- Комитет по культуре Санкт‑Петербурга
- Интерактивная выставка Иосиф Бродский. «Сохрани мою тень» в саду Фонтанного Дома
- Постоянная экспозиция Музея Анны Ахматовой «Иосиф Бродский. „Сохрани мою тень“»
- Для организаторов мероприятий
- Рецепты летнего отдыха от KudaGo
- Когда?
- Выставка в саду Фонтанного дома — Иосиф Бродский. «Сохрани мою тень»
- Сад фонтанного дома бродский
- Использование устаревшего браузера повышает риск взлома вашего компьютера. Обновите свой браузер!
- Вход
- Регистрация
- Восстановление пароля
- Выставка «Иосиф Бродский. Сохрани мою тень»
Комитет по культуре Санкт‑Петербурга
Интерактивная выставка Иосиф Бродский. «Сохрани мою тень» в саду Фонтанного Дома
Выставка Иосиф Бродский. «Сохрани мою тень» превращает в территорию поэтической археологии садовую стену, сохранившую слои времени, отпечатки предметов, артефакты. В основе художественного замысла – фотографии «полутора комнат» коммунальной квартиры на Литейном, 24, где Бродский жил с родителями. Они сделаны в 1972 году, в день вынужденного отъезда поэта в эмиграцию.
Открытое пространство соразмерно выбранной теме: поэзия как свобода, как способ преодолевать расстояние и время. Вход на выставку тоже свободный.
В саду Фонтанного Дома на стене проступают контуры коммунальной квартиры. На входной двери – множество звонков. Нажав кнопку, можно услышать голос Бродского, читающего стихи-посвящения близким и друзьям. В коридоре – телефонный аппарат, один на несколько семей, окаменевшее пальто с любимой книгой или фотографией в кармане. В кухне – ржавчина на раковине, как чей-то профиль. Под слоями обоев обнаруживаются черновики стихов, полустертые надписи, билеты в кино…
Двигаясь вдоль стены вглубь сада, можно услышать разговоры, мысли вслух, отрывки из стихотворений или интервью. Все это – части одной большой симфонии. Можно задержаться и дослушать фрагмент до конца, а можно просто погрузиться в общую звуковую атмосферу.
Для Бродского Шереметевский дворец (Фонтанный Дом) прежде всего связан с именем Анны Ахматовой, прожившей здесь более 30 лет. Девиз рода Шереметевых – «Deus conservat omnia» — «Бог сохраняет все». Поэтому «тень» Бродского, хотя здесь он никогда не бывал, приютила стена сада.
Выставка продлится с 3 ноября по 31 декабря.
Источник
Постоянная экспозиция Музея Анны Ахматовой «Иосиф Бродский. „Сохрани мою тень“»
Для организаторов мероприятий
Стена Фонтанного дома, в котором располагается Музей Анны Ахматовой, превратилась в выставку под открытым небом, посвящённую «полутора комнатам» Иосифа Бродского — коммункалке на Литейном, где поэт жил с 1955 по 1972 год. Фасад здания в прямом смысле слова несёт в себе отпечатки времени и следы самого Бродского. Здесь можно увидеть фотографии, «окаменевшее» пальто, телефонный аппарат, обрывки стихов, всевозможные артефакты. Необычная экспозиция, наполненная эхом воспоминаний, переносит зрителей в эпоху юности поэта, когда об эмиграции ещё не было и речи.
Рецепты летнего отдыха от KudaGo
- Это лето будет лучшим: топ мест и событий сезона
- Ешь, пей, танцуй: отрывайся под солнцем и в тени
- Возьми от лета всё: лучшие скидки и предложения
- Летим на шашлындос! Отдых на природе
- Лето в городе: необычные маршруты для прогулок
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Когда?
Источник
Выставка в саду Фонтанного дома — Иосиф Бродский. «Сохрани мою тень»
В саду Фонтанного Дома работает выставка под открытым небом — Иосиф Бродский. «Сохрани мою тень». Она посвящена памяти Иосифа Бродского. Открытое пространство соответствует замыслу организаторов выставки: поэзия как свобода, как способ преодолевать расстояние и время.
Экспозиция превращает садовую стену в территорию поэтической археологии эпохи 1960-х–1970-х годов, времени юности Иосифа Бродского, сохранившую отпечатки предметов того времени.
Цель выставки не показать реальные экспонаты, а передать атмосферу времени жизни поэта и его современников.
