкая, перила массивные, с фигурными балясинами. Поднимаясь по ней, посетители рассматривают развешенные живописные произведения различных жанров и техники исполнения. Прямо над головой – жанровая картина из сельской жизни, в угловом простенке – гравюры с городскими видами.

Читайте также:  Школа сад 7 ханты мансийск

Первая после подъема – Дубовый кабинет, боковая комната, окна которой выходят на две стороны здания. Мебели здесь установлено немного, деревянные стеновые панели при этом как бы заполняют пространство. Аналогично действует плоская рисованная фигура, которыми в давние времена часто оснащали редко посещаемые помещения.

Дубовый кабинет с деревянной обшивкой – первая после лестницы комната второго этажа Итальянского домика.

Зато здесь наилучшие виды из окон на окружающие Итальянский домик красоты, как будто специально для их созерцания и подобрана мебель. Мебельные изделия довольно своеобразны, могли бы стать образцами для современных дизайнеров. Такие сиденья прекрасно подошли бы и современным загородным жителям, наслаждающимся природой.

Бальный зал

Самое большое помещение, которым может похвалиться Итальянский домик, — его бальный зал, оформленный с претензиями на дворцовый облик. Наклонный переход от стен к потолку, на котором выделяются лепные украшения, образует запоминающийся фриз. Круглые миниатюры на фризе словно предваряют обширную потолочную роспись, заключенную в фигурное позолоченное обрамление.

По убранству своего Балетного зала Итальянский домик может претендовать на сравнение с дворцами.

Бальный зал обставлен и оформлен с соблюдением симметрии боковых стен относительно продольной, с несколькими выходами на веранду. По боковым стенам напротив друг друга оборудованы два камина с большими зеркалами над каминными досками, на которых размещены однотипные скульптуры. На постаментах с обеих сторон каминов выставлены бюсты, изображающие римских божеств.

 Балетный зал Итальянского домика имеет несколько дверей на застекленную веранду, поэтому залит солнечным светом.

Парадное помещение действительно вполне пригодно для небольших приемов или танцевальных мероприятий. Восстановленное практически заново паркетное покрытие пола изготовлено по сохранившимся аналогам соответствующего времени. Наличие крытой застекленной веранды и выходов на нее из бального зала – дополнительный плюс этого помещения. В левом углу привлекает внимание позолоченная статуя, сияющая в солнечных лучах.

 Балансирующий с факелом на дощечке шаловливый Амур – не скульптура только, но и позолоченный канделябр

Кудрявый Амур на пьедестале, по высоте равном его росту, на самом деле крупный канделябр. Шалящий мальчишка балансирует на дощечке, уложенной на груду камней, с факелом в левой руке. Видимо, в силу уникальности предмета он единственный, оставленный без симметричного в противоположном углу.

Веранда и остальные помещения

Застекленная крытая веранда – принадлежность Итальянского дома, скопированная с жилищ солнечной страны. Жаркий тамошний климат делал подобные помещения насущной необходимостью, здесь же это просто соответствие источнику копирования. Меблировка помещения выполнена с расчетом на комфортный и безмятежный отдых.

 Застекленная веранда, которой Итальянский домик оснащен по итальянскому обычаю, располагает к безмятежному отдыху.

Однако, если вдуматься, крытая застекленная лоджия сейчас стала довольно обыденной. Они оборудуются не только в частных коттеджах, лоджии входят уже в базовую комплектацию многоэтажных жилых домов передовых серий. Никакое это не излишество, а явный шаг вперед в обеспечении комфортности проживания.

Комната с чугунным камином, обитая деревянными панелями – Дубовая проходная, ведущая к помещению Картинной галереи. Благородная древесина тщательно отполирована, панели щедро украшены позолоченными металлическими накладками.

Дубовый кабине Итальянского домика действительно обшит этой древесиной, украшенной позолоченными вставками.

Комбинацию позолоченных деталей с элитным деревом в отделке проходной следует признать очень удачной. Мало какая отделка может соперничать с природным материалом, если как следует его преподнести. Сравните сами хоть с парадным залом, хоть с любым другим помещением, которыми располагает Итальянский домик.

Читайте также:  Охрана труда школа сад

Картинная галерея выполняет выставочную функцию для неплохого собрания живописи, которым владеет Итальянский домик как музейный филиал. Произведения размещены так называемым шпалерным методом, предполагающим создание сплошного художественного пространства. Тем не менее в коллекции выделяются некоторые произведения, сделавшие бы честь и более крутым экспозициям. Редкий у нас мастер Саверей представлен картиной Рай с многими прекрасно изображенными животными, голландец Ян Бота – сельскими пейзажами.

Итальянский домик в своей картинной галерее, с росписью на потолке, представляет ряд очень ценных живописных полотен.

Небольшое полотно ван Бадена – один из первых изображений городских видов. Венецианское полотно Девушка с веткой зелени в волосах написано представителем редкой художественной школы. Все эти шедевры осеняет и объединяет потолочная роспись – сцена Зефир и Флора, выполненная крепостным живописцем Красовским.

Прощальный кадр

Покидая после осмотра усадьбу Кусково через восточный выход, можно сделать удачную фотографию. Итальянский домик отражается в водном зеркале одноименного пруда, благодаря чистой воде и безветрию отражение зеркально точное. Такая картинка не может оставить равнодушным никого из посетивших бывшее графское имение.

Зеркально отраженный в водной глади Итальянский домик – отличное фото на память об усадьбе Кусково.

Усадьба Кусково, бывшее графское загородное имение, давно находится в городской черте столицы. Обилие достопримечательностей, в том числе Итальянский домик, в сочетании с прекрасным парком – великолепное место отдыха. Побывать здесь и познавательно, и позволяет отдохнуть на природе.

Источник

Посещение Итальянского домика в музее-усадьбе «Кусково»

0 slide

Итальянский домик выполнял функцию дворца для малых приемов. Он был выстроен в 1754–1755 годах под руководством Юрия Кологривова — тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же.

Итальянский домик — выполнял функцию дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.

Итальянский домик выполнял функцию дворца для малых приемов. Он был выстроен в 1754–1755 годах под руководством Юрия Кологривова — тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлеемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

Источник

Оцените статью