Сад имени баумана грот бельведер

Таинственный грот в Саду имени Баумана манит посетителей

Таинственный грот в Саду имени Баумана манит посетителей

Одно из самых необычных украшений Сада имени Баумана — грот «Бельведер». Не так давно его отреставрировали: старинная каменная постройка, имитирующая природную пещеру, получила новую жизнь. Теперь здесь проходят, например, поэтические вечера, фестивали и модные показы.

Слово «бельведер» в переводе с итальянского означает «прекрасный вид». Архитекторы использовали его для обозначения постройки на возвышенном месте с хорошим обзором. В XVIII веке на французский манер бельведером стали называть любое парковое сооружение с видами на окрестности. И грот в Саду имени Баумана отлично вписался в эту концепцию.

Его построили более 200 лет назад в южной части усадебного сада, который когда-то входил в состав обширного владения купца Николая Стахеева. Грот стоит у подножия небольшого холма с пологими склонами и смотровой площадкой на вершине. Можно представить, как пару веков назад летним днем знатные дамы и господа искали прохлады в искусственной пещере. А по вечерам поднимались наверх, чтобы полюбоваться местными красотами в теплых лучах закатного солнца.

— В советское время грот использовался по-разному. Например, на вершине располагалась палатка, а на террасах стояли столики, внутри грота была кухня и даже буфет, — рассказал директор Сада имени Баумана Александр Ликутов.

Чтобы организовать заведение общепита, к гроту пристроили подсобное помещение. Его использовали в том числе как склад. Кроме того, зимой, по воспоминаниям старожилов, дети катались с холма на санках. Грот хоть и выложен из необтесанного дикого камня, но к такому был не готов. В 2009 году его закрыли для посетителей как аварийную постройку.

— Каменная кладка была сильно разрушена, — вспоминает, как выглядел грот еще несколько лет назад, гендиректор компании, которая его отреставрировала, Дильшад Гайнулин. — Находиться рядом было небезопасно: с правой стороны, например, опора держалась на честном слове.

Арка и лестница слева до наших дней, увы, не сохранились. Да и состояние смотровой площадки оставляло желать лучшего. В ней зияли огромные дыры, поросшие кустарниками, а вместо оригинального каменного мощения специалисты обнаружили цементные стяжки и асфальт.

На то, чтобы вернуть гроту исторический облик, ушло два года. Для начала реставраторы с помощью хитрого раствора — микроцемента — укрепили грунт, фундамент, стены и свод «Бельведера». Затем взялись за восстановление каменной кладки и воссоздание утраченных элементов. В работе использовали натуральный известняк. В частности, лестницы сделали из бутового камня, который удалось найти в Подмосковье на месте снесенного дома XVIII века.

Читайте также:  Схема расстановки камней сад

— Что удивительно, внешне грот выглядит массивно, но построили его в свое время аккуратно, — говорит Гайнулин. — Это не просто навал камней. На самом деле конструктив грота — кирпичная кладка, которая идет по кругу, и венчает ее что-то вроде металлического зонтика из кованого металла. И уже в этом каркасе набирался камень.

Современные мастера придерживались технологии XIX века. Реставрацию доверили каменщикам с большим опытом — они работали и на Соловках, и в Москве.

— Обратите внимание на арки грота, — показывает детали Гайнулин. — Как грамотно сделаны замковые камни — именно так было раньше.

Справа от грота реставраторы нашли и восстановили каменный каскад. Есть версия, что когда-то там был фонтан, но он не сохранился.

— Каскад состоит из четырех частей. Правда, когда мы пришли, была видна только нижняя полуразрушенная чаша, — рассказывает Гайнулин. — Остальные части мы обнаружили во время подготовительных работ.

Восстановленный каскад украсили бронзовой скульптурой, созданной по мотивам «Танцевального упражнения» Огюста Родена.

Привели в порядок и подсобное помещение, появившееся в советское время. Теперь оно выглядит в духе XIX века. Здесь же установили мультимедийный экран — источник информации о саде.