В основе художественного замысла – фотографии «полутора комнат» коммунальной квартиры на Литейном, 24, где жил Иосиф Бродский с родителями. Они сделаны в 1972 году в день вынужденного отъезда поэта в эмиграцию.
Интересно двигаться вдоль садовой стены на которой проступают контуры коммуналки, из которой уезжал поэт. Она практически вся исписана цитатами стихов Бродского.
Вдоль стены нужно идти медленно и вглядываться, вчитываться, вслушиваться.
На входной двери множество звонков. Рядом с ними фамилии и инициалы его близких и друзей. Нажав кнопку, можно услышать голос Бродского, читающего им стихи-посвящения.
Окаменевшее пальто на сломанной вешалке, кем-то оставленная обувь.
Комнаты со старыми вещами
Остановившиеся часы и шкаф с папками
Старый уличный телефон, на котором посетители пытаются набрать номер мобильного и удивляются что он молчит
Кухня — из-под обвалившейся плитки проступает контур лица.
Печь, оставшаяся с дореволюционных времен
Упавшая сушилка для посуды
Сохнувшие у плиты на коммунальной кухне простыни и пододеяльники
Замоченное в общей ванне белье и
Все это элементы коммуналки. Ее непременные атрибуты
Во время экскурсии можно отсканировать QR-коды и узнать ещё немало интересного.
Под слоями обоев обнаруживаются черновики стихов, полустертые надписи
Коридор с оборванным проводом от телефонного аппарата – одного на несколько семей.
Почтовые ящики в парадной
Фотографий на стене немного, но они выразительны, за каждой ощущается ушедшая эпоха.
Как о многом говорит нижний снимок.
На дне рождения Ростроповича Леонид Лубяницкий сделал знаменитую теперь фотографию, на которой стоят рядом улыбающиеся Галич, Ростропович и Вишневская, серьезный Бродский и хохочущий Барышников».
Почему-то лишь уехав из Советского Союза они смогли почувствовать себя свободными людьми
Людям, жившим в то время и в подобных условиях, на собственной шкуре в полной мере ощутившим его специфику, каждый артефакт напоминает нечто конкретное, до боли знакомое, лично пережитое.
Люди наших дней ничего подобного представить себе не могут. Поэтому, думаю что им будет интересно проникнуться атмосферу 1960-70 годов.
Источник
Сад фонтанного дома бродский
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»
В Музее Анны Ахматовой на Литейном проспекте, 53, открывается постоянная экспозиция «Натюрморт», посвященная поэту Иосифу Бродскому.
«Фонтанный дом объединяет традиционное пространство квартиры Пуниных – Ахматовой и литературную экспозицию, посвященную Бродскому. Сам поэт никогда не бывал в этих стенах, но именно здесь хранится уникальное собрание, связанное с его именем. В текстах Иосифа Бродского мир вещей играл огромную роль, поэтому именно идея «Натюрморта» организует экспозицию. Предметы – от дивана, стола, секретера до степлера, открыток, корзинки для бумаг – столпились в центре зала, подчиненные не хронологии, а смыслам», – пишет в своем телеграм-канале вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский.
Ценители творчества поэта Иосифа Бродского, посетив экспозицию, сразу вспомнят его одноименное стихотворение:
. Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них – и внутри нутра.
Внутри у предметов – пыль.
Прах. Древоточец-жук.
Стенки. Сухой мотыль.
Неудобно для рук.
На выставке представлены подлинные вещи нобелевского лауреата, которые связывают два абсолютно разных периода жизни писателя: Бродский – ленинградец и Бродский – американец.
Знаменитое «американское бюро», шкафы, кровать, кресла, стулья, подсвечник, книги, карты, ручки, чемодан… Что эти экспонаты могут рассказать о человеке?
«Важно, что вещи переживут человека. Они – основа памяти о нем, хранящаяся в музеях. В честь известной персоны может быть названа станция метрополитена или установлен памятник, а может быть открыт мемориальный музей. Создавая нашу экспозицию, мы как раз осмысливаем феномен музейной памяти, которая возносит в прямом смысле на пьедестал предметы, которыми человек окружал себя в быту, при этом это самые обычные предметы: степлер, удлинитель, печатные машинки, лампы. Поэтому мы пытаемся те вещи, которые хранят память о Бродском, представить в виде инсталляции, прочитываемой через его же творчество», – рассказывает куратор выставки Павел Котляр.
По его словам, экспонаты при внимательном рассмотрении обязательно что-то, но расскажут гостю о Бродском.
