Сад эрмитаж в нижнем

Сад эрмитаж в нижнем

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Малый Эрмитаж начался с Висячего сада, который в 1765 году построил архитектор Юрий Фельтен. Сначала это было двухэтажное строение, на первом этаже которого расположился дровяной склад, а на втором были высажены растения. В те годы внутренние сады, или вертограды, были популярны среди знати. Но, в отличие от других, сад Эрмитажа подогревали снизу. Между ним и манежем находился специальный этаж с шанцами — короткими столбиками, между которыми проходили каналы. По ним вверх поднимался нагретый воздух. Благодаря этому в саду всегда было теплее, растения зацветали раньше, чем во всем Петербурге, а листья с деревьев опадали позже.

Еще через год Екатерина распорядилась возвести здесь Южный павильон — покои для своего фаворита, графа Григория Орлова. Фасад Фаворитского корпуса, как его еще называли, выходил на Миллионную улицу. Сегодня здесь располагается Научная библиотека Государственного Эрмитажа.

Читайте также:  Какая компенсация при сносе сада

В 1769 году по проекту Жан-Батиста-Мишеля Валлена-Деламота достроили Северный павильон с окнами на Неву. Вскоре Екатерина II повелела возвести «музеум» — закрыть боковые части сада длинными галереями. Здесь она планировала разместить свою коллекцию картин. Таким образом Висячий сад оказался с четырех сторон окружен дворцовыми постройками.

В 1839 году из-за обильных осадков вода подмыла перекрытия, и в нижнем ярусе Малого Эрмитажа в кладовых обрушился свод. Поэтому в 1840-х годах Висячий сад реконструировали по проекту архитектора Василия Стасова, чуть позже — Андрея Штакеншнейдера. Именно его планировку можно увидеть в открытой части сада в наши дни. Сегодня в сад туристов не пускают, но его можно рассмотреть из окон прилегающих залов и галерей.

По задумке Штакеншнейдера пространство предваряла закрытая оранжерея — Зимний сад. До наших дней он не сохранился, но сотрудники музея восстановили его границы. Из окон Северного павильона в саду можно увидеть низкий парапет — именно здесь находилась стена, которая отделяла Зимний сад от открытого. На основание парапета нанесена гравировка, по которой понятно, где располагались несущие колонны и окна, а на одной из стен под защитным стеклом открыта историческая кирпичная кладка.

В центре сада находится фонтан, который в XIX веке создала женщина-скульптор из Флоренции — Фелиция де Фаво. В те годы женщин среди деятелей искусств было мало и работы их ценили ниже, чем произведения их коллег-мужчин. Однако императорская семья после визита во Флоренцию заказала несколько скульптур «девицы Фаво» для своих резиденций.

Сад украшают несколько скульптур, в том числе — «Аполлон», «Юнона», «Диана» и «Венера» итальянца Антонио Тарсиа. Все фигуры в саду — точные копии произведений, оригиналы хранятся в запасниках Эрмитажа.

Цветники в саду тоже восстановлены по рисункам архитектора Андрея Штакеншнейдера. Они выполнены в викторианском стиле: здесь можно увидеть и симметричные ряды растений, и хаотичные группы. В саду высажены те же цветы, что и в середине XIX века. Сегодня они кажутся обычными, но для позапрошлого столетия это были новые, модные сорта: фритиллярии, розы, туи, дерен, жимолость, лапчатка и удивительная для середины XIX века белая сирень. Украшать шляпки веточкой белой сирени могли только очень состоятельные дамы: многим эти цветы были не по карману. Некоторые садовники шли на хитрость и помещали сирень в подвал: из-за недостатка света цветки получились бледные, почти белые.

Читайте также:  Сад зимой на даче

Во время блокады Ленинграда в Висячем саду Эрмитажа выращивали овощи: картошку, капусту, корнеплоды, и эти заготовки спасли не одну жизнь.

В наши дни цветущие растения здесь высаживают два раза в год: в начале лета — розы сортов Эрмитаж и Эден Роуз, а осенью — тюльпаны Эрмитаж и фритиллярию Аврора.

Источник

mashenka9024

1
Вероятнее всего вы уже побывали в Санкт-Петербурге, а, может быть, только мечтаете увидеть роскошные дворцы и исторические здания северной столицы. Но даже если в ближайшее время у вас не получится посетить город на Неве, не стоит отчаиваться. Как оказывается, у нас в Нижнем Новгороде есть достопримечательности, которые по красоте не уступают петербуржским. Например, великолепный особняк на берегу Волги, который входит в архитектурный комплекс-музей «Усадьба Рукавишниковых» и иногда называют «Нижегородским Эрмитажем». Это здание первой половины XIX века — одно из самых старинных и исторически ценных в нашем городе.
2
Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву, однако в 1840-х годах он перешел за долги владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику – процентщику М. Г. Рукавишникову. Его наследнику, С.М. Рукавишникову, небольшого двухэтажного домика было мало, поэтому он решил превратить усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Из четырех миллионов рублей, полученных им в наследство, (огромная по тем временам сумма) один был вложен в этот дом. Для осуществления этой грандиозной идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, выполнивший проект реконструкции старого дома – превращения его в здание дворцового типа, и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид, по второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем, а внутренний дворик с фонтаном и верандой — уютное место для отдыха.
3
После завершения реконструкции, в 1877 году, дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым зданием в Н. Новгороде, привлекавшим внимание и приковывавшим к себе взгляды прохожих. После революции, в 1924 году, в особняке был организован краеведческий музей. За свою столетнюю историю музеем накоплены богатейшие (более 320 тыс. единиц хранения) коллекции. Но, к сожалению, в 1994 году он закрылся на длительную реконструкцию и лишь в 2010 году двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо вновь открылись для посетителей. Реставраторами проделана огромная работа, теперь особняк вновь предстал перед нами в своем первозданном виде.

Читайте также:  Садовый центр твой сад

Что же ожидает нас внутри?

4
При входе в здание музея вы попадаете на прекрасную мраморную парадную лестницу, соединяющую все три этажа. Именно по ней после пышных балов спускались к своим экипажам прекрасные дамы и галантные кавалеры. На трех этажах музея расположились пятьдесят комнат, которые после реставрации предстали перед нами в своем историческом, первозданном виде. Рабочие кабинеты и гостиные, господская столовая и бальные залы поразят вас своим убранством и роскошью. Что удивительно, каждая комната выполнена в своем особенном стиле. Среди них и русский народный, и итальянское барокко, рококо, ампир и даже некоторые элементы готики, всему нашлось место под крышей этого фантастического музея. Его описание сложно уместить в рамках небольшой статьи – нужна как минимум книга. Однако гораздо лучше самому увидеть итальянский мрамор и причудливую лепнину, занимательную мозаику и притягивающие взгляд расписные своды потолков, покрытые сусальным золотом, изящный фонтан во дворе особняка, а также услышать интересную историю этого чудесного места от экскурсоводов. Кстати, меня приятно удивило то, что большинство посетителей усадьбы Рукавишниковых – молодые люди. Надеюсь, что интересоваться своей историей, посещать музеи и ходить на экскурсии снова становится модно.
5
Помните анекдот о том, что редко какой москвич бывал в Третьяковской галерее, а петербуржец в Эрмитаже? Примерно такая же ситуация с нижегородцами в усадьбе Рукавишниковых. Я специально не стал описывать всех прелестей и диковин этого музея, чтобы лишь подстегнуть вас дойти до седьмого дома по Верхневолжской набережной и оказаться в другой эпохе благодаря проникновению в этот дом-музей.

Источник

Оцените статью