— Известно, что в конце XIX века купец Стахеев вместе с супругой переехал в Монте-Карло, где его затянули азартные игры, — согласился рассказать одну из городских баек Александр Ликутов. — По легенде, после революции Стахеев все-таки секретно вернулся в Москву, чтобы через подземный ход, расположенный в гроте, забрать ценности из тайника в собственном доме.

Но ничего у него не вышло: бывшего купца схватили и отвезли на Лубянку, где его допрашивал Дзержинский.

— Стахеев предложил в обмен на свободу раскрыть, где тайник, — продолжает Ликутов. — Условия приняли. Более того, Стахееву назначили пожизненную пенсию. А на изъятые деньги построили Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади.

К слову, во время реставрации никаких следов подземного хода не обнаружили.

Источник

В саду имени Н.Э. Баумана завершилась реставрация грота конца XVIII — начала XIX века

В саду имени Н.Э. Баумана завершилась реставрация грота конца XVIII — начала XIX века

Реставрация грота «Бельведер» продолжалась два года. Специалистам удалось воссоздать его исторический облик.

В саду имени Н.Э. Баумана отреставрировали старинный каменный грот «Бельведер». Об этом в своем телеграм-канале рассказал Сергей Собянин.

Грот был построен около 200 лет назад. В то время на территории находилось владение купца Николая Стахеева.

«Бельведер» признан объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен у подножия небольшого холма с пологими склонами и смотровой площадкой на вершине, стоя на которой можно любоваться местными красотами. Каменная кладка многоуровневого грота имитирует природную пещеру.

В советское время «Бельведер» пытались превратить то в заведение общепита, то в складское помещение. В итоге памятник сильно пострадал и долго был закрыт для посетителей из-за аварийного состояния. Стальные балки, поддерживающие свод, были поражены коррозией, каменная кладка частично повреждена, стены деформированы, а лестницы и смотровая площадка наверху серьезно разрушены. Гроту грозило полное обрушение. Местные жители, часто посещающие сад, неоднократно обращались с просьбами о его реставрации.

Читайте также:  Принцип устройства сада камней

Работы по спасению уникального памятника велись на протяжении двух лет, и сейчас он вновь открыт для горожан. Теперь здесь можно узнать об истории сада. Для этого установили мультимедийный экран.

«Специалисты проделали огромную работу. Им удалось воссоздать каменный каскад, который когда-то украшал верхние уровни грота, но давно считался утраченным. Также они восстановили смотровую площадку и разрушенные лестницы и полностью отреставрировали каменную и кирпичную кладку. Грот готов встречать посетителей обновленным, удобным и прекрасным», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Для восстановления грота необходимо было заменить несущие конструкции, отреставрировать и воссоздать лестницы и кладку, укрепить грунт.

В 2018–2019 годах была подготовлена проектно-сметная документация на проведение реставрационных работ.

Памятник восстанавливали в два этапа. В 2020-м расчистили смотровую площадку, укрепили фундамент, стены и свод, отреставрировали каменную кладку и провели грунтовые работы. А в 2021-м привели в порядок лестницы и арки, поставили декоративные ограждения, проложили электрические сети, сделали архитектурную подсветку. Специалистам удалось сохранить первоначальный дикий облик грота. На склоне у верхнего яруса каменного каскада установили скульптуру, созданную по мотивам известного произведения Огюста Родена «Танцевальное упражнение». Вдохновленный его лаконичностью, автор символично изобразил фигуру девушки в движении, это еще не сам танец, а скорее разминка перед ним.

Сад имени Баумана — уютный исторический уголок, расположенный между Старой Басманной и Новой Басманной улицами в центре Москвы. Его территория признана объектом культурного наследия — памятником садово-паркового искусства регионального значения.

История сада началась в конце XVIII века, когда князь Михаил Голицын передал городу часть своей усадьбы. Позднее к нему также присоединили участки соседних усадеб. В саду сохранились исторические строения.