«Человек приходит на выставку, зная, что Бродский – нобелевский лауреат, почетный гражданин Петербурга. На выставке представлен шкаф (сервант), в котором за стеклом стоят игрушечные солдатики, причем именно американские, то есть это не игрушки из его детства. Получается, взрослому Бродскому были не чужды душевные юношеские порывы. В то время как мы помним его холодным, эгоцентричным, в чем-то снобом в очках», – говорит Павел Котляр.
В пространстве расположили примерно одну тысячу вещей и предметов. Всего же в Фонтаном доме хранится почти четыре тысячи личных предметов быта нобелевского лауреата. Большая часть – это ленинградская библиотека: литература, которая «застала» писателя в доме Мурузи, где он жил до своей эмиграции в США в 1972 году.
Кепка и радиоприемник
«У нас с Александром Ивановичем (Александр Иванович Бродский – отец Иосифа Бродского. – Ред) была договоренность, что после его ухода я позабочусь прежде всего о бумагах – архиве семьи. Конечно, в середине 80-х годов думать о том, что в Ленинграде (Петербурге) появится когда-нибудь музей Иосифа Бродского, довольно странно, но тем не менее было ощущение, что нужно сохранить все эти вещи, и это касалось не только бумаг. Поэтому я забрал их из квартиры на хранение. Пока была советская власть, все они лежали у меня дома. Как только СССР исчез, стало понятно, что нужно передавать эти вещи на хранение уже в музей», – рассказывает Яков Гордин – писатель, близкий друг Иосифа Бродского.
Например, среди предметов, которые передал в начале 90-х Яков Гордин в Музей Анны Ахматовой – радиоприемник и кепка поэта. Сегодня они также представлены на экспозиции.
Сравнивая мемориальный музей-квартиру Иосифа Бродского в доме Мурузи и новое выставочное пространство, Яков Гордин подчеркнул, что они очень дополняют друг друга.
«Это одна из любимых идей Бродского, что вещи существуют сами по себе и, возможно, они даже важнее, чем сам человек. На этот счет он никогда не заблуждался и спокойно к этому относился», – сказал писатель.
Собственно, при разработке концепции пространства авторы отталкивались прежде всего от этих самых вещей.
«Я уже знаком с коллекцией, так как работал с ней над одной из экспозиций в Музее Анны Ахматовой, – рассказывает архитектор, автор концепции выставочного зала Сергей Падалко. – За основу мы взяли стихотворение Бродского «Натюрморт». В целом наш собственный натюрморт из вещей поэта складывается в единый пазл из «кубиков». То есть более крупные вещи – шкафы, кресла, кровать дополняют книги, подсвечник, радиоприемник, а их, в свою очередь, – открытки, ручки, значки, карты и так далее. Получается такая единая пирамида».
При этом пространство делает более интимным приглушенный свет, а дополняет звучащее фоном стихотворение «Натюрморт».
«Серый цвет – «цвет отсутствия», в который выкрашены стены лестницы, ведущей в пространство, а также сам выставочный зал в ближайшее время украсит само стихотворение «Натюрморт». Первые строчки будут встречать гостей уже на улице в виде небольшого арт-объекта, а затем будут «вести» гостей в выставочное пространство наверх», – отметил Сергей Падалко.
Добавим, что экспозиция будет доступна для гостей с 22 декабря. Здесь будут проводить медиации с куратором выставки, а также доступен аудиогид. Режим работы можно посмотреть на сайте Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Источник
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Россия
Вход
Регистрация
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Выставка «Иосиф Бродский. Сохрани мою тень»
Весь сад Фонтанного дома займет инсталляция по мотивам жизни поэта в Ленинграде 1960-70-х, подлинные предметы эпохи будут соседствовать с видеопроекциями и сопровождаться голосом Бродского.
Во дворе Фонтанного дома открывается выставка, посвященная временам молодости Иосифа Бродского. Материальные артефакты 1960-70-х сопровождаются тут звуковыми материалами.
Садовая стена станет экспонатом поэтической археологии: зритель разглядит на ней слои времени, отпечатки предметов, контуры коммунальной квартиры. Визуальная часть вдохновлена фотографиями «полутора комнат» на Литейном, 24, где будущий нобелевский лауреат проживал с родителями до отъезда из страны.
В антураже жилища поэта будет разноситься его голос: двигаясь вдоль стены вглубь сада, посетитель услышит разговоры, мысли вслух, обрывки стихотворений и интервью. Инсталляцию задумали и воплотили режиссер Яна Тумина и творческая мануфактура ПТХ.
Источник