Источник

После реставрации из грота в саду Баумана исчезли «следы» пивнушки

В саду имени Н.Э.Баумана отреставрировали грот «Бельведер» конца XVIII – начала XIX века. В последние десятилетия памятник архитектуры находился в разрушенном состоянии. В рамках проекта специалисты заменили несущие конструкции, укрепили свод, восстановили арки, лестницы и историческую кладку каменного каскада.

Специалистам удалось сохранить первоначальный «дикий» облик

Как стало известно «МК», восстановление объекта культурного наследия заняло около двух лет и происходило в два этапа. Сначала расчистили смотровую площадку, укрепили фундамент, стены и свод. Специалисты провели грунтовые работы и отреставрировали каменную кладку, имитирующую природную пещеру. Следом восстановили лестницы и арки, поставили декоративные ограждения, оборудовали подсветку. На склоне у верхнего яруса каскада появилась скульптура по мотивам известного произведения Огюста Родена «Танцевальное упражнение».

Читайте также:  Обрезка сада для начинающих

Грот был построен около двух веков назад, в то время территорией владел купец, золотопромышленник и чаеторговец Николай Стахеев. Он выстроил особняк с роскошным оформлением, примерно в то же время в приусадебном парке появился «Бельведер». Владелец не поскупился на отделку достопримечательности.

На вершине грота расположилась беседка, из которой открывался чудесный вид на окрестности. Ступеньки на западном склоне вели к фигурному бассейну, у которого была установлена бронзовая скульптура девушки с лебедем. А по периметру композиции находились скульптуры античных богов: Вак[а, Сатурна, Цереры и Флоры. В пещерах грота по праздникам устраивались концерты, а в обычные дни они служили местом для бесед.

После Октябрьской революции 1917 года усадьба стала частью сада имени Н.Э.Баумана. В советские годы внутри грота функционировали шашлычная, буфет и пивной бар. Декоративное и скульптурное оформление со временем почти полностью разрушились, та же печальная участь постигла и бассейн. Сохранилась только пещера с обзорной площадкой и лестницы. В 90-е годы «пивнушку» закрыли, грот получил статус памятника архитектуры. В 2010-х годах его состояние стало аварийным, памятник обнесли забором и забыли. И вот спустя много десятилетий объект культурного наследия отреставрирован и восстановлен.

Источник

Грот «Бельведер»

Грот «Бельведер»

Сад им. Н. Э. Баумана — это настоящий райский уголок, небольшой зеленый оазис, удобно раскинувшийся прямо в центре столицы. Кроме ухоженных аллей, вымощенных плиткой и удобных лавочек в тени вековых деревьев, в парке есть достаточно много архитектурных памятников и прочих интересных объектов.

Среди них в первую очередь стоит назвать декоративный грот, который представляет собой весьма уникальное сооружение. Когда-то строительство гротов было на пике популярности. Считалось, что они олицетворяют собой связь с античным наследием и привносят дух романтизма.

Поэтому нет ничего странного в том, что одной из изюминок парковой зоны, создаваемой в соответствии с лучшими тенденциями паркового искусства Франции, Англии и Голландии, начиная с 18-го века, стал грот «Бельведер».

Сразу после своей постройки он превратился в одно из лучших украшений сада. В его пещерах выступали музыканты и велись задушевные беседы. На вершине грота много лет назад стояла красивая беседка-бельведер, с которой открывался потрясающий обзор на живописные окрестности. Кроме беседки грот украшал еще и фонтан со скульптурой молодой девушки, в руках которой был лебедь. Из его клюва била водяная струя. По периметру стояли статуи, олицетворяющие собой разные времена года.

Во времена советской власти внешний вид грота «Бельведер» серьезно подпортился. Все статуи и прочие украшения исчезли.

На сегодняшний день грот признан архитектурным памятником, взятым под охрану государства. В нем активно ведется масштабная реконструкция.

Народные названия, топонимы

Источник

Оцените статью